Что развивает игра в волейбол. Что такое волейбол и зачем он нужен
Волейбол — один из самых популярных и доступных массовых видов спорта. Для того чтобы поиграть в волейбол не требуются большие финансовые затраты и серьезная физическая подготовка. Мяч, подходящая площадка и несколько человек, желающих поиграть — это все что нужно для того, чтобы весело и с пользой для провести время. При отсутствии специальной волейбольной площадки с сеткой, можно просто играть встав в круг, как это делается летом на многих пляжах нашей страны. Волейбол характеризуется большим многообразием игровых ситуаций, необходимостью быстрого реагирования на них, многочисленными прыжковыми , постоянной изменчивостью интенсивности физических и эмоциональных нагрузок. Все это оказывает положительное влияние на организм человека и способствует укреплению здоровья и долголетию. Вместе с тем, волейбол — травмоопасный вид спорта, поэтому перед началом игры необходимо разминаться, а интенсивность и продолжительность игры должна зависеть от возраста, физического состояния и индивидуальных особенностей человека.
Польза волейбола:
- Регулярная игра в волейбол оказывает закаливающее действие на организм, повышает выносливость организма.
- Укрепляет сердечно-сосудистую систему и улучшает кровообращение.
- Положительно влияет на дыхательную систему.
- Разнообразие движений и переменная интенсивность нагрузки при занятиях волейболом тренирует практически все группы мышц.
- Волейбол укрепляет опорно-двигательный аппарат, улучшает подвижность суставов.
- Тренирует мышцы глаз, расширяет поле зрения.
- Волейбол положительно влияет на нервную систему, улучшает настроение, помогает бороться со стрессами и депрессиями.
- Волейбол тренирует ловкость, точность движений, подвижность и гибкость.
- Занятия волейболом развивают у детей и взрослых такие качества как трудолюбие, смелость, упорство, настойчивость, дисциплинированность и умение быстро реагировать на изменение ситуации.
- Помогают человеку преодолеть комплексы, раскрепоститься, найти общий язык сверстникам и людям разных поколений.
- Волейбол и другие командные виды спорта воспитывают чувство ответственности перед коллективом, умение работать в команде и доверять окружающим.
- Развивают привычку регулярно заниматься спортом и вести .
Польза волейбола для детей: Вышеперечисленное воздействие волейбола относится и к влиянию на детский организм. Кроме этого, эта игра обучает необходимым двигательным навыкам, воспитывает морально-волевые качества, способствует правильному физическому и психологическому развитию ребенка.
Противопоказания к занятиям волейболом: Волейболом, а также и , противопоказано заниматься людям с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. При наличии таковых недугов или других серьезных болезней перед занятиями волейболом обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Занимайтесь спортом с удовольствием и будьте здоровы!
Волейбол для здоровья
Волгоградская обл." href="/text/category/volgogradskaya_obl_/" rel="bookmark">Волгоградской области в качестве учебного пособия для образовательных учреждений среднего профессионального образования Волгоградской области
РПК «Политехник»
Волгоград
Рецензенты: директор Камышинского филиала Современной гуманитарной академии, кандидат исторических наук, профессор; преподаватель высшей категории Камышинского педагогического училища
Сорокин для здоровья: Учеб. пособие / ВолгГТУ, Волгоград, 2007. – 60 с.
Содержит сведения теоретического и практического характера, связанные с основами тренировки волейболиста. Рассматриваются вопросы, связанные с уменьшением травматизма во время тренировок.
Предназначено для студентов всех специальностей СПО. Может использоваться преподавателями физической культуры.
Ил. 3. Табл. 3. Библиогр.: 37 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Волгоградского государственного технического университета
ISBN -1 © Волгоградский
государственный
Как видно из табл. 1, популярность ходьбы резко утрачивает свое значение на границе школа – институт, где растущему организму крайне не хватает движения.
Поиск наиболее доступных средств, повышающих двигательную активность, изучение влияния и значения их в современном обществе, внедрение их в повседневную жизнь является одним из направлений исследования ученых и специалистов в области физической культуры и спорта.
Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста.
Волейбол – игра, способствующая всестороннему развитию. Она развивает ловкость, гибкость, силу, выносливость, координацию движений. Во время игры интенсивность нагрузки меняется от малой до максимальной и протекает в различных зонах энергообеспечения организма (аэробной, аэробно-анаэробной и анаэробной), что способствует повышению уровня функциональных возможностей занимающегося. Разнообразная двигательная деятельность на фоне растущего утомления требует проявления волевых качеств, необходимых в спортивной и повседневной жизни.
В основе игры в волейбол лежит борьба двух коллективов , игроки которых объединены общей целью – победа над соперником. Стремление к достижению победы приучает волейболистов к коллективным действиям, взаимовыручке, воспитывает чувство дружбы и партнерства. Во время игры любой игрок может проявить себя, но вместе с тем он должен уметь подчинить свои интересы интересам команды, партнерам.
В волейбол играют в самых различных климатических и метеорологических условиях, что способствует физической закалке, повышению сопротивляемости организма и устойчивости его к различным заболеваниям.
