Характеристика основных видов движений дыхательной гимнастики. Классификация дыхательной гимнастики
Первые упоминания о применении дыхательных упражнений в китайской медицине относятся к пятому веку до нашей эры. Китайские и японские врачи связывают меньшую частоту инфарктов миокарда в Японии, Китае и Индии, в сравнении с европейскими странами, с популярной у них дыхательной гимнастикой.
Любые физические упражнения прямо связаны с функцией дыхания, и во многих случаях занимающиеся не акцентируют внимание на дыхании, полностью полагаясь на “автоматику” данной функции организма, во многом зависящую не от волевых сознательных усилий человека, а в большей степени от неосознаваемых нейрогуморальных механизмов регуляции. Поэтому, в широком смысле слова, любые виды физической культуры, в которых стимулируется дыхательная функция, можно считать и дыхательной гимнастикой, в том числе бег, лыжи, плавание и т. п. Но в связи с этим под дыхательной гимнастикой в узком смысле следует понимать специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры . Эти упражнения могут быть связаны с телодвижениями в разной степени. Различают динамические и статические дыхательные упражнения.
Дыхательные упражнения статического характера производятся без движений рук и туловища, упражнения динамического характера сопровождаются движениями рук и туловища. В них при акте вдоха в работу включается так называемая дополнительная дыхательная мускулатура (мышцы плечевого пояса, грудной клетки, рук), что способствует большему расширению грудной клетки и делает вдох более глубоким.
К статическим дыхательным упражнениям относятся диафрагмальное дыхание, произнесение на вдохе гласных: у, о, а, согласных: з, с, ж, ш.
Выделяют три типа дыхания: грудное, брюшное, смешанное.
Грудное дыхание начинается с выдоха и выпячивания передней стенки живота с одновременным удалением воздуха из грудной клетки. Во время вдоха втянуть живот и без чрезмерного напряжения набрать воздух в полость грудной клетки. На 2-3с делается вдох, на 3-4с – выдох. Упражнение повторяется 3-5 раз.
Для выполнения брюшного дыхания делается спокойный вдох с выпячиванием живота (2-3с). при выдохе (3-4с) живот максимально втягивается. Упражнение повторяется 3-5 раз. В последующем фазу выдоха желательно постепенно удлинять, не доводя продолжительность до чрезмерного напряжения.
Полное дыхание – наиболее эффективный тип дыхательных упражнений. При его выполнении значительно улучшается газообмен, нормализуется артериальное давление. В начале упражнение осваивается лежа, затем – сидя и стоя. В положении лежа с опущенными вдоль туловища руками сделать спокойный выдох, затем плавно выпятить живот (счет 1-2), опуская как можно ниже диафрагму. При этом непроизвольно начинается вдох – воздух поступает в легкие. Продолжая вдох, расширить нижние ребра, полностью расширить грудную клетку, слегка поднимая плечи и ключицы и подтягивая живот (счет 3 - 4). С началом выдоха опустить плечи ключицы, удалить воздух из грудной полости с одновременным выпячиванием живота (счет 1 - 4). Далее закончить полностью выдох, втягивая живот (счет 5 - 8). Повторить упражнение 3 – 4 раза.
Дыхательные упражнения подразделяют на следующие: динамические, статические.
Динамические дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук, плечевого пояса, туловища; статические (условно) осуществляются при участии диафрагмы, межреберных мышц брюшного пресса и не сочетаются с движениями конечностей и туловища.
При применении дыхательных упражнений следует активизировать выдох. При статическом полном типе дыхания в процессе вдоха и выдоха участвуют все дыхательные мышцы (диафрагма, брюшной пресс, межреберные мышцы).
К статическим дыхательным упражнениям относят : упражнения, изменяющие тип дыхания: вышеописанный полный тип дыхания; грудной тип дыхания; диафрагмальное дыхание; упражнения с дозированным сопротивлением.
Различают общие и специальные дыхательные упражнения. Общие дыхательные упражнения улучшают вентиляцию легких и укрепляют основные дыхательные мышцы. Специальные дыхательные упражнения применяют при заболеваниях легких, при парезах и параличах дыхательной мускулатуры.
Дренажными дыхательными упражнениями называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею с последующим выделением мокроты во время откашливания.
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
А. СТАТИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения (лежа на спине, боку, сидя и стоя):
1. Ритмичное носовое дыхание с закрытым ртом в привычном темпе (продолжительность 30-60 секунд).
2. То же с мысленным подсчетом количества вдохов и выдохов через нос за 15-30-60 с.
3. Ритмичное дыхание через одну ноздрю при зажатой рукой другой ноздре, попеременно по 3-4 раза (30-60 с).
4. Брюшное дыхание. Стараясь держать грудную клетку неподвижной, во время вдоха максимально выпячивают переднюю стенку живота, особенно ее нижнюю часть. Во время выдоха брюшную стенку энергично втягивают. Для зрительного контроля правильности движений руки находятся на груди и животе (4-8-12 раз).
5. Грудное дыхание. Стараясь держать неподвижной переднюю стенку живота, во время вдоха максимально расширяют грудную клетку. При выдохе грудную клетку энергично сжимают. Дышать через нос. Для контроля руки находятся с боков грудной клетки (4-8-12 раз).
6. Полное дыхание. Во время вдоха расширяют грудную клетку с одновременным выпячиванием передней стенки живота. Выдох начинается с энергичного втягивания брюшной стенки и последующего сжимания грудной клетки. Дышать через нос. Для контроля одна рука находится на груди, другая - на животе (4-8-12 раз).
7. Упражнение в произвольном урежении ритма дыхания и его одновременном углублении. Дышать через нос (30-60-120 с).
Б. ДИНАМИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения (в первой ступени всего одно):
1. Равномерное носовое дыхание в сочетании с ходьбой в медленном темпе (на месте или в движении). Может проводиться в виде имитации ходьбы из исходных положений лежа или сидя. Выдох несколько длиннее вдоха, обе фазы выполняются на определенное число шагов (60-120-180 с).
