Особенности организации разных видов занятий по физической культуре. Конспект традиционного физкультурного занятия в подготовительной к школе группе Традиционное физкультурное занятие
Задачи : совершенствовать умение детей в различных видах ходьбы и бега;
упражнять в умении прыжках, ведении мяча;
развивать физические качества – быстроту, ловкость, силу,
выносливость;
Закреплять умения выполнять самомассаж;
Оборудование: обручи 14 шт., 2 мяча, 2 ориентира, 2 скамейки.
Вводная часть.
Двигательные упражнения «Птицы»
Летела Сорока, гостей созывала Идут на носках, поднимая и опуская
К дедушке дереву птиц приглашала руки.
Вот важно аист шагает Идут с высоким подъемом колена.
Длинные ноги он поднимает
Вот Гусь в красных сапожках Идут на пятках руки за спиной.
Надетых на ножки
А вот журавль шагает и ноги не сгибает Идут на прямых ногах руки вдоль
туловища.
И утка идет утят за собою ведет Идут в приседе.
Вдруг откуда не возьмись Коршун Бег с ускорением и замедлением
Вылетает и всех наших птиц
Тут-же распугает.
Но вот Коршун улетает Идут на носках поднимая руки,
Сорока вновь гостей созывает и на выдох опуская и произнося:
Перестроение в две колонны расчетом на 1,2
Основная часть.
Упражнения на гимнастической скамейке .
1. И. п. - сидя верхом на скамейке, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - руки за голову; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (6-7 раз).
2. И. п. - сидя на скамейке верхом, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклон вправо (влево) (рис. 32); 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - вернуться в исходное положение (6 раз).
3. И. п. - лежа перпендикулярно к скамейке, ноги прямые, хват руками за
края скамейки; 1-2 - поднять прямые ноги вверх (рис. 33);
3-4 - вернуться в исходное положение (6-7 раз).
4. И. п. - стоя лицом к скамейке, руки вдоль туловища. 1 - шаг правой ногой на скамейку; 2 - шаг левой ногой на скамейку; 3 - шаг правой ногой со скамейки; 4 - то же левой. Поворот кругом. Повторить упражнение 3-4 раза.
5. И. п. - стоя боком к скамейке, руки произвольно. На счет 1-8 прыжки на двух ногах вдоль скамейки; поворот кругом и повторение прыжков.
Упражнение на дыхание: «Пчела»
Вдох через нос, на выдохе произносим звук «з-з-з-з»
- Эстафета «Классики»
- Эстафета «Веди мяч вперед, отбивая его об пол одной рукой»
- Эстафета «Пловцы»
- Эстафета «Козлики»
- Эстафета «Кенгуру»
Подвижная игра: «Зверолов»
Звери ходят по кругу, в центре зверолов.
В лесу-лесочке, средь зеленых дубочков
Звери гуляли, опасности не знали
Ай! Зверолов идет!
он в неволю нас возьмет
Звери убегайте!
Дети разбегаются в разные стороны зверолов догоняет кого догонит, тот замирает на месте.
Упражнение на дыхание: «Трактор»
Вдох через нос на выдохе произносить звук «др-др-р-р-р»
Заключительная часть.
Самомассаж «Пироги»
За стеклянными дверями Выполнять хлопки правой ладонью по
Левой руке от кисти к плечу.
Ходит мишка с пирогами Хлопки по правой руке
Здравствуй Мишенька - дружок Хлопки по груди.
Сколько стоит пирожок Хлопки по бокам
Пирожок то стоит три Хлопки по пояснице
А шалить то будешь ты Хлопки по ногам сверху вниз.
Напекли мы пирогов Выполнять последовательное
К празднику наш стол поглаживание рук, корпуса, ног.
На этом наше занятие закончилось. Вы были все дружные, ловкие и отлично справились со всеми заданиями.
А сейчас в колонну по одному по кругу шагом марш.
В детском саду проводятся занятия различного типа. В основу их классификации могут быть положены следующие признаки: содержание, образовательные задачи, методы проведения физических упражнений.
Таблица составлена на основании теоретических материалов Степаненковой Э.Я., Алямовской В.Г., Хухлаевой Д.В., Кожуховой Н.Н. и др.