Волейбол используется как тренировочное средство представителями других видов спорта для развития основных двигательных качеств, так как по структуре игровая деятельность включает в себя разнообразные прыжки, перемещения, остановки, а также технико-тактические действия скоростно-силового характера.
Благотворные эмоциональные особенности позволяют использовать как саму игру, так и отдельные элементы игры с мячом в качестве средства активного отдыха и укрепления своего здоровья.
Знание закономерностей игры в волейбол, основ спортивной тренировки и влияния ее на организм занимающихся является важным для специалистов в области спорта и физической культуры.
Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит
не только не жалеть времени, сил,
трудов и всяких благ, но и пожертвовать
ради него частицей самой жизни,
поскольку жизнь без него становится
нестерпимой и унизительной.
(М. Монтень)
Глава 1. Образ жизни и здоровье
Общие понятия
В литературе дается много определений здоровья: «Здоровье – это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения»; «Здоровье – это не подлежащая инфляции валюта»; «Здоровье, как и удобства, их замечаешь, когда они отсутствуют»; «Здоровье – возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды...» и др.
Мы считаем, что при решении научных и практических задач целесообразнее руководствоваться определением здоровья, приведенным в Уставе Всемирной организации здравоохранения в 1968 году: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В таком определении выделяются три основных составляющих здоровья, что нацеливает на всеохватывающий анализ взаимосвязей здоровья человеческого индивида с условиями жизни и труда, с образом его жизни.
«Образ жизни – определённый, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сфере жизнедеятельности людей», – писал в 1986 г. в книге «Слово о здоровье». Как социальная категория образ жизни выражает наиболее существенные способы жизнедеятельности конкретного человека и различных социальных слоев и групп. Формы жизнедеятельности, являющиеся составной частью образа жизни отдельного индивида, меняются во времени. Основными формами жизнедеятельности человека являются следующие: труд (время учебы и работы); семейно-бытовая жизнедеятельность; общественно-политическая деятельность; хобби и досуг; пассивная форма жизнедеятельности (физический отдых и сон).
Образ жизни проявляется в социальных показателях, отражающих наиболее важные сферы социального бытия индивида. К таким показателям относится уровень жизни – степень развития материальных условий жизнедеятельности людей, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей социальных групп и членов общества. Уровень жизни и уклад жизни предъявляют условия жизни, а образ жизни – ее стиль. Последний рассматривается как индивидуально усваиваемый личностью способ поведения, обладающий определенной активностью (Карсаевская, 1991; , 1996 и др.).
Следовательно, образ жизни как глобальная философско-социо-логическая категория охватывает совокупность типичных видов (способов) повседневной жизнедеятельности индивида, социальной группы, нации, общества в целом.
В рамках этой категории можно комплексно рассматривать основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, экономическое положение, образование, культуру, экологическую среду, питание, спорт, досуг, отдых и общественную деятельность. Именно в образе жизни человек реализует свои жизненные ценности.
Все сказанное выше свидетельствует о том, что при рассмотрении здорового образа жизни необходимо анализировать не отдельные частные аспекты деятельности человека, а сложную совокупность всех типичных видов жизнедеятельности в их неразрывной взаимосвязи.
В режиме труда, в условиях современного технократического общества существует многообразие видов профессиональной деятельности . Тем не менее, в большинстве профессий проявляются общие факторы, имеющие непосредственное отношение к проблеме здоровья человека. К этим факторам можно отнести следующие: страх быть отстраненным от работы за частые ошибки, брак в работе, конфликтные ситуации, состояние неопределенности, риск при принятии решений и их реализации, чрезмерная рабочая нагрузка, необходимость переработки большого объема информации.
Все это предъявляет жесткие требования к организации трудовой деятельности. Детальное описание организации труда даётся в ряде научных трудов (1974); , (1983). Рассмотрим лишь наиболее важные положения, которыми следует руководствоваться в трудовой деятельности.
Прежде всего в любой труд нужно входить последовательно. Это очень простое правило, но и оно не всегда выполняется. Труд должен быть привычным, систематичным и последовательным.
Интервалы отдыха должны строго соответствовать сложности и интенсивности работы. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, так как ритмичная работа способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.
Исключительное значение для профессиональной деятельности имеет школа в широком смысле этого слова, т. е. духовно-культурная атмосфера, которая окружает человека, и комплекс приемов и правил деятельности, которые передаются ему от предшествующих поколений работников. Цивилизованные страны как раз и отличаются своими школами работы. Нельзя признать правильным мнение, по которому едва ли не каждое поколение «детей» должно создавать все заново по сравнению с тем, что делали предшествующие поколения. В развитых странах прогресс и традиции связаны непрерывно, все новое в жизни соотносится с прежним накопленным опытом. С другой стороны, общественная среда не должна, естественно, ограничивать и подавлять личную инициативу специалиста. Несоблюдение всех названных принципов организации труда может привести к серьезному ухудшению здоровья человека.
Эмоции и здоровье
в книге «Мотивизированный мозг» (1987) рассматривал суть эмоций как взаимосвязи потребностей человека и вероятности их уровня творения. Стремление человека к удовлетворению потребностей является, как правило, прогрессивным, так как служит не только лично ему, но и всему обществу. Выделяют три основных вида потребностей:
1. Биологические (потребность в пище, одежде, обеспечении своего существования).