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
На первом ступени приходилось последовательно разучивать статические дыхательные упражнения для сознательного освоения механизма дыхания и умения управлять им. На второй же ступени предусматривается использование статических дыхательных упражнений первой ступени и дополнительных статических упражнений, а также динамических упражнений. На этом этапе особое внимание уделяют умению произвольно менять ритм, темп и амплитуду дыхательных движений. Для освоения его обычно требуется 10-12 самостоятельных занятий с постепенным увеличением продолжительности упражнений.
А. СТАТИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения (лежа на спине, на боку, сидя и стоя):
1. Равномерное дыхание с вдохом через нос и толчкообразным, в 2-3 приема, выдохом через рот (3-6 раз).
2. Равномерное дыхание с вдохом через нос и удлиненным выдохом через рот с произношением гласных или согласных звуков (3-6 раз).
3. Способ дыхания со встречными движениями. Во время вдоха грудная клетка расширяется, а живот втягивается, во время выдоха грудная клетка сжимается, а живот выпячивается. Упражнение выполнять ритмично, без напряжения и бесшумно. Дышать через нос (4-8-12 раз). Это упражнение заимствовано из китайской дыхательной гимнастики.
4. Медленный вдох через нос, выдох одним быстрым движением через рот, затем задержка дыхания на 3-5 секунд (4-8 раз).
5. Быстрый глубокий вдох через рот, медленный выдох через нос (4-8 раз).
1. Лежа на спине, сидя или стоя. Руки опущены, ноги вместе. Поднимание рук через стороны вверх - вдох, возвращение в исходное положение выдох (3-6 раз).
2. Сидя или стоя. Руки в стороны. Произвольное дыхание при вращении рук в плечевых суставах вперед и назад, попеременно по 4 раза в каждую сторону (4-6 раз).
3. Сидя или стоя. Ноги на ширине плеч, руки согнуты, кисти сжаты в кулаки. Удары, имитирующие удары в боксе. Дыхание равномерное (8-10 раз каждой рукой).
4. Лежа на спине, сидя или стоя. Ноги вместе, руки на талии. Отведение прямой ноги в сторону и возвращение в исходное положение - вдох, пауза - выдох (6-8 раз в каждую сторону).
5. Лежа на спине, сидя или стоя. Ноги вытянуты вместе, руки опущены. Попеременное сгибание ног в коленных суставах. При выполнении упражнения - выдох, при возвращении в исходное положение-вдох (6-8 раз каждой ногой).
6. Сидя или стоя. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклоны туловища вперед - выдох, возвращение в исходное положение - вдох (4-8 раз).
7. Лежа, сидя или стоя. Ноги вместе, руки в стороны. Наклоны туловища в стороны. При выполнении упражнения - выдох, при возвращении в исходное положение- вдох (4-8 раз в каждую сторону).
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ
Третья ступень - это освоение навыков дыхания в условиях повышенной нагрузки, выработка правильного дыхания при выполнении бытовых и профессиональных нагрузок. Занятия предусматривают дыхательную гимнастику во время длительных прогулок, спортивных упражнений или игр и т.п. Продолжительность освоения этого этапа более значительная -30-35 самостоятельных занятий.
А. СТАТИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения
Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, копчик, пятки и макушка - на одной линии; смотрите прямо перед собой, плечи расслабьте и опустите, руки сложите на животе.
I. Освоение правил диафрагмального дыхания: на вдохе диафрагму опускайте, живот слегка выпячивайте, на выдохе - втягивайте; выдох чуть длиннее вдоха; дышите ровно, через нос, в привычном для вас темпе; подстраивайте движения под дыхание, а не наоборот.
II. Собственно упражнения.
1. Выполните диафрагмальное дыхание, закрыв глаза, что поможет вам сосредоточиться. Не спешите! Отрабатывайте только дыхание до тех пор, пока оно не станет для вас естественным, и лишь затем добавьте новые движения.
2. На выдохе колени сгибайте, на вдохе - выпрямляйте. Двигайтесь вверх - вниз непрерывно подстраиваясь под дыхание. Чем ниже присядете, тем больше нагрузка.
3. Представьте, что руки лежат на воздушной подушке: ладони - на уровне плеч, пальцы "смотрят" вниз, локти слегка опущены, подмышки не зажимайте. Делая выдох, приседайте, руки опускаются до уровня бедер, вы как бы поглаживаете воздух. На вдохе поднимайтесь, руки также движутся вверх (поначалу чтобы контролировать дыхание, одну руку можете оставить на животе).
Б. ДИНАМИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения:
1. Лежа на спине. Ноги вместе, руки произвольно (в зависимости от силы мышц брюшного пресса). Переход в положение сидя - выдох, возвращение в исходное положение - вдох (6-8-12 раз).
2. Стоя. Ноги вместе, руки на талии. Приседание - выдох, возвращение в исходное положение - вдох (6-10-15 раз).
3. Стоя. Ноги вместе, руки на талии. Подскоки - дыхание равномерное (20-40-60 раз).
4. Равномерное дыхание при беге на месте или в движении в медленном и среднем темпе (30-60 секунд).
5. Углубленное носовое дыхание при ходьбе по лестнице, по запланированному маршруту.
6. Дыхание при плавании - через рот; укороченный энергичный вдох и удлиненный выдох.
Помимо упомянутых выше, применяются также порядковые и строевые упражнения . Они организуют и дисциплинируют больных, вырабатывая необходимые двигательные навыки (построение, повороты, ходьба и т. п.). Подготовительные, или вводные, упражнения подготавливают организм к предстоящей нагрузке. Корригирующие - уменьшают дефекты осанки, исправляют деформации отдельных частей тела, нередко сочетаются с пассивной коррекцией (вытяжением на наклонной плоскости, ношением корсета, массажем).
Упражнения на координацию движений и в равновесии применяются для тренировки вестибулярного аппарата при гипертонической болезни, неврологических заболеваниях и др.
Сюда же относятся упражнения, формирующие бытовые навыки, утраченные в результате того или иного заболевания: застегивание пуговиц, шнурование обуви, зажигание спичек, открывание замка ключом и др. Широко используются лепка, сборка детских пирамидок, мозаика и т.п.
