Современный урок физкультуры в коррекционной школе. Использование нетрадиционных методов и нестандартного оборудования на занятиях ЛФК в коррекционной школе VIII вида
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ
ДЛЯ 1-4 КЛАССА
СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Составитель: учитель высшей
Пояснительная записка.
Специальные занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Методика лечебной физкультуры в зависимости от заболевания ребенка содержит примерные комплексы оздоровительных физических упражнений, рекомендуемые виды двигательной активности, специальные упражнения при различных заболеваниях.
В основу данной программы положена " Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе", утвержденной Министерством просвещения и комплексы занятий по ЛФК для детей ограничениями в здоровье. Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Назначения школьников в специальную медицинскую группу осуществляется после углубленного осмотра, ежегодно проводимого в соответствии с действующей инструкцией о врачебном контроле за обучающими.
Занятия ЛФК направлены:
На коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);
На развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);
На коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т. д.);
На коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т. д.);
На устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т. д.);
На формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.
Занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития.
- упражнения для развития мелкой моторики рук; упражнения для формирования правильной осанки № 1,2,3; комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1,2,3; комплекс упражнений дыхательной гимнастики; упражнения для развития координации; упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата; специальные упражнения при миопии условно можно разделить на несколько групп; специальные упражнения для глаз; упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.
Все занятия по ЛФК проводятся в спортивном зале или на свежем воздухе при соблюдении санитарно- гигиенических требований.
Оценка по занятиям ЛФК не выставляется.
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Сжимание и разжимание пальцев в кулак правой и левой руками одновременно и поочередно;
Сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным
Большим и средним
Большим и безымянным
Большим и мизинцем
Хлопать в ладони перед собой на уровне груди, лица и над головой;
Круговые движения кистями;
Руки в замок - круговое движение влево - вправо, вперед - назад;
Пальцы в замок. Попеременное разгибание и сгибание пальцев;
Сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом наружу;
Держать и передавать между пальцами теннисный шарик.
Игровые упражнения: "Сильные пальчики.", "Аплодисменты.", " По ягоде.", "Гармошка.", "Птичка.", "Скачет зайчик.", " Где твой пальчик.", "Колыбельная.", "Балалайка.".
Упражнения для формирования правильной осанки № 1
Принять положение стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.
Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны; вверх поочередно и одновременно обе руки.
Поднимание согнутой в колено ноги.
Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.
Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног.
Ходьба высоко поднимая ноги.
Упражнения для формирования правильной осанки № 2
1. И. п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх - вдох, опускание - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
2. И. п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
3. И. п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
4. И. п. - стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево - попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону - по 3 раза.
5. И. п. - стоя, руки согнуты в локтевых суставах; сжимание и разжимание пальцев в быстром темпе. Дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)
Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3
1. И. п. - стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток - вдох; возвращение в и. п - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
2. И. п. - стоя, руки в стороны; круговые движения руками назад, дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)
3. И. п. - стоя, руки к плечам; наклон корпуса вперед с прямой спиной - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
4. И. п. - стоя, руки за спиной; наклоны корпуса вправо - влево, дыхание произвольное. (Повторить 4-5 раз.)
5. И. п. - стоя с палкой в руках; приседание, вытягивание рук вверх - вдох, возвращение - выдох. (Повторить 3-4 раз.)
6. И. п. - стоя с палкой в руках; поднимание палки вверх - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
7. И. п. - лежа на спине; попеременно поднимание ног вверх. (Повторить 3-4 раза.)
8. И. п. - лежа на груди, руки на пояс; разгибание корпуса - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
9. И. п. - стоя на четвереньках; попеременно вытягивание прямой руки и ноги вверх - вдох, возращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1
1. Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)
2. Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки вперед. (Повторять 6-8 раз.)
3. Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
4. Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и одновременно сгибая и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)
5. Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец, левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)
6. Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед " с поочередным расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2
1. Стойка на носках, руки на пояс; шаг правой ногой вперед, подняться на носок переходом с пятки на переднюю часть стопы. Тоже с другой ноги. (Повторить 6-8 раз.)
2. Стойка на носках, руки за голову. Шаг правой ногой на пятку, шаг левой ногой на пятку. Шаг правой ногой на носок, шаг левой ногой на носок. (Повторить 6-8 раз.)