2. Социальные (стремление принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней соответствующее место).
3. Идеальные (духовные, культурные, потребность познания окружающего мира и своего места в нем).
В случае, если потребности удовлетворяются, возникают положительные эмоции (радость, интерес), и наоборот, если не удовлетворяются - отрицательные (гнев, горе, страх).
Чрезмерные по силе эмоции способны вызвать неблагоприятные функциональные изменения в организме человека. Это относится как к отрицательным, так и к положительным эмоциям. Известны случаи смерти людей не только от горя, но и от чрезмерной радости. Так, драматург Софокл умер, услышав бурные аплодисменты в свой адрес при официальном признании своей гениальности. Особенно существенен вопрос о соотношении межу материальными и духовными потребностями. Гармоническое развитие личности невозможно при излишнем материальном потреблении. Стремление индивида к постоянному, неограниченному приобретению материальных благ и средств не способствует душевному здоровью человека.
К сожалению, в нашем обществе слишком мало внимания уделяется созданию потребности человека быть здоровым. Поэтому в жизни многих людей занимает далеко не последнее место удовлетворение таких потребностей, как курение, алкоголь, наркотики и др., вред которых для здоровья очевиден.
Культура и здоровье
Не вызывает каких-либо сомнений тот факт, что культура во многом определяет образ жизни человека, а следовательно и его здоровье. Культура понимается как социально-прогрессивная творческая деятельность человека в материальной и духовной сферах (, 1991), она направлена на преобразование окружающего мира, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее духовное богатство конкретного человека. Для сохранения и укрепления здоровья человека важное значение имеет как материальная (техника, производственный опыт, материальные ценности и культура), так и духовная культура (наука, искусство и литература, мораль, просвещение и т. д.). Действительно, разве можно дать объективную оценку состояния здоровья без современной диагностической аппаратуры: компьютерной техники , спектрофотометров, электрокардиографов и т. д. С другой стороны, единение состояния физического и душевного благополучия не может быть достигнуто без использования человеком накопленных духовных ценностей (научных данных, нравственных начал). Заметим, что, хотя духовная культура и зависит от материальных условий, она не изменяется автоматически вслед за своей материальной основой. Духовная культура характеризуется относительной самостоятельностью. Следовательно, даже при отсутствии хороших социально-бытовых и материальных условий, человек должен сохранять и укреплять состояние своего здоровья за счет более полного и целенаправленного использования накопленных всем человечеством духовных ценностей.
Питание и здоровье
Питание, являясь одним из компонентов образа жизни человека, во многом определяет состояние здоровья индивидуума. Питание человека – это обычно компромисс между желаниями человека, привычками, рекомендациями и возможностями удовлетворения потребностей в продуктах питания. Среди важных факторов, определяющих этот компромисс, выделяют представление человека о биологических основах питания и о культуре питания. В то же время питание зависит от уровня и культуры производства пищевых продуктов. Нормы потребления пищевых веществ базируются на результатах научных исследований обмена жиров, белков, углеводов, воды, минеральных ионов и витаминов у различных групп населения.
Вопросы рационального питания детально рассмотрены в работах (1989), (1990) и др. авторов. Поэтому мы укажем лишь общие принципы сбалансированного питания, признаваемые большинством исследователей, имеющих научные достижения именно в этом направлении. К основным положениям рационального питания относятся следующие:
1. Соответствие энергетической ценности пищи затратам энергии на все виды жизнедеятельности организма.
2. Наличие в пище всех незаменимых пищевых веществ, т. е. тех, которые не вырабатываются самим организмом (аминокислоты, жирные кислоты, все минеральные вещества, витамины и микроэлементы).
3. Оптимальное соотношение отдельных компонентов пищи в соответствии с потребностями данного индивидуума или группы населения.
4. Наличие в пище не только полезных, но и балластных веществ (клетчатка).
5. Обеспечение вкусовых достоинств пищи, способствующих ее перевариванию и усвоению.
6. Применение методов технологической обработки, обеспечивающих удаление вредных веществ и не вызывающих уменьшения биологической ценности пищи, а также образования токсических соединений.
7. Распределение пищи по приемам в течение суток в соответствии с биоритмами, режимом и характером трудовой и иных видов деятельности (спортивной, туристической и т. д.).
Несоблюдение принципов рационального питания приводит к различным нарушениям обмена веществ в организме и, следовательно, ухудшает состояние здоровья человека.
Здесь рассмотрены лишь некоторые компоненты здорового образа жизни. Существуют и другие, о которых поговорим в следующих разделах работы.
Стать мускулистым и мощным
довольно легко, если правильно
тренироваться, питаться
и достаточно отдыхать
(А. Шварценеггер)
Глава 2. Влияние занятий волейболом на организм
Волейбол относится к ситуационным физическим упражнениям переменной интенсивности. В ходе игры интенсивность может варьироваться в самом широком диапазоне – быть то максимальной, то умеренной, а иногда активная мышечная деятельность и вовсе может быть прекращена. Игровая обстановка постоянно меняется, а вместе с ней и интенсивность работы волейболистов. Поэтому при игре в волейбол складывается своеобразный динамический стереотип нервных процессов, обеспечивающий быстрое переключение функций с одного уровня на другой.