Упражнения в сопротивлении применяются в восстановительном тренировочном периоде лечебной физической культуры, способствуют укреплению мышц, повышают их эластичность, оказывают стимулирующее влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, обмен веществ. Пассивные упражнения назначают для предупреждения тугоподвижности в суставах в случаях, когда больной не может выполнять эти движения. Они стимулируют возможность активных движений благодаря рефлекторному влиянию афферентной импульсации, возникающей в кожных покровах, мышцах, суставах. Под методическим приемом лечение положением понимается специальная укладка конечностей в определенное корригирующее положение с помощью различных приспособлений (лангеты, фиксирующие повязки, лейкопластырные вытяжения и др.). Такое лечение применяется, чтобы создать позицию, физиологически благоприятную для восстановления функции мышц, что особенно важно для предупреждения контрактур и патологических синкинезий. Идеомоторные упражнения улучшают трофику опорно-двигательного аппарата и вызывают реакцию со стороны вегетативных органов, усиливая деятельность сердца, дыхание, обмена веществ, нередко сочетаются с пассивными движениями при контрактурах, параличах и парезах.
Изометрические (статические) напряжения мышц без движений в суставах являются очень важным средством профилактики атрофии мышц при иммобилизации конечностей и как средство восстановления мышц при парезах. Упражнения в расслаблении мышц создают благоприятные условия для кровоснабжения и отдыха мышц после их напряжения, нередко сочетаясь с ним, и тогда эта методика носит название постизометрической релаксации мышц (ПИР). Гимнастические упражнения в воде (в бассейне) находят все большее применение в практике. Теплая вода также способствует расслаблению мышц, размягчению мягких тканей, уменьшает спастичность, снижая тяжесть тела и отдельных его частей, облегчая выполнение упражнений. Физические упражнения в воде показаны при травмах опорно-двигательного аппарата, остеохондрозах, спондилезах, нарушениях осанки и сколиозах, но особенно при параличах и парезах. При поражении вестибулярного аппарата, ампутации нижней конечности используют упражнения в равновесии .
Спортивно-прикладные упражнения. Из спортивно-прикладных упражнений в лечебной физической культуре наиболее часто используют ходьбу, бег, прыжки, метания, лазания, упражнения в равновесии, поднимании и переносе тяжести, дозированную греблю, ходьбу на лыжах, катание на коньках, лечебное плавание, езду на велосипеде, лазание по гимнастической стенке и канату, что способствует окончательному восстановлению поврежденного органа и всего организма в целом, воспитывая у больных настойчивость и уверенность в своих силах.
Упражнения в метании помогают восстанавливать координацию движений, улучшают подвижность суставов, увеличивают силу мышц конечностей и туловища, скорость двигательных реакций. В занятиях лечебной гимнастикой используются набивные мячи, диски, копья, мячи с петлей, гранаты.
Дозированные упражнения: ходьба укрепляет не только мышцы нижних конечностей, но и всего организма в целом за счет ритмичного чередования напряжения и расслабления мышц, улучшая крово- и лимфообращение, дыхание, обмен веществ, и оказывает общеукрепляющее влияние на весь организм; бег равномерно развивает мускулатуру всего тела, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает обмен веществ, вызывает глубокое и ритмичное дыхание. В занятиях лечебной гимнастикой бег используется для тренированных больных с индивидуальной дозировкой при тщательном врачебно-педагогическом контроле; прыжки относятся к кратковременным интенсивным упражнениям, применяемым в период выздоровления с индивидуальной дозировкой под контролем пульса.
Гребля в ЛФК применяется для общей тренировки, отработки ритмичности движений, способствующих выработке глубокого дыхания, развитию и укреплению мышц верхних конечностей, туловища и подвижности позвоночника. Повышение внутрибрюшного давления при гребле положительно влияет на пищеварение и тканевый обмен. Тренировки на чистом, насыщенном водяными парами воздухе оказывают оздоровительное влияние на весь организм, назначаются в дозированной форме с соблюдением кратковременных пауз для отдыха и глубокого дыхания под врачебно-педагогическим контролем.
Лыжные прогулки усиливают работу мышц всего тела, повышают обмен веществ, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, тренируют вестибулярный аппарат, повышают мышечный тонус организма, улучшают настроение, способствуют нормализации состояния нервной системы, так же как и катание на коньках . Назначаются в период выздоровления под врачебно-педагогическим наблюдением хорошо тренированным лицам, умеющим кататься на лыжах и коньках.
Лечебное плавание повышает теплоотдачу и обмен веществ, активизирует кровообращение и дыхание, укрепляет мышцы всего организма, нервную систему, оказывает закаливающее воздействие. С общеоздоровительной целью, а также для укрепления мышц и развития движений в суставах нижних конечностей используется езда на велосипеде. Она тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, вестибулярный аппарат, закаливает организм.
Малоподвижные, подвижные, спортивные игры на месте применяются в лечебной физкультуре для воспитания у больного решительности, настойчивости, сообразительности, ловкости, смелости, дисциплинированности в стадии выздоровления, положительно воздействуя на работу всех органов и систем организма, под врачебно-педагогическим контролем.
Упражнения на тренажерах приобретают все большее распространение в ЛФК и при реабилитации больных и инвалидов. Применение тренажеров позволяет точно дозировать нагрузку и развивать разные физические качества: выносливость, силу мышц и др. Для тренировок сердечно-сосудистой системы применяются: велотренажеры (ножные и ручные), лыжный и гребные тренажеры, третбаны (бегущая дорожка), и др. Для развития силы различных групп мышц существует большое разнообразие тренажеров: блоковые, Кетлера, Давида и др.
Подбор физических упражнений и определение их продолжительности производят с учетом принципа постепенности - от легкого к трудному, от простого к сложному, а также особенностей течения болезни и физической подготовленности больного.