3. О. с - руки в стороны. Полуприсед на правой ноге, левую в сторону на носок, акцентированное опускание левой стопы с носка на всю ступню, передавая на тяжесть тела, правую в сторону на носок. (Повторить 6-8 раз.)
4. Стойка, руки за спину. Полуприседя подняться на носки, полуприседя перекат с носков на всю ступню. (Повторить 6-8 раз.)
5. Сидя с прямыми ногами, руки на пояс. Резким движением переместить носки ног на себя, от себя, наружу (пятки вместе), развести в стороны (пятки вместе), соединить. (Повторить 6-8 раз.)
6. Упор стоя на коленях. Опираясь на правую руку, выпрямить ноги, касаясь пола пальцами ног, согнуть ноги, опираясь на всю ступню, выпрямить, с перекатом на заднюю часть стопы. (Повторить 6-8 раз.)
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3
1. Ходьба перекатом с пятки на носок; выставляя ногу вперед на пятку, максимально наклонять ступню к голени, с последующим подниманием на носок. (Повторить 6-8 раз.)
2. Лежа на полу. Ступни наклонить вправо, влево (поочередно и вместе) расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
3. Лежа на полу. Наклонить переднюю часть стопы к себе, оттянуть носки от себя, расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)
4. Лежа на полу, ноги врозь: опустить ступни наружу, поднять в исходное положение, опустить внутрь; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)
5. Лежа на полу, согнуть ноги; движения ступнями влево, в право, вместе и поочередно, наружу и вовнутрь. Встряхнуть ступни. (Повторить 6-8 раз.)
6. Сидя на полу с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы. Наклонить ступни вперед, назад, влево, вправо, наружу, вовнутрь. (Повторить 6-8 раз.)
7. Сидя на пятках, опираясь на прямые руки, выпрямить ноги, передавая тяжесть тела на передний свод стопы; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)
8. Стойка, руки на пояс. Правую ногу поставить вперед на пятку, левую - вперед на пятку; правую - назад на носок, левую назад на носок. (Повторить 6-8 раз.)
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики
1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох. (Повторить 4-5 раз.)
2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки. (Повторить 4-5 раз.)
3. Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться. (Повторить 4-5 раз.)
4. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох. (Повторить 4-5 раз.)
5. Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох. (Повторить 4-5 раз.)
6. Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. (Повторить 4-5 раз.)
7. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох. (Повторить 4-5 раз.)
Упражнения для развития координации.
1. Стоя на месте переносить тяжесть тела с одной ноги на другую; расслаблять мышцы тазобедренных суставов. (Повторить 8-10 раз.)
2. Стоя на пятках - поднимать носки, стоя на носках - поднимать пятки.(Повторить 8-10 раз.)
3. Ходьба длинными шагами со взмахами прямых рук. (Повторить 8-10 раз.)
4. Ходьба по кругу диаметром 6-7 метров и змейкой (сначала 5-6 шагов по дуге влево, потом столько же вправо.) (Повторить 8-10 раз.)
5. Стоя на месте имитация движения руками. (Повторить 8-10 раз.)
6. Стоя на месте, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, с упором руками на гимнастическую лесенку. (Повторить 8-10 раз.)
1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону.(Повторить 8-10 раз.)
2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.)
4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх.(Повторить 6-8 раз.)
5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки.(Повторить 6-8 раз.)
6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
Специальные упражнения при миопии условно можно разделить на несколько групп.
I. Упражнения для наружных мышц глаза: а) упражнения для прямых мышц глаза; б) упражнения для прямых и косых мышц глаза.
II. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы: а) в домашних условиях; б) на эрографе; в) с линзами. Выполняют эти упражнения движением глазного яблока по всем возможным направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.
III. Самомассаж глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не вызывая боли, с разной частотой и силой.
Ниже в методической последовательности приводится перечень специальных упражнений для лечения больных с миопией. Интенсивность этих упражнений увеличивают постепенно: в 1-2-е занятие включают 2 упражнения, выполняя их 2 раза, начиная с 3-го занятия, те же 2 упражнения выполняют 3 раза, затем через каждые 3 занятия прибавляют по одному упражнению и доводят их до 5-6, выполняя каждое упражнение по 3 раза. По этой методике рекомендуется заниматься 11/2-2 мес, в течение следующего месяца увеличивают число повторений каждого упражнения до 5-6 раз. Затем также постепенно включают последующие упражнения.