№ | Тип физкультур-ного Занятия | I часть | II часть (ОСНОВНАЯ) | III часть(выбратьодин из номеров) |
построение, -упр. на внимание: -пере-строения, - виды ходьбы в сочетании с упр.в лазании; -виды бега в сочетании с прыжками; -перестроения к ОРУ | комплекс ОРУ | обучение новому ОД | выполнение знакомых основных движений на 2 и 3 этапах обучения | 1.Игра спокойн. характера (на ориентир. .в пространстве, на внимание; математичес-кого или речевого х-ра;) . 2.Упражнения на расслабление. 3.Спокойные танцевальные упражнения. 4.Упражнения на укрепление осанки и профилактику плоскостопия. 5.Награждение победителей личного или командного первенства. |
1. | Классическое (смешанное) | до ОД | 1 - О.Д. | |
2. | Сюжетное | до ОД | 1 - О.Д. | все разные ОД + знак.подв. игра |
3. | Игровое | до ОД в старшем д/.в | нет | Знакомые подвижные игры на разные ОД (от 2 до 5 игр в зависимости от возраста детей) |
4. | Тренировка | до ОД | 1 – вид ОД | разные виды одного ОД + знак.подв. игра на это же ОД |
5. | С применением тренажёров (наличие схемы перехода по станциям –необходимо) | до ОД | может быть одно ОД | 1.Действия на тренажёрах знакомы + знак.подв. игра 2. Если не хватает тренажёров, работа на тренажёрах может сочетаться с выполнение ОД |
6. | Танцевального характера | аэробика | 1 танце-вальное | Знакомые танц. движ. + знакомый танец |
7. | Прогулки-походы (желательно использовать компас, карту-схему) | нет | нет | 1.Наличие плана-графика движения с учётом общего расстояния и указанием расстояния до остановок во время пути. 2.Выполнение по ходу разных ОД (1-2) в естественных условиях |
8. | Самостоятельной двигательной деятельностью (применять схемы) | до ОД | нет | Создание подготовленных условий для выполнения 6-10 ОД + знаком. подв. игра |
9. | Оздоровительный бег | до ОД в старшем д/.в | нет | Выполнение медленного бега в сочетании с быстрой ходьбой и длительной обычной ходьбой. Расстояние и длительность бега постепенно увеличиваются |
10. | Занятие-зачёт | до ОД | нет | все разные ОД + знак. подв. игра. Два движения контр. педагогами с заполнением протоколов. |
Условные обозначения : ОД – основные движения: ОРУ – общеразвивающие упражнения
1. Классическое – занятия носят обучающий, смешанный, и вариативный характеры:
Обучающий характер – ознакомление с новым программным материалом, (обучение спортивным видам и упражнениям, знакомство с правилом, содержанием, техникой видов движений и т.д.);
Смешанный характер – разучивание новых движений и совершенствование основанных раннее. Строится на повторении пройденного материала;
Вариативный характер – основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных играх, в полосе препятствий, в играх-эстафетах).
2. Игровое – занятия построены на основе разработанных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Они проводятся преимущественно в летнее время, когда уже все упражнения разучены и ставится задача закреплять двигательные навыки, развивать физические качества в меняющейся обстановке.
3. Сюжетно-игровое – содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребёнка, состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия («Путешествия», «Цирк», «Зоопарк»).
Например, для закрепления навыков при ходьбе по гимнастической скамейке и в прыжках в длину с места воспитатель выбирает сюжет «Поездка в лес». Занятие начинается с того, что воспитатель рассказывает о том, как хорошо сейчас в лесу, и предлагает всем отправиться на прогулку. Дети строятся в колонну по одному и идут, изображая движение поезда. Поезд начинает идти быстрее, а пассажиры переходят с ходьбы на бег. Поезд останавливается и все выходят на полянку. Здесь они выполняют намеченные планом общеразвивающие упражнения. Затем переходят через мостик (ходьба по гимнастической скамейке) и прыгают через ручеек (прыжки в длину с места). Потом все идут на другую полянку и там играют в подвижную игру «Ловишки». После этого дети садятся на поезд и уезжают домой (ходьба).
4. Тренировочный тип – направлен на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцирование двигательного задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.
5. С использованием тренажёров и спортивных комплексов – включено лазанье по канату, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с гантелями, пластиковыми бутылками с водой, гребля, бегущая дорожка. Такие занятия позволяют достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени. Оздоровительная техника помогает решить и проблему дефицита пространства, поскольку легко умещается даже в небольших помещениях. Цель – научить детей самостоятельно пользоваться тренажёрами, пользоваться приёмами самостраховки.
6. Прогулки-походы – длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. В начале года воспитатель намечает, рисуя картину несколько маршрутов. При этом детей знакомят со сторонами света: южное направление, северное и т.д. Протяженность каждого маршрута до 4-5 км (туда и обратно). Маршрут делится на несколько этапов. Первый – самый короткий: от 200-300 м для малышей, до 500-600 м для старших. Постепенно расстояние увеличивается, и, наконец, дети доходят до намеченной цели. Освоив один маршрут, переходят на другой, более длинный.
Это занятие позволяет детям не только укрепить своё здоровье, так как ходьба и бег – универсальные виды движения, при которых работают все группы мышц, но и значительно расширить свои знания об окружающем мире.