Продолжительность физических упражнений определяется фактическим временем, затрачиваемым больным на их выполнение, и зависит от сложности упражнений. Количество упражненийв комплексе и количество повторений каждого зависит от особенностей течения болезни, характера и вида упражнений, входящих в данный комплекс, и продолжительности их выполнения. Количество повторений гимнастических упражнений для мелких мышечных групп может быть большим, чем для крупных. Темп движения, или быстрота их выполнения, различны. Существуют медленный, средний и быстрый темп движения. В условиях стационара применяют медленный и средний темп, на поликлиническом и санаторном этапах реабилитации - медленный, средний и быстрый темпы. Уменьшение или увеличение амплитуды движений также позволяет регулировать физическую нагрузку. Степень усилия при выполнении движений также влияет на величину нагрузки. При занятиях лечебной физкультурой необходимо постепенно увеличивать нагрузки в упражнениях по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма. Степень сложности движений также влияет на величину нагрузки. При занятиях ЛФК необходимо постепенно усложнять упражнения по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма. Ритм движений, или система их чередований, оказывает большое влияние на работоспособность. Правильно подобранный ритм движений отдаляет наступление утомления, способствует уменьшению нагрузки на нервную систему за счет выработки автоматизма.
Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений зависит от периода заболевания. По мере выздоровления уменьшают количество дыхательных упражнений, увеличивая число специальных упражнений. На занятиях физическими упражнениями важно вызвать у больного положительные эмоции, что повышает лечебно-оздоровительный эффект и отдаляет наступление утомления.
Формы ЛФК. Различают несколько форм проведения занятий ЛФК: утренняя гигиеническая, лечебная гимнастика, самостоятельные занятия физическими упражнениями, лечебная дозированная ходьба и восхождение (терренкур), массовые формы оздоровительной физической культуры, дозированные плавание, гребля, бег и др.
Гигиеническая гимнастика - (утренняя гигиеническая гимнастика, утренняя зарядка) - форма применения лечебной физкультуры, обеспечивающая плавный переход от сна к бодрствованию, организующее и стимулирующее воздействие на организм. Она проводится в соответствии с режимом дня больницы, санатория или реабилитационного центра в специально отведенные часы и является самой распространенной формой занятий лечебной физкультуры. Длительность её от 5 до 15 минут, её проводят со всеми больными, кроме больных находящихся в коматозном состоянии. Её проводят в хорошо проветренном помещении, в спортивной одежде, она может проводиться под музыкальное сопровождение - это повышает её эффективность. В занятия включают упражнения прикладного характера.
Лечебная гимнастика - (урок лечебной физкультуры, процедура лечебной гимнастики) - основная форма применения лечебной физкультуры и наиболее доступное средство потому, что располагает большим разнообразием физических упражнений. Её используют почти при каждом заболевании и любом возрасте и при всех условиях: палате, постели больного, кабинет ЛФК, на воздухе, в воде.
Занятия проводятся индивидуальным, малогрупповым и групповым методом.
Индивидуальные занятия - проводятся с тяжелобольными. Этот метод не является постоянным для этих больных, по мере выздоровления их переводят в группу.
Малогрупповой метод (3-5 человек) проводится с больными, объединенными по принципу единого заболевания_(терапевтические, травматологические и т.д.). Занятия проводят в проветренных палатах.
Групповой метод (8 - 15 человек) проводится с больными находящимися на одинаковом режиме, в одном периоде заболевания, когда решаются сходные задачи. Занятия проводятся в кабинете ЛФК, можно на физкультурной площадке. Данный метод наиболее эффективен, т.к. позволяет воздействовать сразу на большое количество больных.
Занятие лечебной гимнастикой является основной формой восстановления функций пострадавшего органа и всего организма в целом и состоит из трех частей - вводной, основной и заключительной.
Вводный раздел носит характер разминки и имеет целью подготовку занимающегося к выполнению специальных упражнений. С позиций физиологии мышечной деятельности в этом разделе происходит ускорение врабатывания, т.е. мобилизация вегетативных функций, устанавливается наилучшее взаимоотношение между нервной системой, двигательным аппаратом и вегетативными функциями, обеспечивающими движения. По длительности он занимает от 20 до 10 % общего времени.
Основной раздел решает ведущие лечебные задачи, заключающиеся в воздействии как на пораженные органы и системы, так и на весь организм. Он состоит из специальных упражнений, которые чередуются с общеразвивающими, и занимает 60 - 80% всего времени занятия.
Заключительный раздел в ыполняет задачу постепенного снижения нагрузки. Занимает 10 - 20% от общего времени.
При проведении занятий ЛГ необходимо регулировать физическую нагрузку с помощью наблюдения за ответными реакциями организма. Для этого используют кривую физиологической нагрузки, это графическое изображение изменений частоты пульса во время занятий. Наибольший подъем пульса наблюдается в конце основного раздела занятий.
В дозировании имеет значение плотность занятия. Она определяется временем фактического выполнения упражнений и выражается в процентах к общему времени занятия. У стационарных больных она должна не превышать 50%, а в первые дни занятий составлять 20-25% (малая плотность). У лиц с тренирующим режимом и в санаториях допускается плотность 80-90%.
Утренняя гигиеническая гимнастика для больного организма - это специально подобранный комплекс физических упражнений, способствующий переводу организма из состояния сна-торможения к активному режиму дня.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями проводятся больными, умеющими правильно выполнять их и сознательно относящимися к качеству выполнения каждого упражнения. Такие больные должны иметь комплекс физических упражнений, составленный специалистом по ЛФК, с учетом характера заболевания и их индивидуальных особенностей.
Лечебная дозированная ходьба показана для нормализации походки больного после травм и заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а также при нарушениях обмена веществ, для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Дозируется лечебная ходьба скоростью передвижения, длиной дистанции, рельефом местности. Дозированное восхождение (терренкур) - лечение дозированной ходьбой с постепенным подъемом и спуском на специальных маршрутах. Применяется при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушениях обмена веществ, при травматических поражениях опорно-двигательного аппарата и нервной системы. В зависимости от крутизны подъема маршруты терренкура делятся на группы: с углом подъема от 4 до 10°, с углом подъема 11-15° и с углом подъема 16-20°. Наиболее известны маршруты терренкура в Кисловодске, Ессентуках, Сочи.
Дозированные плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и другие могут являться не только средством ЛФК (как разновидность физических упражнений), но и ее самостоятельной формой. Они рассчитаны на дальнейшую тренировку функций пораженных органов и всего организма в целом, а также повышение работоспособности выздоравливающих. Применяются индивидуально с учетом показаний, противопоказаний и соответствующих дозировок. В последнее время широко используются в реабилитации спортсменов, лиц молодого и среднего возрастов.