Специальные упражнения для глаз
И. п. – стоя у гимнастической стенки
1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).
2. Посмотреть вверх-вправо, затем по диагонали вниз – влево (6-8 раз).
3. Посмотреть вверх-влево, по диагонали вниз – вправо (6-8 раз).
4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).
5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (6-8 раз).
6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).
7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.
И. п. – сидя.
8. Быстро моргать в течение 15с. Повторить 3-4 раза.
9. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, затем открыть на 3-5с. Повторить 8-10 раз.
10.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.
И. п. – стоя.
11. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот.
Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата .
1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону. (Повторить 8-10 раз.)
2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.)
3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)
4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх. (Повторить 6-8 раз.)
5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки. (Повторить 6-8 раз.)
6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.
8. Тоже с поворотом на градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)
Прогнозируемый результат
Дети занимающиеся в группе ЛФК должны знать:
Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки изучения | Коррекция часов |
|
Упражнения для коррекции правильной осанки. | ||||
Упражнения для развития правильного дыхания. Игра «Громче меня». | ||||
Ходьба по начерченной линии с предметом на голове. Игра « Гуси - Лебеди». | ||||
Упражнения у стены. Игра «Быстро в домик». | ||||
Упражнения в парах, Стоя спиной друг к другу. Игра «Левые - правые». | ||||
Ходьба по гимнастической скамейке. | ||||
Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения. | ||||
Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах). | ||||
Прыжок в длину с места в ориентир. | ||||
Построение в круг по ориентиру. | ||||
Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его закрытыми глазами. | ||||
Увеличение, уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир. | ||||
Упражнения для укрепления мышц живота | ||||
Вис на гимнастической стенке с подниманием ног под 90 градусов. Игра «Выше земли». | ||||
Упражнения сидя и лежа на полу. Игра «Подними предмет». | ||||
Подъем туловища из положения, сидя на скамейке в парах. | ||||
Упражнения в висе спиной к стене. | ||||
Упражнения для мышц брюшного пресса. | ||||
Упражнения для коррекции плоскостопия. | ||||
Катание ступнями кеглей. Игра «Кто быстрее снимет обувь?» | ||||
Ходьба на носках, на пятках. | ||||
Катание гимнастических палок. | ||||
Упражнения для профилактики плоскостопия. | ||||
Катание ногами мячей. | ||||
Упражнения для моторной неловкости | ||||
Сгибание, разгибание пальцев рук в кулак. Игра «Фигуры из пальцев». | ||||
Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Игра «Прокати мяч». | ||||
Подбрасывание мяча на разную высоту. Игра «Кого назвали тот и ловит». | ||||
Ловля мяча после хлопка над головой. | ||||
Ловля мяча после отскока от пола двумя руками, одной. | ||||
Упражнения с гимнастической палкой. Игра «Вот так позы». | ||||
Упражнения с обручами. Игра «Проскачи через круг». | ||||
Ловля мяча от стены. Игра «Кто быстрей поймает?». | ||||
Самомассаж рук, головы, ног. Игра «Ну-ка отними». | ||||
Собирание крышек, составление фигур. Игра «Кто быстрее». | ||||
Подбрасывание мяча вверх, три хлопка. Игра «Поймай мяч». | ||||
Подъем предметов различной величины. | ||||
Массаж пальцев, кистей рук. Игра «Морские фигуры» | ||||
Эстафеты с применением мячей, скакалок, гимнастических палок. |
Календарно – тематическое планирование
Три группы обучающихся в классе: Первая группа - дети, которые в целом самостоятельно выполняют предъявляемые учителем задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. Могут контролировать выполнение упражнения более слабого учащегося. Они усваивают программу по физкультуре в полном объёме.
Вторая группа – это обучающиеся, для которых характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Двигательные навыки снижены и имеют некоторые затруднения при выполнении того или иного упражнения. Хотя с основными требованиями программы они справляются. Эти обучающиеся, которые усваивают программу на достаточном уровне.