В процессе игры в волейбол используются разнообразные перемещения, как циклические (бег и ходьба), так и ациклические, главным образом скоростно-силовые упражнения: прыжки, броски, удары по мячу и т. д. В большинстве случаев движения носят прицельный характер. В связи с этим и адекватность двигательных навыков должна быть достаточно высокой.
Своеобразность двигательной подготовки заключается в том, что игровые двигательные навыки должны производиться автоматизированно. Сознание в волейболе направляется преимущественно не на посредственное осуществление движения, а на решение возникающих задач. У высококвалифицированных волейболистов стереотипно и автоматизированно выполняются не только технические элементы, но и наигранные тактические комбинации.
В волейболе очень большую роль играет особенность нервной системы к предвосхищению будущих событий. Предвосхищение позволяет адекватно реагировать на внезапно возникающие раздражители, «с хода» выполнять соответствующие игровой ситуации технические приемы. В основе этого лежат безусловные и условные рефлекторные реакции.
Важную роль в развитии предвосхищения имеет афферентный синтез, непременное условие эффективности технико-тактических действий. В ходе игры волейболист анализирует и обобщает значительный объем информации: расположение игроков на площадке, перемещение мяча, возникающую игровую ситуацию и т. д. Все это, как правило, осуществляется при значительном дефиците времени, что придает игре повышенную нервно-эмоциональную окраску.
Характерной особенностью волейбола является то, что игра проходит в условиях выраженного эмоционального возбуждения нервной системы. Это часто сопровождается увеличенными изменениями функции кровообращения.
Игра в волейбол отличается от других командных видов спортивных игр прежде всего тем, что игрок при взаимодействии с партнерами не может удерживать мяч. Эта особенность ставит игрока в условия, абсолютно исключающую ошибку – задержку или бросок мяча. Передача осуществляется кратковременным кинестетическим прикосновением к мячу (контактом). В связи с тем, что продолжительность игры не регламентируется, она может продолжаться до двух и более часов. За это время волейболист в зависимости от квалификации и амплуа выполняет большой объем работы, включающий прыжки на максимальную высоту (до 100 и более раз), ускорения (30–50 раз), падения и перевороты (20–30 раз) и множество других специальных приемов. Потеря веса при этом может достигать 1,5–2 кг (, 1984).
Расход энергии при игре в волейбол с оздоровительной направленностью 3,42–4,20 ккал/час на 1 кг веса или 240–300 ккал/час для человека с весом 70 кг.
Отмеченные общие особенности игры предъявляют исключительно высокие требования к универсальной подготовке игроков, высокому уровню физических, психических и интеллектуальных качеств.
Характер игровой деятельности волейболиста обусловлен мгновенной сменой ситуаций соревновательной борьбы, протекающей непрерывно, иногда в течение 2–2,5 часов. Кратковременные интервалы отдыха в пределах 10–15 сек. (при выходе мяча из игры) недостаточны для восстановительного процесса в организме спортсмена.
Величина нагрузок, состоящих из физических и эмоциональных напряжений, характеризуется чрезмерной изменчивостью и зависит от многих факторов личной и командной технико-тактической и физической подготовленности, значимости и масштабности соревнований, реакции зрителей, партнеров по команде и т. д.
Как показывают данные телекардиографических исследований, частота сердечных сокращений в момент остроконфликтных игровых ситуаций достигает 130–150 ударов в мин. Поэтому увеличение частоты сердечных сокращений у игроков до 180–200 ударов в мин. не всегда объясняется адекватностью физических нагрузок, в значительной степени это можно отнести на счет повышенной эмоциональной напряженности.
Тем не менее, многократное выполнение прыжков при блокировании и нападающих ударах оказывает значительные воздействия на нервно-мышечный аппарат, вызывая чрезвычайно высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем волейболиста. Достаточно сказать, что после 15–20 прыжков «до отказа» у спортсмена наступает утомление и он не может продолжать упражнения.
В процессе тренировки повышается способность нервно-мышечного аппарата волейболиста к быстрому напряжению и расслаблению мышц.
Большое количество выполняемых в игре прыжков способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей и значительному увеличению динамической силы мышц-сгибателей стопы и разгибателей голени и бедра. Кроме того, сокращаются микроинтервалы скрытого латентного периода простой и сложной зрительно-двигательных реакций, показатели реакций улучшаются у квалифицированных волейболистов. Укрепляется связочный аппарат кисти, и увеличивается ее подвижность. Большой объем тренировочных и соревновательных нагрузок оказывает значительное физиологическое воздействие на функции внутренних органов: обмен веществ, кровообращение, дыхание, выделение и др. Об этом убедительно свидетельствуют данные измерения веса волейболистов в процессе ответственных соревнований. Большие энергозатраты волейболистов позволяют отнести их нагрузки к нагрузкам субмаксимальной мощности.
Развитие волевых качеств у спортсмена обуславливается своеобразными условиями его деятельности (в частности спортивной) в процессе тренировок и соревнований. Однако, как правило, волевые качества, формировавшиеся в условиях какой-либо деятельности, могут успешно переноситься и в другие сферы деятельности человека (, 2004).