К массовым формам оздоровительной физической культуры относятся элементы спортивных игр, ближний туризм, элементы спорта, экскурсии, массовые физкультурные выступления, праздники. Эти формы применяются в период окончательного выздоровления и тренировки всех органов и систем организма, подбираются индивидуально. Массовые формы ЛФК применяются не только с лечебной и реабилитационной, но и с профилактической целью, особенно в группах «Здоровье» и для занятий с лицами пожилого возраста.
После 45 лет нас начинают одолевать мигрени и бессонница, сердце «шалит», давление скачет. И всё это вроде бы без всяких причин. Ведь бокал вина в выходные, несколько выкуренных сигарет, ненормированный рабочий график и отсутствие спорта, как нам кажется, на организм не влияют.
Конечно, все это сказывается на нашей физической форме и внутреннем состоянии. При таком графике организм не просто устает, он страдает от катастрофической нехватки кислорода. «Насытить» его можно с помощью физических нагрузок, тренировок и активного движения. Однако именно на это у нас и не хватает времени.
В итоге наш мозг «хиреет» от недостатка кислорода, клетки обновляются неохотно, сердце перестает выдерживать нагрузки, сосуды теряют эластичность. Отсутствие в тканях организма достаточного количества кислорода – это прямая дорога к проблемам с обменом веществ, ишемической болезни сердца, нарушению кровоснабжения мозга и инсульту.
Если времени на спорт нет, то быстро восстановить в организме кислородный баланс можно двумя путями: с помощью дыхательной гимнастики или специальных тренажеров, разработанных учеными для улучшения кровообращения в организме. Давайте разберемся, что эффективнее и предпочтительнее.
Виды дыхательной гимнастики и их особенности
1. Дыхательная гимнастика Стрельниковой
Что это?
Техника, созданная в 30-х годах ХХ века, изначально предназначалась для певцов, но приобрела популярность, так как эффективно оздоровляет организм.
Какие задачи решает?
- Улучшение обменных процессов
- Устранение отклонений в бронхо-легочной системе
- Восстановление носового дыхания
- Повышение тонуса организма, иммунитета
- Укрепление сердечно-сосудистой системы
Что нужно делать?
Необходимо каждую секунду коротко, активно и напряженно вдыхать воздух носом в самую глубь легких. О выдохе задумываться не стоит, он происходит сам собой. Начинают с 4-16 вдохов с небольшими перерывами, постепенно доводя их количество до 1200-2000 за одну тренировку.
2. Дыхательная гимнастика Бутейко
Что это?
Сам создатель называл свою гимнастику, разработанную в 1952 году, «методом волевой ликвидации глубокого дыхания». Причиной многих болезней Константин Бутейко считал недостаток углекислого газа в крови. Чтобы насытить организм СО2, он разработал технику поверхностного дыхания, включающую задержки, замедления.
Какие задачи решает?
- Бронхиальная астма, бронхит.
- Пневмосклероз.
- Пневмония.
- Аллергия.
- Эмфизема легких.
- Стенокардия.
- Гипертония.
- Нарушения мозгового кровообращения.
Что нужно делать?
Одно из основных упражнений состоит в задержке вдоха до появления ощущения нехватки воздуха. Нужно как можно дольше находиться в этом состоянии, подпитывая легкие лишь мелкими неглубокими вдохами. Как только появляется потребность в большем количестве воздуха, нужно начать упражнение снова.
3. Дыхательная гимнастика Мюллера
Что это?
Книга немецкого естествоиспытателя Иоганнеса Мюллера «Моя система», выпущенная в 1904 году стала бестселлером. Система предполагает глубокое дыхание в определенном ритме без пауз, задержек, коротких вдохов. Автор утверждает, что достаточно уделять упражнениям 5-10 минут в день.
Какие задачи решает?
- Проработка суставов, позвоночника
- Укрепление функции легких
- Нормализацию процессов пищеварения
- Улучшение кровообращения
Что нужно делать?
Все упражнения Мюллер делит на две группы. Естественное медленное дыхание вместе с наклонами вперед на выдохе и назад при вдохе. И быстрое дыхание, при котором на каждый вдох/выдох необходимо совершить несколько наклонов/выпрямлений.
4. Дыхательная гимнастика Бодифлекс
Что это?
Система разработана американской спортсменкой Чайлдерс Грир на основе упражнений йоги. Идея в увеличении количества углекислого газа в организме для дальнейшего улучшения поступления кислорода.
Какие задачи решает?
- Снижение веса
- Ускорение процесса метаболизма
- Усиление лимфотока
- Общее омоложение организма
- Ускорение очистительных процессов
Что нужно делать?
Особое внимание уделяется диафрагмальному дыханию: полный выдох через рот, быстрый, полный и резкий вдох носом, чтобы легкие наполнились кислородом, резкий выдох ртом, задержка дыхания и полный вдох.
5. Дыхательная гимнастика Цзяньфэй
Что это?
Традиционная китайская система, проверенная на практике столетиями. Считается одним из самых эффективных способов похудеть за счет очистки организма от вредных веществ.
Какие задачи решает?
- Улучшение метаболизма
- Улучшение газообмена в тканях
- Нормализация кислотно-щелочного баланса
- Укрепление иммунитета
- Снижение веса
Что нужно делать?
Всего 3 упражнения: «Волна», «Лягушка» и «Лотос». Например, последнее выполняют в позе лотоса, сложив руки на животе и закрыв глаза. В течение 5 минут нужно дышать концентрированно. Затем 5 минут – свободно и расслабленно. Еще 10 минут – в вашем обычном ритме.
6. Дыхательный тренажер «Самоздрав»
Что это?
Аппарат для профилактики многочисленных заболеваний создан в 1998 году дуэтом талантливых ученых – инженером Юрием Мишустиным и физиологом Николаем Агаджаняном.
Объединяет принципы дыхательных гимнастик Стрельниковой, Бутейко. Также построен на принципе насыщения организма углекислым газом. Зарекомендовал себя как прекрасная альтернатива занятиям любой дыхательной гимнастикой и спортивным нагрузкам.
Какие задачи решает?