Третья группа - это обучающиеся, которые отличаются своей пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, нарушением памяти, сильнейшим нарушением двигательной активности. Как правило, эти ученики обучаются по упрощённой программе по всем предметам. Такие учащиеся усваивают программу по результатам индивидуальных достижений.
Утверждена приказом от «28» августа 2014 г. 85 Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физкультуре 4 класса на 2014 – 2015 учебный год. Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол от « 28 » августа 2014 г. 1
Основные требования к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года. Обучающиеся, усваивающиеся программу в полном объёме или на достаточном уровне. Знать: рапорт дежурного, строевые команды, что такое дистанция, один - два комплекса утренней зарядки, правила техники безопасности на занятиях лёгкой атлетикой, правила ухода за лыжами и обувью; как помочь друг другу при обморожении, упрощенные правила игры. Уметь: выполнять комплекс утренней гимнастики; подавать команды при сдаче рапорта; соблюдать дистанцию при перестроениях; выполнять повороты кругом переступанием; принимать правильную осанку; ходить в различном темпе с различными исходными положениями рук; перелезать через препятствия и подлезать под них различными способами в зависимости от высоты; правильно выполнять наскок на козла в упор стоя на коленях; сохранять равновесие на гимнастической скамейке в упражнениях с предметами и в парах, выполнять бег с низкого старта до 40 м; бегать в медленном темпе до 3 мин; мягко приземляться при прыжках в высоту и в длину; метать теннисный мяч на дальность с одного шага, выполнять все изученные команды в строю, координировать движения рук и ног в попеременном двухшажном ходе на отрезке м, преодолевать спуск в высокой стойке, преодолевать на лыжах дистанцию девочки - до 1,5 км, мальчики – до 2 км, ловить мяч, выполнять передачу мяча от груди.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ, усваивающих программу по результатам индивидуальных достижений. Знать: строевые команды. Уметь: выполнять строевые команды учителя, повороты направо, налево (переступанием, лазать на четвереньках по наклонной плоскости вверх, вниз, согласовывать движения рук и ног в лазании по гимнастической стенке, коллективно переносить гимнастические снаряды, выполнять высокий старт, бегать в медленном темпе до 2 минут, быстро пробежать 30 метров, прыгать в длину, метать малый мяч с места правой рукой, выполнять повороты на месте вокруг пяток в правую и левую стороны. Не обязательно: знать один - два комплекса утренней зарядки, уметь самостоятельно делать подбор лыж и лыжных палок, выполнять метание малого мяча с места левой рукой, преодолевать спуск в высокой стойке, преодолевать на лыжах дистанцию девочки - до 1,5 км, мальчики – до 2 км, ловить мяч, выполнять передачу мяча от груди.
Образовательная направленность Использование рабочих программ по физкультуре по освоению двигательных умений и навыков, составленных с опорой на программы под редакцией В. В. Воронковой и И. М. Бгажноковой. Обучение по темам: « Лёгкая атлетика », « Лыжная подготовка », « Пионербол »,» Гимнастика », « Подвижные игры ». Использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей обучающихся. Учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств.
Оздоровительная направленность Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также ТБ в начале каждой четверти с занесением журнала инструктажей и перед выполнением упражнений на снарядах и КУ, проверка инвентаря и оборудования перед каждым уроком. Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно - сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма. Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их методических рекомендаций (распределение школьников на медицинские группы: основная, подготовительная, специальная и физкультурных групп).
Воспитательная направленность Учёт психофизических особенностей обучающихся согласно их возрастным особенностям. Создание эмоционально - положительного фона в обучении и общении (спортивные и подвижные игры, игровые упражнения). Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребёнку в выполнении упражнений. Развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание, представление, мышление, память, воображение), а также умственных способностей (наблюдение, сравнение, обобщение). Получение знаний в различных видах спортивной деятельности.
Сочетая эти три направления формируются физкультурно - оздоровительные технологии - это процесс оздоровления детей. По характеру действия различают. Стимулирующие технологии (закаливание и тренировка физических качеств). Защитно - профилактические (санитарно - гигиенические нормы и требования, ТБ). Компенсаторно - нейтрализующие (физкультминутки и физкультпаузы). Информационно - обучающие (забота учащихся о своём здоровье).