Для волейболистов характерен высокий рост (в среднем 190 см – мужчины и 180 см – женщины) при большой длине нижних конечностей (отношение длины тела сидя к длине тела стоя около 51 %).
Отмечается асимметрия окружностей верхних и нижних конечностей, связанная с особенностями техники прыжка во время атакующего удара, выполняемого одной рукой.
Исследователями установлено, что у волейболистов более длинные конечности (средняя длина ноги – 94 см; средняя длина руки – 75,3 см) по сравнению с представителями других видов спорта.
Высота прыжка волейболиста (прыгучесть) зависит от «быстрой силы» (градиент силы). Показатель прыгучести равен высоте прыжка с места, деленной на длину тела. Показатели свыше 1,33 считаются отличными; 1,29–132 – хорошими; 1,28 – удовлетворительными.
Занятия волейболом ведут к совершенствованию функций зрительного анализатора. Поле зрения игроков несколько увеличено, что способствует лучшей ориентации волейболистов на площадке.
Изменение обмена веществ происходит уже в предстартовом состоянии волейболиста (уровень сахара в крови достигает 200 мг, а содержание молочной кислоты возрастает на 7–10 мг).
В среднем расход энергии за 1 минуту игры составляет около 10 ккал., потеря веса за игру – около 1,5 кг.
Максимальное потребление кислорода (ПМК) у волейболистов 4,4–4,6 л/мин. Максимальная легочная вентиляция – 147–150 л/мин. Максимальная частота сердечных сокращений (ЧСС) в тренировочной игре – 158–165 ударов в мин. (в календарных играх 180–185 ударов в мин.) соответственно. Средний пульс – 135–140 и 150–160 ударов соответственно. Существенное значение для волейболистов имеет подвижность нервных процессов.
Расцвет функциональных возможностей организма и наиболее устойчивая работоспособность волейболистов относится чаще всего к возрасту 21–28 лет. Особый интерес для здоровья представляет то обстоятельство, что, несмотря на большие физические нагрузки и нервное напряжение, свойственное волейболистам, спортсмены в большинстве своем сохраняют оптимальное функциональное состояние организма и высокую работоспособность сравнительно долго – до 30–35 лет, а в отдельных случаях и дольше. Спортсмены способны успешно выступать в командах мастеров беспрерывно 10–18 лет.
Волейболисты, как правило, сохраняют хорошее здоровье и высокую работоспособность и после прекращения активных занятий спортом. У спортсменов, резко прекративших занятия и полностью исключивших физические нагрузки из своего режима дня, по сравнению с продолжающими занятия в щадящем режиме обнаруживается значительно большая прибавка в весе, большее содержание холестерина и липопротеидов в крови. Поэтому исключение из жизненного режима физических упражнений опасно для здоровья.
Систематические занятия волейболом при условии правильной их организации, полноценного спортивного режима и регулярного врачебного контроля с последующим активным двигательным режимом на протяжении всей жизни – одно из средств не только укрепления здоровья, повышения уровня физического развития, но и длительного сохранения работоспособности людей.
Игра – это не просто обмен ударами,
пусть даже самыми техничными.
Это прежде всего напряженная
интеллектуальная борьба, где техника
только оружие. Совершенная техника,
управляемая умной головой, – вот
грозная сила, поднимающая спортсмена
к высотам мастерства
(профессор -Гейман)
Глава 3. Основы тренировки в волейболе
Принципы спортивной тренировки
Любая тренировка должна строиться с учетом и в соответствии с дидактическими и биологическими принципами или специфическими принципами, отражающими общие закономерности процесса тренировки. К основным принципам тренировки относятся следующие: принцип воспитывающего обучения, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности, принцип доступности, принцип прочности. К биологическим принципам тренировки относятся принципы: повторности, постепенности, индивидуализации, всесторонности, волнообразности и максимального увеличения тренировочных нагрузок (, 1976).
Принцип воспитывающего обучения
В процессе обучения и тренировки преподаватель, тренер, методист не только сообщает занимающимся необходимые специальные знания и прививает им нужные умения, но и содействует формированию положительных черт характера. Большое значение имеет при этом точное и своевременное начало занятий, любовь к своему делу, культура поведения, требовательность, справедливость. В группах с разной подготовленностью и различного возраста, что характерно для групп здоровья и клубов по интересам, важно, чтобы преподаватель или тренер следил за культурой общения и поведения, как на площадке, так и за ее пределами.
Принцип сознательности и активности
Данный принцип очень важен в группах, объединяющихся по интересам и в группах здоровья, так как он сочетает в себе сознательное отношение к занятиям, без которых нельзя добиться не только высоких спортивных результатов, но и улучшить показатели, характеризующие здоровье. Необходимо, чтобы занимающиеся понимали цель и назначение упражнений, чтобы они могли выполнять их самостоятельно без специального руководства преподавателя.
Активность необходима для решения возникающих в ходе занятий (особенно во время игр) ситуаций, когда каждый занимающийся должен самостоятельно принимать решение и отвечать за свои действия и поступки.