У детей должны быть рюкзачки, питьё, средства для оказания первой медицинской помощи, какие-то любимые игрушки и вещи.
7. Занятия, построенные на танцевальном материале – проводятся не менее двух раз в месяц музыкальным руководителем. Они служат ему своеобразным отчетом о проводимой работе по обучению детей музыкально-ритмическим движениям и танцам.
Структура занятий такова: сначала разные виды ходьбы и бега под музыку с включением элементов танцевальных движений, затем музыкально-ритмическая разминка, народные или современные танцы, музыкальные подвижные игры и хороводы.
8. Самостоятельные занятия – вся система физкультурных занятий направлена на то, чтобы дети научились самостоятельно делать гимнастику, разминаться.
Варианты этих занятий могут быть самыми разными. Смысл их в том, чтобы научить детей не только осознанно и правильно выполнять движения в нужной последовательности, но страховать себя и товарища, уметь заметить ошибки и исправить их. Дети приучаются к организаторским действиям.
9. Занятия серии «Забочусь о своём здоровье».
На этих занятиях дети учатся приёмам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке в постели, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной медицинской помощи, обращению с инструментами и веществами, получают начальные познания о полезных и вредных растениях, правилах обработке овощей и фруктов, знакомятся с правилами гигиены жилища, ухода за одеждой, постелью. Проводятся не менее 3-4 раз в месяц.
10. Круговая тренировка – принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть замятия проводятся в традиционной форме. Во время, отведённое для общеразвивающих упражнений и основных движений, организуется круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарём в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу.
Например: для группы детей в 20 человек нужно подготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи, пролёты гимнастической лестницы, скамейки, фитболы – по 4 каждого вида, и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. Каждый ребёнок встает к какому-либо пособию и упражняется на нем 2 минуты. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнётся круг. В зависимости от степени нагрузки полученной на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает детям проявить творческую инициативу, придумывая способы выполнения упражнения
11. Занятия-зачёты – итоговые занятия, которые проводятся каждые два месяца, обязательно в присутствии медработников и методиста.
Оцениваются физические качества и двигательная подготовленность детей. Воспитатель проводит занятие в интересной для детей сюжетно-игровой форме. Методист и медработники, наблюдая со стороны, заполняют протокол. В результате отслеживают динамику освоения детьми основных движений и развития физических качеств.
Вопросы к наблюдению и анализу занятия физической культурой.
1. Создание условий для проведения физкультурного занятия.
2. Форма проведения занятия (традиционная, сюжетная, игровая).
3. Соответствие программных задач возрасту детей, их индивидуальным особенностям, условиям проведения занятия.
4. Общее время занятия и его структура (продолжительность каждой части).
5. Создание воспитателем положительного настроя на занятие.
Вводная часть занятия
Виды строевых упражнений.
Освоение различных способов ходьбы и бега.
Проведение упражнений на внимание.
Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.
Ориентировка в пространстве.
Использование воспитателем терминологии, четкость подачи команд и распоряжений.
Использование зрительных ориентиров.
Ритмическое сопровождение ходьбы и бега.
Контроль качества выполнения движений.
Перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений.
Общеразвивающие упражнения.
Общеразвивающие упражнения. Их сочетание в комплексе, количество и дозировка.
Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений.
Проведение упражнений из разных исходных положений.
Использование имитационных упражнений с целью воспитания выразительности движений у детей.
Применение методических приёмов:
Способы раздачи предметов для проведения ОРУ;
Учет этапов обучения упражнениям, соответствие методики на каждом этапе обучения.
Качество объяснения и показа упражнений воспитателем.
Контроль воспитателя за принятием исходного положения (туловища, ног, рук).
Контроль качества выполнения упражнений детьми.
Оказание помощи детям при выполнении общеразвивающих упражнений.
Подбор основных движений, их сочетание, дозировка.
Профилактика травматизма на занятии.
Применение методических приёмов:
Использование зрительных ориентиров
Качество показа и пояснения воспитателя в соответствии с этапом обучения
движению.
Способы организации детей во время обучения основным движениям,
целесообразность их использования.
Продуманное участие детей при подготовке и уборке инвентаря.
Проведение подвижной игры.
Обеспечение физиологической и эмоциональной нагрузки на физкультурном занятии.
Объяснение правил подвижной игры, выделение сигнала.
Вопросы по уточнению правил подвижной игры, способ выбора водящего.
Руководство воспитателя подвижной игрой (соблюдение правил,
качество движений, взаимоотношения детей в игре).
Вариативность проведения подвижной игры.
Подведение итогов подвижной игры.
Обеспечение снижения нагрузки в заключительной части занятия (заключительная
ходьба, малоподвижная игра).