Санитарно - гигиенические средства проветривание спортивного зала естественным сквозным способом (режим проветривания); влажная уборка зала; соответствующее освещение, наличие аптечки; спортивный инвентарь по возрасту (б / б мячи средний возраст 5, старший возраст 7, лыжный инвентарь); наличие у каждого обучающегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень - весна, зима).
Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с двигательной активностью обучающихся. Двигательная активность восполняется при использовании различных форм. Проведение урока физической культуры три раза в неделю. Организация и проведение физкультурных праздников и Дней здоровья. Участие детей во внутришкольной и областной спартакиадах по различным видам спорта. Проведение утренней зарядки перед началом урока. Вовлечение обучающихся в городские спортивные кружки и секции. Внеурочная деятельность (спортивная секция на базе школы). Домашнее задание.
Структура урока Вводно - подготовительная часть. 1. Начальная организация занимающихся. 2. Создание целевой установки. 3. Обеспечение благоприятного психического и эмоционального состояния. 4. Общее разогревание, постепенное втягивание и умеренная активизация функций организма. 5. Подготовка организма к решению специфических задач основной части урока.
Основная часть. 1. Общее и специальное развитие опорно- двигательного аппарата, совершенствование функциональных возможностей организма. 2. Обучение технике упражнений. 3. Формирование специальных знаний. 4. Развитие основных и специальных двигательных качеств. 5. Воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств.
Здоровьесбережение на уроке физкультура Планируется переход от одного этапа урока к другому с чередованием: разных видов деятельности, фаз напряжения и « разрядки ». В каждый урок включаются 2-3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 минут в целях тренировки и повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин.
Здоровьесбережение на уроке физкультура Оптимальное соотношение темпа и информационной насыщенности. Кроме физической нагрузки ведётся теоретическая подготовка детей. Нагрузка чередуется с теорией физической культуры. Активные методы обучения – это побуждение участия детей к активной и самостоятельной деятельности. Здесь наиболее предпочтительными методами обучения являются: индивидуальная работа; работа с партнером и работа в группе.
Здоровьесбережение на уроке физкультура Дифференцированный подход это – правильно регулируемая нагрузка. Как определить нагрузку на уроке? УЧИТЕЛЮ НАДО: учитывать состояние здоровья обучающихся; функциональные возможности всех обучающихся; физическую подготовленность обучающихся; индивидуальные особенности обучающихся; степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала.
Дифференциация по уровню трудности. Предполагает различные виды усложнения заданий для более подготовленных детей: увеличение количества действий, выполнение данного упражнения на время. Задание для 1-й группы (усваивают программу в полном объёме) Задание для 2-й группы (усваивают программу на достаточном уровне) Для 3-й группы (по результатам индивид. достижений Упражнение: поднимание туловища. 3 подхода по 15 раз КУ: поднимание туловища за 30 секунд. Упражнение: поднимание туловища. 3 подхода по 10 раз КУ: поднимание туловища за 30 секунд. Упражнение: поднимание туловища. Поднимание туловища с помощью учителя (до 5 раз)
Дифференцированный подход помогает мне: обеспечить обучение и развитие обучающихся в соответствии с уровнем их возможностей; даёт возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; дать возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; повысить уровень самооценки и мотивации к занятиям физкультуры и физическим упражнениям.
Для учителя очень важно правильно организовать урок, т. к. он является основной формой педагогического процесса. Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: рациональная плотность урока, создание условий для заинтересованного отношения к занятию. На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирования и т. д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу « лучше или хуже других », а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Головинщинская школа-интернат
для обучающихся по адаптированным
образовательным программам»
(ГКОУ «Головинщинская школа – интернат»)
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Кондрашкин Сергей Александрович, учитель физического воспитания
Понятия «здоровье» и «инвалид» на первый взгляд кажутся несовместимыми, однако их можно объединить таким понятием, как жизнеспособность, которое определяет все уровни бытия человека. Жизнеспособность позволяет и здоровому, и больному человеку реализовывать свои биологические и социальные возможности.
В ГКОУ «Головинщинская школа-интернат» основная линия системы оздоровления детей с проблемами психофизического здоровья в образовательном процессе выстраивается следующим образом:
I этап – коррекционная подготовка: лечебная физкультура, ритмика (основная цель – коррекция двигательной сферы и восстановление здоровья детей);
II этап – основной учебный процесс: уроки физкультуры и внеклассная работа (главная цель – повышение функциональных возможностей организма каждого ребёнка);
III этап – дополнительное школьное образование: адаптивный спорт – лёгкая атлетика, баскетбол, мини-футбол, боулинг, ритмическая и спортивная гимнастика, коньки (цель – достижение высших результатов).