- Снятие сосудистых спазмов
- Улучшение кровотока во всех органах (особенно сердце и головном мозге)
- Лечение заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем
- Восстановление после инфарктов и инсультов
- Повышение физической выносливости
- Устранение последствий стрессов
- Нормализация уровня СО2 в организме
Что нужно делать?
Достаточно уделить занятиям 20-30 минут в день в любое удобное для вас время. Занятия начинают с 3-10-минутных сеансов. Методика чрезвычайно проста – необходимо всего лишь в спокойном ритме дышать через капникатор тренажера, расположившись за столом или на диване.
При этом в камерах «Самоздрава» образуется дыхательная смесь с определенной концентрацией кислорода и СО2. Ее вдыхание целиком аналогично воздействию физических нагрузок в спортзале и занятиям дыхательной гимнастикой.
В отличие от других видов дыхательной гимнастики, здесь не нужно действовать по специальной технике, самостоятельно подсчитывать секунды или принимать необычное положение. Достаточно просто засечь время занятия и дышать в привычном режиме.
Дыхательная гимнастика – это простой способ укрепить организм, избавиться от мигрени, бессонницы и предотвратить ряд заболеваний. Выберите удобный для вас вид дыхательной гимнастики и начните улучшать свое здоровье.
Просвещенные умы Древнего Востока придавали мистическое значение дыханию, считая, что с его помощью можно управлять энергетикой всего организма. Европейцы же связывали дыхание с душой человека и также считали его фактором, влияющим на здоровье человека в целом. И если на Востоке дыхательные техники практиковались испокон веков, то в Европе, и в России в том числе, их популярность начала расти только в прошлом веке, причем изначально считалось, что они необходимы лишь певцам, дикторам и другим людям, «работающим голосом».
Мы разбирались, что дает организму умение правильно дышать и какие отечественные дыхательные гимнастики популярны у населения на сегодняшний день.
Дыхание человека - процесс многоэтапный. Можно выделить три основных этапа:
- Вдох.
- Задержка дыхания.
- Выдох.
Задержка дыхания - очень важный момент. В норме она занимает очень небольшой промежуток времени и производится на последней стадии качественного глубокого вдоха. Рот при этом остается закрытым. В этот момент в крови накапливается углекислота, что приводит к расширению сосудов. Задержка дыхания между вдохом и выдохом усиливает газообмен и повышает качество вентиляционной работы легких.
Слишком интенсивное глубокое дыхание может привести к гипервентиляции: в легкие поступает слишком много кислорода, а углекислого газа в крови становится слишком мало. Но чем меньше в крови СО2, тем крепче связь между гемоглобином и кислородом, и тем меньше его попадает в клетки. В результате возникает парадоксальная ситуация: человек захлебывается кислородом, а ткани мозга страдают от его нехватки (гипоксии). Выражается это в головокружении, вплоть до потери сознания.
По продолжительности вдоха и выдоха выделяют три основных разновидности дыхательных упражнений:
- Глубокое равномерное дыхание.
По времени вдох и выдох одинаковы, без задержек между ними. Такое дыхание часто используется для улучшения состояния пациентов с расстройствами сна, болезнями желудочно-кишечного тракта, неврозами и др.
- Равномерное дыхание с задержкой на выдохе.
После полного вдоха следует полный выдох и задержка дыхания на несколько секунд. Это наиболее здоровый тип дыхания, позволяющий избавиться от излишков СО2 и дающий отдых дыхательным мышцам.
- Дыхание со встречными движениями.
Грудная клетка при вдохе поднимается, а живот втягивается, соответственно, при выдохе - наоборот. Данная разновидность упражнений часто применяется при хронических заболеваниях дыхательной системы: бронхиты, бронхиальная астма и др., а также при гипертонии.
Одна из самых важных характеристик дыхания - его частота. Частота дыхания меняется в зависимости от множества факторов:
- Чем выше температура окружающего воздуха, тем выше частота дыхания.
- Стоя, человек дышит чаще, чем сидя или лежа.
- Дети дышат чаще, чем взрослые.
- Частота дыхания спортивного человека ниже, чем офисного сотрудник, ведущего хронически сидячий образ жизни: 10-12 вдохов и выдохов в минуту против 14-18.
- Человек начинает дышать чаще, находясь в возбужденном состоянии. И наоборот: частое поверхностное дыхание повышает возбудимость нервной системы, а глубокие медленные вдохи - снижают. Поэтому спокойные люди дышат реже, чем люди со слабой нервной организацией. И по этой же причине, чтобы успокоиться, надо дышать медленно, размеренно и глубоко, делая фазу выдоха больше, чем фазу вдоха.
Частота и глубина дыхания, его ритмичность, его тип (диафрагмальное или грудное), направление выдоха (через рот или через нос), удержание дыхания - все эти компоненты характеризуют оздоровительные дыхательные техники.
Следует помнить, что любые дыхательные упражнения преследуют две основных цели:
- Улучшить работу легких и дыхательного аппарата в целом.
- Воздействовать через дыхательную систему на другие системы организма.
При желании заняться дыхательной гимнастикой следует обязательно проконсультироваться по этому поводу с врачом. В частности, могут потребоваться следующие виды обследований:
- общий анализ крови;
- определение объема легких;
- пробы с нагрузкой;
- электрокардиограмма.
Кроме того, при бронхиальной астме, сердечно-сосудистых заболеваниях, болезнях желудочно-кишечного тракта и проблемах с кровообращением головного мозга могут быть назначены дополнительные виды обследования.
Дыхательные гимнастики могут практиковать не только здоровые люди, стремящиеся максимально использовать возможности своей дыхательной системы, но и люди с различными заболеваниями. Мы рассмотрим самые популярные дыхательные гимнастики отечественного происхождения.
Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой
Методику начинала разрабатывать еще Александра Северовна Стрельникова - мать Александры Николаевны Стрельниковой. Последняя в свое время, будучи певицей, восстановила себе голос при помощи упражнений матери, и в итоге усовершенствовала их до собственной методики. Многие советские знаменитости - певцы и актеры - пользовались данной гимнастикой.
Основная идея упражнений Стрельниковой - использование мощного шумного короткого вдоха через нос и пассивного выдоха в произвольной форме, без каких-либо задержек воздуха. Активное сжатие грудной клетки во время вдоха в 3 раза повышает поступление кислорода в организм. Кроме того, происходит тренировка тканей дыхательной системы и голосовых связок.