Произнесение звуков на выдохе. (Дети не должны поднимать руки выше уровня плеч) .
ВЫВОД:
Анализ физкультурного занятия.
Организованность детей и дисциплина на занятии.
Самочувствие детей.
Взаимоотношения со сверстниками.
Предупреждение травматизма на занятии, обеспечение страховки.
Настроение детей после физкультурного занятия (определяется визуально).
К проведению занятия разрабатывается конспект. Например.
Детям 5-6 лет
Физкультурный проект Такие увлекательные Классики
Занятие в традиционной форме представлялось на конкурсе «Педагог года» с детьми старшей группы
Цель:
- учить детей подлезать под дугу боком;
- упражнять детей в прыжках на двух ногах на четыре счёта вокруг себя, выполняя задание;
- закреплять умение принимать правильное исходное положение при прокатывании мяча под дугу;
- формировать правильную осанку, умение выполнять движения осознанно, ловко, красиво;
- проводить профилактику плоскостопия
- воспитывать организованность.
—
Оборудование:
- мячи по количеству детей;
- 2 верёвки сечением 1.5 см. длиной 2 м.;
- 2 дуги;
- 2 косички;
- «хвостики»- ленточки для игры.
—
Форма одежды:
- облегченная спортивная форма;
- носки.
Используется музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1. Вводная часть занятия
Построение в шеренгу (построение по росту), равнение, поворот направо (переступанием). Ходьба в колонне по одному обычная (отмашка), на носках (руки за голову, спину прямо, подбородок вверх), с высоким подниманием колена (руки на поясе, колено выше, носок оттянуть вниз). Бег в колонне по одному обычный (руки согнуты в локтях), ходьба,
дыхательное упражнение «Поезд» (Руки согнуты в локтях, рот закрыт, вдох носом, выдох
ртом за 3 раза, произнося «Чух- чух- чух»), бег в колонне по одному на носках, ходьба, дыхательное упражнение «Поезд». Взять мяч (Самостоятельно взять мяч,нести в «углу» правой руки), ходьба с мячом, построение в колонну по одному,
перестроение в шеренгу (поворот налево), расчет на 1-2 (1-поднимает мяч вверх,
2 -присаживается) перестроение в две шеренги (1-делают 3 шага вперед).
2. Основная часть занятия
1 Общеразвивающие упражнения
Комплекс с мячом
И.п — основная стойка. Махи руками 6 раз (Выполнять упражнения синхронно)
И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки с мячом подняты вверх. Наклоны по 6 раз
И.п.- стоя на коленях, руки вытянуты вперед. Повороты по 6 раз
И.п.- сидя на пятках, мяч на полу придерживается руками. Прокатывание мяча 6 раз
И.п.- сидя на полу, упор на предплечья, мяч зажат между ступнями. Поднимание ног 6 раз (В своём темпе)
И.п.- лёжа, мяч за головой. Сесть из положения лёжа 2 раза (Медленно)
И.п.- стоя, пятки вместе, носки врозь, мяч в двух руках, руки вытянуты вперед.
Приседания 6 раз (Разводить колени в стороны)
И.п. ноги вместе, руки на поясе, мяч на полу. Прыжки 10 сек (Прыгать на носках, сгибать колени)
2 Основные движения
Из построения в две шеренги дети перестраиваются в две колонны, выполняя поворот направо, смыкают колонны вперед. Первая колонна выполняет упражнение от желтого флажка, вторая от красного. Дети проходят по веревке, удерживая равновесие, держа мяч вверху. Доходят до косички, прокатывают мяч под дугу, подходят к дуге, подлезают под дугу, выпрямляют спину (выполняют хлопок в ладоши над головой), берут мяч и повторяют упражнение 4раза (из них 2 раза подлезают под дугу правым боком и 2 раза левым)
- Ходьба по веревке удерживая равновесие 4 раза
- Прокатывание мяча под дугу 4 раза
- Подлезание под дугу левым и правым боком по 2 раза
Дети перестраиваются в одну колонну, проходят, оставляя мячи на месте.
Строятся в колонну по одному, перестраиваются в шеренгу, размыкаются в круг
Руки на поясе, ноги вместе, выполнить 4 прыжка, хлопнуть в ладоши над головой
- Прыжки на двух ногах на четыре счёта вокруг себя 4 серии
3 Подвижная игра
«Ловишки с хвостиком»
Пойманные дети отходят в сторону выполняют отжимание от стены
3. Заключительная часть занятия
- Заключительная ходьба
- Игра малой подвижности «Найди и промолчи»
- Самомассаж «Петушок»
В конце занятия дети награждаются медалями за смелость.
Читайте так же →
Традиционные и нетрадиционные формы физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.
Проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.
Говоря о здоровье, используется определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения - "состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…”.