Принцип наглядности
Он важен для правильного формирования навыка. Новички, которые вливаются в более подготовленные группы, наблюдая за игровой деятельностью, могут быстрее освоить и правильно выполнить игровые приемы. Преподаватель может подобрать различные упражнения для отражения основных технических приемов их правильного выполнения. Для этого он может сам продемонстрировать приём или воспользоваться показом специально отснятых видеозаписей , схем, кинограмм, кинофильмов и т. д.
Принцип систематичности
Очень важен для групп, занятия в которых проводит преподаватель или тренер. Он предусматривает установление строгой последовательности изучения материала и определенной системы в самих занятиях. Распределение времени на различные виды подготовки планируется с учетом периодизации (, 1976). Система и частота занятий зависят от контингента и задач подготовки. В группах здоровья реализация этого принципа связана с постоянными занятиями (определенное количество раз в неделю), стремлением не допускать перерыва в занятиях. Игровые упражнения следует подбирать исходя из педагогических правил дедукции: от известного к неизвестному, от своевременного к несвоевременному, от простого к сложному, от главного к второстепенному, от общего к частному.
Принцип доступности
Реализация этого принципа связана с необходимостью строить тренировочные знания в соответствии с особенностями занимающегося, полом, возрастом, его возможностями и уровнем подготовленности. Содержание, объем, интенсивность должны быть адекватны возможностям занимающихся. Непосильные нагрузки снижают интерес к занятиям и могут вредно отразиться на состоянии здоровья, что недопустимо. В группах здоровья формирование команд должно строиться с учетом их однородности и подготовленности, чтобы спортивный интерес поддерживался на протяжении всей игры.
Принцип прочности
Означает закрепление сформированных двигательных навыков, сохранение высокого уровня развития физических и специальных качеств в течение длительного времени. Прочность знаний и навыков достигается многократным повторением упражнений в различных сочетаниях и разнообразной обстановке, а также систематической проверкой и оценкой достигнутых результатов.
Реализация данного принципа осуществляется через накопление знаний и уровня физической и технической подготовленности. Ученые различают 4 уровня усвоения заданного материала.
I уровень (знакомство) характеризуется умением указывать изученный ответ среди остальных, выбирать его из совокупности объектов.
II уровень (репродукция) характеризуется умением воспроизводить изученный материал, не выходя при этом за рамки заученных сведений.
III уровень (умение) характеризуется умением решать практические задачи по изученному материалу, применять известные общие методы в конкретной ситуации.
IV уровень (творчество) характеризуется умением создавать новые подходы и методы решения спортивных задач в игровой обстановке.
Принцип повторности
Физиологическая основа данного принципа – условия о следовых явлениях в тканях и центральной нервной системе. придавал огромное значение следовым явлениям как мощному фактору развития организма. В работе «Рефлексы головного мозга» он писал: «Не будь, в самом деле, следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз…». Академик сравнивал одинокий нервный импульс с кометой, хвост которой становится причиной следовых процессов после различных раздражителей. В спорте следовые процессы считаются процессами восстановления.
Чем полезен волейбол для детей и со скольки лет отдавать ребенка на занятия? Какие существуют противопоказания и сколько стоит спортивная форма? В этом материале вы найдете ответы на самые важные вопросы о волейболе.
Командные виды спорта не только положительно влияют на здоровье ребенка, но и делают его более общительным и уверенным в себе. Однако на другой чаше весов находится риск получения травм, ведь командные дисциплины предполагают постоянный контакт с другими игроками.
Счастливым исключением является волейбол: увлекательная игровая форма, отсутствие столкновений с соперниками и польза для всего организма делают его идеальным видом спорта для ребенка.
Со скольки лет?
Волейбол относится к «поздним» видам спорта - набор в группы для мальчиков и девочек, как правило, идет с 8-10 лет. Несмотря на то что играть можно начинать в любой физической форме, желательно до этого возраста обеспечить ребенку предварительную подготовку. Это может быть как общая физическая подготовка (ОФП), так и любой вид спорта, а для укрепления спины хорошо подойдет плавание.
Кроме того, не закрыт путь в волейбол для детей и более старшего возраста: начать можно и в 13, и в 15 лет. Если у ребенка хорошие исходные данные, есть предварительная физическая подготовка и, конечно, талант, стать профессиональным игроком можно, даже начав тренировки в средней школе.
Медицинские противопоказания
Как и любой активный спорт, волейбол имеет ряд медицинских противопоказаний. Так, играть нельзя детям с:
- нестабильностью шейных позвонков;
- астмой;
- заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
- плоскостопием;
- язвой или болезнями ЖКТ.
При наличии у ребенка этих или других заболеваний необходимо обязательно пройти обследование у врача. В некоторых случаях волейбол для детей может быть не противопоказан, а наоборот рекомендован: например, если ребенку нужно улучшить осанку, развивать подвижность суставов или тренировать мышцы глаз.
Узнать подробнее об .
Мальчики и девочки
Волейбол для детей является оптимальным спортом: отсутствие прямого контакта с соперниками снижает риск травм, а играть в мяч любят и мальчики, и девочки.
Кроме того, заниматься волейболом можно при любых физических данных, и даже рост, вопреки распространенному мнению, не играет решающей роли: в команде нужны не только рослые игроки, но и маленькие и юркие - таких нередко берут на позицию либеро.
Как же понять, подходит ли волейбол ребенку и ребенок волейболу?