Волевая ликвидация глубокого дыхания Бутейко
Физиолог К.П. Бутейко в 1952 г. обнародовал свою теорию об «избыточной вентиляции» легких, как об одной из ключевых причин развития ряда заболеваний - гипертонии, бронхиальной астмы, стенокардии и др. По его мнению, при этих заболеваниях наблюдается альвеолярная гипервентиляция, что приводит к дефициту СО2. В результате происходит сдвиг кислотно-щелочного равновесия в крови и в клетках, что приводит к нарушению обмена веществ и развитию аллергических реакций. В итоге развивается спазм сосудов и бронхов и, как следствие - гипоксия органов и тканей. При этом возбуждается дыхательный центр, дыхание становится еще глубже, дефицит СО2 еще больше - болезнь прогрессирует.
Бутейко считал, что, в соответствии с его теорией, применение сосудорасширяющих средств при данных заболеваниях ухудшает состояние пациента. И предложил вместо медикаментов комплекс дыхательных упражнений, изначально нацеленных на купирование приступа бронхиальной астмы.
В 1968 году прошла первая апробация метода волевой ликвидации в Институте пульмонологи Минздрава СССР. Через 17 лет, в 1985 году, метод Бутейко был признан официальным способом лечения широкого спектра заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
В основе дыхательной гимнастики Бутейко лежит идея о волевом снижении глубины дыхания путем расслабления мышц, участвующих в акте дыхания. Делать так следовало до тех пор, пока у пациента не появится легкое ощущение нехватки воздуха. Цель упражнений - избежать хронической гипервентиляции легких.
Обязательный этап принятия решения о назначении упражнений Бутейко - предварительное обследование при помощи глубокодыхательной пробы.
«Рыдающее дыхание» Вилунаса
Выпускник Ленинградского университета, историк, Ю.Г. Вилунас, тяжело заболев, разработал собственную дыхательную систему, с помощью которой смог значительно поправить свое здоровье.
За основу «рыдающего дыхания» Вилунас взял восточную дыхательную гимнастику цигун. Упражнения Вилунаса – единственная разновидность дыхательных практик, где и вдох, и выдох выполняются только ртом. Предполагается, что при этом способе дыхания содержание СО2 растет. Кроме того, усиливается связь между кислородом и гемоглобином, что в целом должно обеспечить максимально полное снабжение организма кислородом. Вилунас выделяет сильное, умеренное и слабое дыхание, каждое из которых применяется при определенных обстоятельствах.
Важно то, что метод Вилунаса не предназначен для длительного применения и также имеет свои противопоказания, как и любая другая методика.
Система литовского физиолога и специалиста в области лечебной физкультуры К.В. Динейки была разработана в советские времена, поэтому когда-то считалась отечественной системой дыхательных упражнений.
Принцип ее очень прост: вернуться к естественному - диафрагмальному дыханию. Не секрет, что диафрагмальное дыхание считается наиболее здоровым типом дыхания и активно практикуется в спортивной среде. Динейка разработал целую систему оздоровления, включающую в себя, кроме дыхания, оптимизацию психоэмоционального состояния при помощи аутотренинга и т. п. Согласно Динейке, следовало научиться дышать диафрагмально всегда и везде: стоя, лежа, сидя и на ходу.
Условно-рефлекторное дыхание Дурыманова
Врач В.К. Дурыманов предлагает своим пациентам дышать так, словно они смеются или плачут, то есть, порциями (уступами), в виде серий коротких непрерывных вдохов (плач) и таких же выдохов (смех). Изобретатель данной системы считает, что при порционном (ритмическом) дыхании происходят процессы торможения и возбуждения, что стабилизирует артериальное давление: как если бы человек испытывал прилив сил после смеха и облегчение после рыданий.
- Какой бы метод дыхательной гимнастики человек не выбрал, его не следует применять необдуманно, не подготовившись, без четкого понимания своих способностей и пределов возможностей метода.
- Перед тем, как приступить к освоению техник дыхательной гимнастики, обязательно следует пройти обследование у врача и обсудить с ним этот вопрос. При некоторых заболеваниях дыхательная гимнастика категорически противопоказана. Более того, каждая дыхательная гимнастика имеет свои, индивидуальные противопоказания.
- Изучать упражнения лучше под контролем специалиста. После того, как пациент научится выполнять их правильно, он может это делать самостоятельно. Самообучение по методичкам из интернета и кратким описаниям в СМИ чревато ухудшением здоровья или, как минимум, отсутствием ожидаемого эффекта.
- Перед началом выполнения упражнений следует «разогреться» - активизировать метаболические процессы, чтобы создать повышенную потребность организма в кислороде. Это улучшает усваиваемость кислорода и делает занятия более эффективными и полезными для здоровья.
- При гипервентиляции следует остановить занятия и нормализовать свое состояние.
- Занимаясь дыхательной гимнастикой, следует понимать, что мгновенного эффекта не будет. Требуются многомесячные регулярные занятия, чтобы результат стал хотя бы заметен.
Добавим, что из всех рассмотренных в данной статье методик относительно научное обоснование имеют лишь наиболее популярные из них - методика Бутейко и гимнастика Стрельниковой. Практика показывает, что они же являются и самыми действенными.
Это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания, сердечно-сосудистых болезнях, вегето-сосудистой дистонии, половых расстройствах у и мужчин, сахарного диабета, а также для похудения.
Дыхательные упражнения - являются неотъемлемой частью физической культуры и ; так как каждое упражнение, каждое движение человека сопровождается вдохом и выдохом.
Дыхание - главнейший источник жизни. Человек сможет прожить без воды и пищи несколько дней, а без воздуха максимум – несколько минут.
Дыхание - это совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа (внешнее дыхание) и использование кислорода тканями и клетками для окисления органических веществ с освобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности (клеточное дыхание, тканевое дыхание).
Строение дыхательной системы
Диафрагма и дыхательная мускулатура человека работают, подчиняясь его сознанию и воле, поэтому для того чтобы правильно дышать, крайне важно знать устройство и механизм работы органов дыхания.