СЛАЙД 2. В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
СЛАЙД 2. Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Миссия педагога состоит в создании таких условий, которые обеспечат восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно в дошкольном возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
СЛАЙД 2. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей.
Многие педагоги творчески подходят к организации физкультурных занятий, придумывают интересные формы их проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею.
Но в то же время не во всех детских садах полноценно решаются задачи: формально подходят к проведению физкультурных занятий, используются в основном занятия традиционной формы.
СЛАЙД 3.
1.Физкультурные занятия -
Традиционное, классическое занятие, образцы которого можно найти во многих методических пособиях, состоит из трех частей: вводная часть, основная и заключительная.
Вводная часть включает в себя упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке – различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушения осанки и т.д.
Основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств. В основную часть входят: общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижная игра, способствующая двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей.
Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние. Такова структура классического физкультурного занятия.
2. Утренняя гимнастика -
Утренняя гимнастика должна проводится ежедневно до завтрака в течение 6-12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).
При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года важно помнить об их вариативности содержания и характера. Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольных учреждений могут быть введены разные ее типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.
Предлагаем разные варианты.
Утренняя гимнастика игрового характера включает 2-3 подвижные игры или 5-7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.
Упражнения на полосе препятствий - детям можно предложить упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.
Утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе - в течение 5-7 мин. непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.
Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5-6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)
В содержание утренней гимнастики включаются различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.
Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение двух недель.
В старшем дошкольном возрасте дети могут самостоятельно воспроизводить весь комплекс целиком после 2-3 повторений. Во время организации необходимо музыкальное сопровождение.
3. Физкультминутка -
Физкультминутка проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.) в зависимости от вида и содержания образовательной деятельности, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей.
Применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12-15 мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.
Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения.
4. Закаливающие процедуры наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями. Активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, и, если ребенок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ.
5. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна , который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7-15 минут).
Комплекс упражнений проводится в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3-4 минут, выполняют 4-5 общеразвивающих упражнений. Можно предложить упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег - выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17-19 градусов, после чего переходят к массажным дорожкам. Дети занимаются в одних трусах и босиком. После проведения разных вариантов гимнастики переходят к водным закаливающим процедурам: обтирание влажной варежкой с последующим растиранием сухим полотенцем.
СЛАЙД 4.
6. Двигательная разминка (динамическая пауза) проводится во время большого перерыва между занятиями, позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3-4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1-2 мин. Продолжительность разминки не более 10 мин.
7.Подвижные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры - сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры.
8 . Помимо организованной деятельности по физической культуре в режиме дня детей дошкольного возраста значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность . Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.
Воспитатель должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. Он учит детей играть сообща, побуждает более ловких детей, хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.
9. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
СЛАЙД 5.
10. Дыхательные упражнения могут
проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.
Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.
Обучив дошкольника простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ.
11. Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное утомление у детей. Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
12. Спортивные праздники представляют собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Основу программы праздника составляют подвижные игры и разнообразные физические упражнения.
13. Прогулки и экскурсии
Кроме форм физкультурно-оздоровительной работе, которые я перечислила выше, проводятся альтернативные формы.
СЛАЙД 6. Не традиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:
На каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребёнка:
Обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
Содержание и методика проведения должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
Итак, какие же варианты проведения физкультурных занятий можно использовать.
Формы альтернативных физкультурных занятий в работе с детьми в дошкольных учреждениях:
1) игровые занятия , построенные на основе игр и игр-эстафет с включением игр. Целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т. к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой или средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть такого занятия должна обеспечить снижение нагрузки.
2) занятия-тренировки или тренировочные занятия – это серия занятий по обучению спортивным играм с элементами легкой атлетики; закрепление определённых видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура может быть несколько нарушена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной физиологической нагрузки.
3) занятие, построенное на одном движении, как вариант тренировочного занятия. Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнений в основных движениях отбирается только один из видов (например, лазание), дети упражняются в различных его видах: ползании по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т.д. При планировании такого занятия важно продумать последовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышц. Поэтому в водной части и подвижной игре этот вид движения лучше не использовать.
4) круговая тренировка – принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть замятия проводятся в традиционной форме. Во время, отведённое для общеразвивающих упражнений и основных движений, организуется круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарём в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Например: для группы детей в 20 человек нужно подготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи, пролёты гимнастической лестницы, скамейки, фитболы – по 4 каждого вида, и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. Каждый ребёнок встает к какому-либо пособию и упражняется на нем 2 минуты. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнётся круг. В зависимости от степени нагрузки полученной на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает детям проявить творческую инициативу, придумывая способы выполнения упражнения.