Систематические занятия адаптивной физической культурой и спортом являются необходимой и важнейшей составляющей процесса нормализации психофизического развития детей с нарушениями интеллектуальной сферы. Спонтанные занятия физкультурой, спортом для них проблематичны вследствие значительного снижения и ограничения самостоятельных действий из-за отсутствия или серьёзного ограничения побудительных мотивов.
Большое внимание спортивно-оздоровительной работе в школе уделяется именно потому, что физкультура и спорт дают возможность значительно повысить уровень как биологической, так и социальной жизнеспособности детей-инвалидов с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, улучшить их адаптивные способности.
Физкультура и адаптивный спорт позволяют школьникам освоить такие уровни здоровья, как осознание в ближайшем окружении полезных и вредных для собственного здоровья факторов, овладение социальным поведением (привычки ведения здорового образа жизни), развитие собственных способностей, в том числе и волевых, формирующих характер.
Спортивно-оздоровительной работой, которая строится на простых принципах: свежий воздух, движение, понимание состояния ребёнка, - пронизана вся жизнь в школе. Циклограмма школьных спортивно-оздоровительных мероприятий включает «Весёлые старты» для младших школьников, семейный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», легкоатлетические эстафеты, первенство школы по командным видам спорта, личное первенство по конькам, настольному теннису, легкой атлетике.
Каждое спортивно-оздоровительное мероприятие проводится с определенной педагогической целью. Педагогическими целями таких мероприятий в специальной (коррекционной) школе могут быть: активный отдых детей, оценка качества физического воспитания школьников, выявление наиболее подготовленной команды для участия в соревнованиях более высокого ранга, приобщение школьников к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой, подведение итогов физкультурно-спортивной работы в школе, популяризация различных видов спорта, пропаганда подвижных игр как важного средства физического воспитания, ориентирование школьников на здоровый образ жизни, пропаганда физической культуры как фактора здорового образа жизни, проверка уровня спортивной подготовки юных спортсменов (занимающихся одним или различными видами спорта).
Для реализации поставленных целей формулируются педагогические задачи, которые последовательно решаются в ходе проведения мероприятия:
Формирование навыков поведения и выполнения игровых действий в составе команды с максимальной точностью и быстротой;
Воспитание толерантности (устойчивости, сопротивляемости стрессовым ситуациям);
Воспитание воли к победе, смелости и решительности;
Побуждение к максимальному проявлению у школьников специальных качеств двигательной деятельности (быстроты, силы: выносливости);
Формирование у школьников потребности в спортивном или физическом совершенствовании;
Формирование жизненно ценных черт личности (умение радоваться успехам победителей, оказывать взаимопомощь, критически относиться к своему поражению и т.п.).Местом проведения спортивно-оздоровительного мероприятия может быть спортивный зал, игровая площадка и хоккейный корт на пришкольном участке.
Большое внимание уделяется организационным вопросам. Общее руководство по подготовке и проведению спортивно-оздоровительных мероприятий возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, а непосредственное его проведение осуществляется учителями физкультуры. В жюри (судейскую коллегию) входят учитель физкультуры, старшеклассники, члены совета физкультуры школы.
Учёт специфики контингента учащихся, ранимости психики детей и их болезненного восприятия проигрыша требует четкой организации и системы судейства, способной объективно определить победителей.
Команды участников формируются по разным принципам: по возрасту, по полу, по физической подготовленности. Команды составляются из учеников одной параллели или одного класса. В состав команды включается десять и более учеников. Команда может быть смешанной или однополой Дополнительно можно ввести одного родителя. Из числа участников команды выбирается капитан. Заявки на участие в спортивно-оздоровительном мероприятии учеников одного класса аккуратно оформляются, заверяются школьным врачом и подаются в организационный комитет за неделю до его начала.
Участники проходят предваряющий контроль - осмотр, который проводит медицинский работник школы и делает отметку в заявке о допуске к соревнованиям. Медицинский работник присутствует при проведении спортивно-оздоровительного мероприятия, осуществляет оперативный контроль и оказывает при необходимости оперативную помощь.