Дыхательная система человека строение и функции:
- Носовая полость - образована из костей и хрящей и выстлана слизистой оболочкой. Основная функция- очищать вдыхаемый воздух от частиц пыли, согревать и увлажнять его, а слизь в свою очередь предотвращает проникновение микробов.
- Ротовая полость - также как носовая служит для вдыхания воздуха, в случае если дыхание через нос затруднено или вообще невозможно (например заболевание ринит).
- Глотка соединяет между полость носа и рта. Основная функция- проведение воздуха из полости носа (или рта) в гортань, продвижение пищевого комка из полости рта в пищевод.
- Гортань состоит из мышц, непарных (больших) хрящей и содержит . Основная функция - пропускание воздуха из глотки в трахею, при выдохе воздуха голосовые связки начинают вибрировать и образуют звуки.
- Трахея продолжение гортани, состоит из 16-20 хрящевых полу колец с слизистой оболочкой. Основная функция: не позволяет задерживаться воздуху при любых движениях шеи.
- Легкие парный орган дыхания, правое состоит из 3, а левое лёгкое из 2 долей. Легкие покрыты серозной оболочкой. Также легкие содержат: бронхи, лёгочную артерию, и выходят в 2 лёгочные вены. Основная функция - осуществление газообмена между воздухом, который находится в паренхиме лёгких, и кровью, течет по лёгочным капиллярам.
- Бронхи
входят в левое и правое лёгкие. Образованы гладкими мышцами и гиалиновыми хрящевыми кольцами, которые препятствуют спадению бронхов; бронхи изнутри выстланы слизистой оболочкой. Основная функция - передача воздуха к бронхиолам.
- Бронхиолы - это конечные ветви бронхиального дерева, не содержащие хрящи и переходящие в альвеолярные ходы лёгких. Основная функция- доставка воздуха в конечный пункт альвеол, где осуществляется газообмен.
Количество воздуха, вентилирующее лёгкие за 1 мин, имеет название МОД (минутный объём дыхания). МОД равняется произведению дыхательного объёма на частоту дыхания (число дыхательных движений в 1 мин , равное у человека около 15-18) и составляет у взрослого человека в состояние покоя 5-8 л/мин .
Виды дыхания : поверхностное и глубокое, редкое и частое, верхнее, среднее (грудное дых.) и нижнее (брюшное дых.).
Цели дыхательной гимнастики
Выполнение дыхательной гимнастики преследует 2 основные цели:
- Целенаправленно воздействовать на дыхательную систему, увеличивая ее функциональные резервы.
- И посредством воздействия на дыхательную систему произвести изменения в функциональных системах и различных органах.
Люди использовали дыхательные упражнения с древних лет. В разные века отношение к данным упражнениям изменялось, но интерес никогда не угасал к ним.
Специалисты разных стран относят дыхательную гимнастику к тому числу действенных факторов способствующих оздоровлению и повышению устойчивости организма человека к различным заболеваниям.
Виды дыхательной гимнастики
В наше время существует огромное количество:
- гимнастик ( , Бодифлекс, Тай-цзи),
- боевых искусств (Ушу),
- комплексов (Йога),
- методов (К. П. Бутейко, Ю. Г. Вилунас, Н. А. Агаджаняна, Ю. Буланова, В. Ф. Фролова),
- систем (И.П. Мюллера, Л. Кофлера, О. Лобановой – Е. Лукьяновой),
- упражнений (входящих в состав разминки), связанных с дыханием.
Вкратце некоторые рассмотрим ниже:
Йога - понятие в индийской культуре, означающее в широком смысле совокупность различных психических, физических и духовных практик, разработанных в разных направлениях буддизма и индуизма. Главная цель которых управление физиологическими и психическими функциями организма человека с целью достижения каждым индивидуумом неземного психического и духовного состояния.
Пранаяма - является четвертой ступенью (уровнем) аштанга-йоги. Пранаяма (в йоге) - это управление праной (Ци-жизненной энергий) с помощью дыхательных упражнений.
Ушу - термин, который употребляется для обозначения китайских боевых искусств, и современных видов спорта созданных на их основе, также оздоровительной и дыхательной гимнастки.
Цигун нэйгун - направление Ушу, которое включает в себя комплексы медитативных и дыхательных упражнений, диетологические и гигиенические предписания, а также особенный тип духовного воспитания.
Это оздоровительный метод, который создан несколько десятков лет назад Стрельниковой А.Н. Данная парадоксальная дыхательная гимнастика применялась и применяется при заболеваниях дыхательной системы, также вегето-сосудистой дистонии, сердечно-сосудистых болезнях, ожирении, расстройствах связанных с половой активностью у и женщин.
Бодифлекс - это дыхательная гимнастика, использующая аэробное дыхание, для омоложения и оздоровления организма. Бодифлекс была построена на синтезе знаний древних наук (одна из них «самоисцеления Аюрведы»), а также тибетского дыхания и йоги. Основной принцип дыхательной гимнастики бодифлекс это сжигание жировых отложений и образования мышечного каркаса и массы с помощью диафрагмового, аэробного дыхания в синтезе с изометрическими растягивающими упражнениями. Если говорить другими словами это дыхательная гимнастика для похудения .
Это лечение болезней глубокого дыхания методом волевой нормализации (ликвидации) глубокого дыхания (ВЛГД) . К. П. Бутейко – известный физиолог, академик. В клинике Бутейко, лечили заболевания: сердечно-сосудистой и бронхолегочной систем, аллергических заболеваний, ЛОР-болезней, синдрома хронической усталости, вегето-сосудистой дистонии, а также с профилактической целью иммунно-депрессивных состояний.
Система Мюллера - это комплекс физических и дыхательных упражнений без дополнительной нагрузки, направленных на поддержания здорового образа жизни. Мюллер И. П. известный германский естествоиспытатель, врач, профессор и конечно же спортсмен. Мюллер считал, не существует чудесных способов лечения, а все дело в здоровом образе жизни. Также Мюллер считал, что наиважнейшие из всех вольных упражнений - это дыхательные упражнения.
Уважаемые читатели блога , если вы пробовали одну из разновидностей дыхательной гимнастики, оставляйте комментарии или отзывы. Кому то это очень пригодиться!