5) сюжетно-игровые занятия – построенное на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывая их уровень: репортаж со стадиона, цирк, поездка на дачу, сказочные сюжеты и т.д. Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т.д.
6) занятия на спортивных комплексах и тренажерах. Такие занятия помогают достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени. Оздоровительная техника помогает решить и проблему дефицита пространства, поскольку легко умещается даже в небольшом пространстве;
7) занятия, построенные на танцевальном материале, на музыкально-ритмических движениях – нравятся детям, применяются для успешного создания бодрого настроения у детей. Вводная часть состоит из разных видов ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения проводятся в виде ритмической гимнастики. После неё можно предложить детям музыкальные игры и танцы. Эти занятия проводятся не менее двух раз в месяц. Они служат своеобразным отчетом о проводимой работе по обучению детей музыкально-ритмическим движениям;
8) занятия на свободное творчество. На таких занятиях надо уметь не только проявить интерес, но и уметь в свободной двигательной деятельности использовать полученный двигательный опыт, т.е. все время находиться в творческом поиске;
9) занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» проводятся не менее 3–4 раз в месяц. На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке в постели.
10) занятия с элементами психогимнастики – это специальный вид занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка. Между телом и психикой человека, его сознанием существуют весьма сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей. Также включены такие нетрадиционные методы, как вводная медитация, спонтанный танец, релаксация. Они помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.
11) с элементами Хатха-йоги – основу занятий составили комплексы физических упражнений с элементами Хатха-йоги. Для проведения таких занятий подбираются самые доступные йоговские позы. Проведение таких занятий просто необходимо для полного гармоничного развития дошкольников, т.к. большинство упражнений Хатха-йоги естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определенные положения людей, предметы. Многие позы названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т.д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому дети лучше запоминают упражнения и легче их осваивают.
Для обеспечения дифференцированного подхода к детям при обучении и закреплении основных движений можно использовать в старшей и подготовительной группах можно использовать следующие занятия:
12) занятие по карточкам. После проведения вводной части и общеразвивающих упражнений каждый ребёнок помучает карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняться данному ребёнку, и указана последовательность выполнения упражнений. По сигналу педагога дети упражняются в первом, изображенном на карточке виде движения, через 2 минуты переходят к следующему и т.д. На индивидуальных карточках может быть изображен и предмет, с которым надо поупражняться ребёнку. Это позволяет предложить отдельным детям выполнить упражнения с гимнастической палкой для профилактики нарушения осанки, с гантелями для развития силы, девочкам – с лентами, мальчикам с фитболами, или выбрать физкультурный снаряд по желанию. Кроме того, такое занятие хорошо использовать в работе со слабослышащими детьми, за счет карточек дети четко понимают задачу, которая перед ними стоит.
13) занятие с одним пособием интересно уже тем, что на таком занятии у педагога есть возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности (прыжках, беге, метании, лазании, равновесии). Оно включает в себя разнообразные упражнения, что обеспечивает развитие физических качеств, двигательных умений, оказывает положительное влияние на различные виды мышц и способствует воображению, фантазии, дети учатся использовать один предмет в разных ситуациях. Например: занятие с обручем.
Вводная часть – бег из обруча в обруч, ходьба приставным шагом боком по обручу, прыжки из обруча в обруч.
Общеразвивающие упражнения – с обручем.
Основные движения – в обруч различными способами, бег змейкой между ними.
Подвижные и малоподвижные игры подбираются также с использованием обруча.
14) интегрированное занятие. Интеграция – процесс сближения и связи наук. Поскольку в ДОУ проводится много интеллектуальных занятий, иногда можно проводить интегрированные занятия. «Физкультура – математика» или «Физкультура – конструирование». Важно то, что такие занятия не должны быть частыми, и должны быть очень хорошо продуманы воспитателем и инструктором. В основном такое занятие можно провести на закрепление материала.
15) диагностическое или контрольное занятие может быть построено в виде приема в школу космонавтов, спортивную школу, для чего дети проходят как бы проверку на силу, выносливость, умение выполнять основные движения. Диагностику также можно провести в игры «Вертушка». Каждый ребёнок или группа детей получают путевой лист по типу занятия по карточкам, на котором указаны движения и порядок их выполнения. На станциях их поджидают эксперты (воспитатель, инструктор), которые фиксируют результаты выполнения упражнения. Такой прием в проведении диагностики очень эффективен.