- Поскольку это , ребенок должен быть общительным и готовым много времени проводить с другими детьми.
- На любительском уровне в волейбол может играть любой ребенок, для профессионального предпочтительны предварительная физическая подготовка и - в большинстве случаев - рост выше среднего.
- Волейбол будет полезен детям с неправильной осанкой, лишним весом или слабым иммунитетом.
- Предугадать заранее талант ребенка к волейболу практически невозможно, зато развить реакцию, силу удара и прыгучесть помогут регулярные тренировки. Именно поэтому самое главное, чтобы ребенку нравилось заниматься.
Плюсы
Людей, играющих в волейбол, можно встретить повсюду: в спортивном зале, на пляже, в школе или во дворе. Для взрослых это альтернатива обычному фитнесу, для детей - веселая игра с простыми правилами. А ведь волейбол - это не только развлечение, но и очень полезный для ребенка вид спорта.
- Волейбол хорошо сказывается на здоровье . Разнообразие движений в этом виде спорта нагружает практически все группы мышц, также волейбол укрепляет детский иммунитет и сердечно-сосудистую систему, улучшает глазомер и осанку.
- Формирует положительные качества , которые обязательно пригодятся ребенку в жизни: трудолюбие, ответственность, стремление к победе, дисциплинированность и смелость.
- Частые выездные соревнования и сборы позволяют увидеть другие города и страны .
- Волейбол учит работать в команде и помогает наладить контакт со сверстниками . Последнее особенно важно для детей, которые в обычной жизни испытывают проблемы с социализацией. Группа же единомышленников поможет ребенку стать более общительным и уверенным в себе.
- Не требует больших финансовых затрат . Волейбол относится к дешевым видам спорта, а для тренировок вне секции ребенку понадобится только сетка, мяч и товарищи по команде. Кроме того, в волейболе отсутствует дорогая экипировка, на которую обычно и приходятся основные расходы родителей спортсменов.
- Учит правильно падать , а это умение очень пригодится не только во время подвижных игр во дворе или прогулки по гололеду, но и во многих других ситуациях.
- Риск получить травму ниже, чем в контактных видах спорта . Почему, мы объясняли выше.
Минусы
Недостатки волейбола проявляются в основном на профессиональном уровне и связаны со здоровьем ребенка.
Речь идет, прежде всего, о большой нагрузке на позвоночник , которая при интенсивных регулярных занятиях может спровоцировать у юного спортсмена заболевания, травмы и боли в спине. Решается эта проблема соблюдением нескольких простых правил: спать на полужестком или жестком матрасе, хорошо разминаться, регулярно делать упражнения для расслабления позвоночника и хотя бы иногда ходить в бассейн или на массаж.
В остальном же «недостатки» волейбола ничем не отличаются от других дисциплин: проблема , конкуренция на профессиональном уровне и другие сложности знакомы каждому спортсмену.
Сколько стоят занятия?
Волейбол - достаточно бюджетный вид спорта. В среднем занятия маленького спортсмена обходятся родителям в 20 000 - 25 000 рублей в год. Основная статья расходов - спортивная форма и выездные мероприятия. Мячи и сетки предоставляет секция, занятия в большинстве случаев также бесплатные.
Игровая и тренировочная форма стоит сравнительно недорого: комплект «шорты + футболка» - от 2000 рублей, волейбольные кроссовки - от 2500 рублей.
Выездные сборы и соревнования могут оплачиваться тремя способами: все расходы берет на себя спортшкола, расходы делятся между школой и родителями или же вся сумма ложится на плечи родителей. В среднем выезды в другой город обходятся в 5000-15 000 рублей, а стоимость поездки за границу начинается от 20 000 рублей.
Как выбрать секцию?
Если вы твердо решили отдать ребенка на волейбол, следующий закономерный этап - поиск спортивной школы или секции. Чтобы сделать правильный выбор, обращайте внимание на следующие пункты.
- Местоположение секции . Чем ближе она к дому или общеобразовательной школе, тем проще маленькому спортсмену будет совмещать тренировки и уроки, да и вам не придется несколько раз в неделю забирать его с другого конца города.
- Тренер . Часто родители отдают ребенка не просто в секцию, а к конкретному тренеру, и это, как правило, верное решение. От наставника зависит очень многое, поэтому учесть нужно все: личные заслуги тренера, успехи его учеников, то, как он общается с подопечными. Именно этому пункту мы рекомендуем уделить особое внимание.
- Ожидания . Как и любая спортивная дисциплина, волейбол может быть профессиональным или любительским. Если вы отдаете ребенка на тренировки ради укрепления здоровья, всестороннего развития и просто удовольствия, подойдет любая районная секция с хорошим тренером и удобным расписанием. Для профессионального уровня есть смысл выбрать , если такая есть в вашем городе.
Подводим итог
Волейбол - один из самых безопасных видов спорта для детей: отсутствие прямого контакта с противником сводит травматичность до минимума. Благодаря этому в волейбол можно смело отдавать не только мальчиков, но и девочек. Если ваш ребенок активен, общителен и любит подвижные игры, этот динамичный вид спорта ему однозначно подойдет.