Программа спортивно-оздоровительного мероприятия разрабатывается оргкомитетом при руководстве заместителя директора по воспитательной работе. Она включает перечень заданий. Все задания соответствуют педагогической цели и поставленным задачам. Их содержание определяется в зависимости от возраста, физиологических и психических способностей, а также от уровня физической подготовленности участников. При подборе различных заданий для составления программы учитывается характер воздействия выполняемых физических действий на организм участника, интенсивность и объем этих нагрузок, последовательность их выполнения и время, в течение которого эти задания выполняются. Программа предусматривает также форму выполнения заданий: одновременная (все участники команды одновременно выполняют задание) или поочередная (задание выполняется каждым участником команды поочерёдно).
Программа составляется с учётом биологических, физиологических особенностей и возможностей детей, а также ряда педагогических требований:
1) постепенность повышения объема и интенсивности нагрузки;
2) правильность чередования физических нагрузок и активного отдыха; повторение одинаковых по характеру физических нагрузок проводится после значительной степени восстановления обменных процессов;
4) педагогическая направленность на развитие и укрепление эмоционально-волевой, личностной сферы участников, на воспитание командного духа, коллективизма.
В программу включаются от 6 до 12 заданий. Видами заданий могут быть забавы, развлечения, аттракционы, подвижные игры (включается не менее 3 игр), игры с участием болельщиков или зрителей (родителей), конкурсы, показательные выступления спортсменов класса или приглашенных мастеров спорта, упражнения, включенные в школьную программу по физическому воспитанию, простые эстафеты.
Результативность спортивно-оздоровительных мероприятий:
Ожидаемые результаты | Достигнутые результаты |
||
Профилактическая работа по предупреждению заболеваний (прививочная работа, углублённый профилактический осмотр) | Своевременное выявление и лечение заболеваний у школьников | В течение трёх последних лет нет вспышек массовых инфекций; школа на карантин не закрывалась. |
|
Уменьшение количества школьников, занимающихся в специальной медицинской группе | Уменьшение за три года количества школьников, занимающихся в специальной медицинской группе |
||
Организация работы спортивных секций | Укрепление здоровья обучающихся | В течение трёх последних лет нет вспышек массовых инфекций; Увеличение числа детей, увлечённых спортом. |
|
Прогулки и занятия обучающихся на свежем воздухе (подвижные и дидактические игры) | Профилактика переутомления учащихся | Уменьшение показателей заболеваемости |
Библиографический список
1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. – М.: издательский центр «Академия», 2001.
2. Попов С.Н. Физическая реабилитация. – М.: «Феникс», 1999.
3. Рогозин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема. // Мир психологии. – 2000. - №1.
4. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность. // Мир психологии. – 2000. - №1.
Физическая культура, 1-4 класс
Аннотация к рабочим программам по физической культуре 1-4 классы
Настоящая рабочая программа по физической культуре для начальной школы создана на основе: программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы». Сборник под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Гуман. изд. «Владос», 2010 г.; учебного плана ГКС(К)ОУ «Введенская школа - интернат VIII вида». Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с обучающимися ОВЗ. Физическое воспитание рассматривает и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Цель - содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося, с учетом психофизических особенностей. Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных,подводящих и коррекционных упражнений. В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика (бег, прыжки, метание) лыжная подготовка (зимние игры), подвижные игры, для 4 класса - пионербол. В Рабочей программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжные гонки». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта. Материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
Физическая культура, 5-9 класс
Аннотация
Настоящая рабочая программа по физической культуре для начальной школы создана на основе: программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы». Сборник под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Гуман. изд. «Владос», 2010 г.; учебного плана ГКС(К)ОУ «Введенская школа - интернат VIII вида»
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, зна-ния и навыки в области физической культуры, мотивы и осво-енные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола и физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Курс «Физическая культура» изучается в 5-9 классах из расчёта 3 часа в неделю. Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Курс обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития основных физических качеств и способностей; укрепление здоровья; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; воспитание устойчивых интересов и положительного эмоциональноценностного отношения к физической культуре; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли и формировании здорового образа жизни. В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года в 5-9 классах 34 учебных недель. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 102 часа.