16) занятия-походы – это длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. Эти занятия позволяют детям укрепить свое здоровье, так как ходьба и бег – универсальные виды движения, при которых работают все группы мышц. Расстояние, которое дети проходят во время похода – от 1,5 до 3 км, время непрерывного движения – от 15 до 25 минут, длительность промежуточного привала – 5–10 мин., большой привал, на котором организуются игры, соревнования и отдых перед обратной дорогой – 30–40 минут. Отправляясь в мини-поход с некоторыми его атрибутами (рюкзак, фляжка с водой), первую часть пути и после привета дети проходят несколько медленнее. Чтобы ввести организм в режим нагрузки, темп ходьбы может быть несколько увеличен, но необходимо строго следить за состоянием детей. Перед привалом темп также снижается. Впереди идут менее подготовленные дети, в конце колонны – физически более крепкие, чтобы колонна не растягивалась.
17) занятия с элементами спортивного ориентирования – проводятся на участке детского сада. Перед занятием 2 команды получают маршрутные листы. На них схематично изображен участок, где будет проходить занятие и путь следования команд. После небольшой разминки команды отправляются в путь в сопровождении воспитателя и преодолевают различные препятствия: перелезают через барьеры или пролезают сквозь них, лазают по гимнастической лестнице, идут по бревну и т.д. Заканчивают маршрут обе команды в одном месте, где их поджидает письмо или сказочный персонаж с предложением поиграть, провести эстафету и т.д.
18) стретчинг - гимнастика (гимнастика поз) - включает в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определенных групп мышц. Считается, что предшественником современного стретчинга являются позы йоги и других древних восточных систем.
19) фитбол - гимнастика - гимнастика на больших гимнастических мячах.
По структуре фитбол-гимнастика напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой, где есть:
вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; основная часть - освоение общеразвивающих упражнений,
заключительная часть - подвижная игра и релаксация.
Это разнообразие, в проведении физкультурных занятий помогает педагогу развить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей и моторную плотность занятий.
При выборе таких занятий воспитателю необходимо учитывать: задачи, содержание, место и условия проведения занятия, физическую подготовленность детей, степень владения ими определенными видами движений, индивидуальные особенности, интерес детей.
2.2 Анализ программ ДОУ
Каждое ДОУ работает по определенной программе.
Программа – это государственный документ, который определяет цель, задачи, содержание работы с детьми по разным видам деятельности.
Чтобы узнать, какое же место занимает организация нетрадиционных форм физкультурных занятий в ДОУ, проанализируем программы:
М.А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду».
Т.Н. Доронова «Радуга».
В.И. Логинова, Н.Н. Кондратьева «Детство».
В.Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребенка».
В программе М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривается охрана и укрепление здоровья, особенно нервной системы ребенка, совершенствование функции организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности, формирование нравственно-волевых черт личности. Большое место отводится физическим упражнениям в игровой форме и подвижным играм. В старшей и подготовительной в школе группах включено обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр. Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий не предложены.
В программе под редакцией Т.Н. Дороновой «Радуга» подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя. В программе не разработаны нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий.
Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена разработана программа «Детство». В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В программе воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, их содержание . В программе «Детство» нетрадиционные формы проведения занятий также не продуманы.
Интересной, на наш взгляд, является программа В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка». Состоит из нескольких основных разделов:
организация двигательной деятельности;
лечебно-профилактическая работа, закаливание;
планирование и организация физкультурных мероприятий;
диагностика физического развития;
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.
Программа ставит ряд задач:
1) укрепить здоровье детей;
2) воспитание потребности в здоровом образе жизни;
3) развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
4) создание условий для реализации потребности в двигательной активности;
5) выявление интересов, склонностей, способностей детей к двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
6) приобщение детей к традициям спорта.
1) занятия обычного типа;
2) игровые занятия;
3) занятия-тренировки;
4) прогулки-походы;
5) сюжетно-игровые;
6) занятия на спортивных комплексах и тренажерах;
7) занятия, построенные на танцевальном материале;
8) занятия на свободное творчество;
9) занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» .
В базисных программах М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», Т.Н. Дороновой «Радуга», В.И. Логиновой и Н.Н. Кондратьевой «Детство» нетрадиционные формы физкультурных занятий не предусмотрены.
Наиболее содержательно в этом плане выглядит программа В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка», где предлагаются различные формы проведения физкультурных занятий.
Таким образом, альтернативная физкультура в детском возрасте – это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса. В процессе занятий физической культурой, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон.
Заключение.
Дошкольный возраст – это время активного формирования организма ребенка. В этот период закладывается фундамент таких двигательных качеств, как сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость, совершенствуются функциональные возможности организма.
В этом немаловажную роль играет физическая культура как часть системы физкультурно-оздоровительной работы, а основная ее форма – физкультурные занятия.
Однако постоянное использование только классической структуры зачастую «ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений.
Поэтому в дошкольных учреждениях появилась необходимость использовать альтернативные физкультурные занятия. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.
Нетрадиционные формы:
1. Сюжетные занятия (задачи).
2. Игровые занятия (творческие задания).
3. Физкультурно-познавательные занятия.