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!
depositphotos
Польза волейбола
Итак, чем же полезен этот вид спорта? Так, доказано, что регулярная игра с мячом оказывает общее закаляющее и укрепляющее действие на организм, а также значительно повышает выносливость организма.
Также волейбол отлично улучшает кровообращение, укрепляет сердце и сердечно-сосудистую систему, положительно влияет на легкие и дыхательную систему.
Стоит отметить, что регулярные занятия волейболом укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают подвижность суставов.
Переменная интенсивность нагрузки и разнообразие движений при занятиях волейболом хорошо тренирует почти все группы мышц, в том числе даже и мышцы глаз, расширяя тем самым, поле зрения.
Волейбол хорошо тренирует точность движений, ловкость, подвижность, активность и гибкость. Занятия волейболом развивают у игроков такие качества как смелость, трудолюбие, упорство, дисциплинированность и настойчивость, умение быстро и качественно реагировать на изменение ситуации.
Волейбол положительно влияет на нервную систему, способствует улучшению настроения, помогает бороться с депрессиями и стрессами. Занятие этим видом спорта помогает взрослым и детям преодолевать комплексы, учит, как правильно общаться с людьми, находить общий язык и компромиссы.
Волейбол в нашей стране является одним из самых массовых средств физического воспитания. Большой выбор физических упражнений и методов их применения, составляющих содержание волейболу, позволяет целенаправленно влиять на развитие всех основных функций организма в зависимости от двигательных возможностей тех, кто им занимается. Большой диапазон использования средств и методов волейболу делает его доступным людям всех возрастов, рода деятельности и физической подготовленности.
С помощью волейболу наиболее успешно решаются задачи гармоничного физического развития, поскольку в его распоряжении имеются самые разнообразные упражнения, благоприятно действуют на различные отделы двигательного аппарата, на все мышечные группы человека.
Занятия волейболом в школе способствуют: формированию двигательной функции; всестороннему гармоничному развитию двигательного аппарата и всех систем организма; воспитанию сознательного отношения к физическим занятиям, формированию здоровой личности. Кроме главных задач, предусмотренных физическим воспитанием, волейбол воспитывает такие физические качества, как ловкость, силу, скорость, выносливость, гибкость; формируют правильную осанку, воспитывают настойчивость, смелость, силу воли. Перечисленные задачи уточняются в зависимости от возраста учащихся, их физического состояния, здоровья и уровня физической подготовленности.
Особое внимание следует обратить на решение задач, способствующих формированию умений управлять своими функциями.
Двигательная функция детей и подростков проявляется через двигательную деятельность, связанная с двигательным актом, запасом условно-рефлекторных связей. Чем большим запасом условно-рефлекторных связей обладает человек, тем легче и быстрее в нее формируются новые формы движений, тем успешнее она управляет ими в условиях внешней среды.
Умение управлять своими движениями и выполнять их в соответствии со своими потребностями формируется только в процессе специального обучения с помощью специально подобранных физических упражнений. При этом нужно учитывать, что самым важным в обучении является умение оценивать свои движения во времени, в пространстве и по степени мышечного напряжения.
Каждая сознательная работа требует серьезного ощущение пространства и времени и умение справляться с этим соотношением не теоретически, а на практике. Для воспитания таких умений используют уроки волейбола. Срочная поточная информация о времени, пространстве и степень мышечных усилий в процессе двигательной деятельности дает возможность ученикам научиться дифференцировать на разные величины полученные ощущения, что немаловажно для управления движениями и расширение их двигательных возможностей.
Сознательное управление двигательной деятельностью тесно связано с развитием органов чувств, особенно с мышечными ощущениями. Через органы чувств проходит восприятия внешнего мира. Чем меньше развиты органы слуха, зрения и другие органы чувств, тем больше ограничена деятельность человека и тем меньше она развита. Дети, которые овладели своими движениями в пространстве, времени и силе, успешно справляются с различными двигательными действиями, в отличие от тех детей, которые не учились этому. Их деятельность активнее, они умеют сопоставлять, выявлять сходства и различия разных двигательных актов. Если при обучении двигательным действиям не развиваются умения управлять своими движениями, то двигательные возможности детей ограничены: выявление их творческих способностей в двигательной деятельности сужается, двигательная способность к импровизации движений усложняется. Двигательная зрелость не приходит одна по себе с возрастом - она развивается в тесной взаимосвязи с окружающей средой и режимом двигательной деятельности детей.
Как средство физического воспитания игра волейбол очень эффективна и по праву занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания населения нашей страны.
Все движения в волейболе носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях. Современные медико-биологические и социологические исследования показали, что систематические занятия волейболом вызывают значительные морфофункциональные изменения в деятельности анализаторов, опорно-двигательном аппарате и внутренних органах и системах. В частности, повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц; улучшается обмен веществ, работа органов кровообращения и дыхания. Обоснована эффективность занятия волейболом для коррекции осанки.
Во время игры в волейбол создаются благоприятные возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты, выносливости, волевых качеств, взаимопомощи и других качеств и свойств личности. Учитывая все достоинства волейбола, простоту, эмоциональность, положительное влияние на здоровье и развитие свойств личности, его включили в программы по физической культуре, учреждений образования начального, среднего и высшего профессионального образования.