4. Круговая тренировка.
5. Эстафеты – соревнования.
6. Контрольные занятия.
7. Физкультурные занятия по сказкам.
8. На свободное творчество.
9. Фольклор:
Двигательные творческие занятия;
Сюжетно-физические занятия;
Театрализованные физкультурные занятия;
Игровые физкультурные занятия;
Серия "Забочусь о своем здоровье".
10. Ритмическая гимнастика.
11. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики.
12. Йога, Ушу, Конфу
Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.
К формам организации физического воспитания относятся:
1. Физкультурные занятия - основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Специальной задачей занятий является обучение детей правильным двигательным навыкам и воспитание физических качеств. Значение занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка.
2. Утренняя гимнастика - обязательная часть ежедневного режима дня ребенка в детском саду и семье. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями. Значение утренней гимнастики многообразно - она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию.
3. Физкультминутка - кратковременные физические упражнения. Проводится между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребенка путем двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики.
4. Закаливающие процедуры наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями. Активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, и, если ребенок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ.
Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребенка и его психики в течение дня.
Оздоровительные, образовательно-воспитательные задачи программы физического воспитания детей осуществляются в различных формах:
1. подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. При распределении игр в календарном плане воспитатель предусматривает все многообразие двигательного содержания; необходимую повторность и вариативность. Чтобы использовать все возможности для игровой деятельности детей в течение дня необходимо строго придерживаться установленного режима, основу которого составляют врачебно-гигиенические требования и учет возрастных особенностей детей. Это значит, что время проведения подвижных игр и их продолжительность находятся в теснейшей взаимосвязи с предыдущей и последующей деятельностью детей;
2. прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Это интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определенной целью. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств;
3. индивидуальная работа строится на основе знания возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей, требует чуткого отношения к ребенку;
4. самостоятельная двигательная деятельность детей имеет не менее важное значение. У ребенка сильная потребность в движениях, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя. Нужно своевременно предлагать интересную для ребенка деятельность, периодически корректировать ее, дозировать время;
5. праздники представляют собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Основу программы праздника составляют подвижные игры и разнообразные физические упражнения.
Организация и методика проведения физкультурных занятий.
Занятие – основная форма учебной работы по физическому воспитанию в детском саду. Они проводятся круглый год с постоянным составом детей определенной возрастной группы по твердому расписанию.
Основой построения занятия является его структура: ориентировочный план подбора и распределения упражнений и подвижных игр. Структура занятия разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.
В схематическом плане занятия по физической культуре рассматривают 3 части:
вводную, основную и заключительную.
В первой (вводной) части занятия ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия. В содержание вводной части входят: ходьба, бег, подскоки, перестроения, повороты; упражнения на осанку и упражнения укрепляющие стопу; танцевальные шаги. Завершается вводная часть построением в круг, в звенья, пары, для выполнения ОРУ.
Во второй (основной) части занятия решаются следующие задачи: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств. В этой своей части занятия оказывают значительное физиологическое воздействие на организм ребенка.
В начале основной части выполняются и разучиваются ОРУ. В их порядке учитывают необходимость поочередного воздействия на основные мышечные группы и постепенного увеличения физической нагрузки. Сначала выполняются упражнения для рук и плечевого пояса, затем мышц ног и туловища, подскоки и
успокаивающие (дыхательные упражнения, упражнения на «расслабление», спокойная ходьба). Особое внимание уделяется упражнениям на осанку.
После ОРУ следуют упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии. Для разучивания включается одно из основных видов движений, другие ранее разученные упражнения повторяются или закрепляются.
В основную часть занятия входит подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей.
В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному; подводятся итоги занятия. В заключительной части проводятся спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.
2. Виды и типы физкультурных занятий.
В зависимости от образовательных задач и содержания занятия могут быть разного типа:
Типы занятий.
1). Занятия, в которых основное внимание обращается на освоение нового материала.
2). Занятия, направленные на совершенствование освоенных ранее навыков и умений, они строятся на повторении пройденного материала.
3). Занятия смешанного характера, на которых овладение новым сочетается с повторением, закреплением старого.
4). Занятия, на которых проверяются знания и умения ребят в выполнении тех или иных упражнений, качество движений и их количественный результат, умение играть в подвижные игры.
Виды занятий.
Обоснование трехчастной структуры физического занятия.
В начале вводной части делаются строевые упражнения (построение в шеренгу, в колонну по одному, в круг, врассыпную, повороты, перестроение в колонну по 2, по 3, по 4); различные виды ходьбы (широким шагом, с высоким подниманием колен, змейкой, со сменой направления, с препятствиями); бег (в колонне по 1, врассыпную); прыжки (на 2-х, на одгой ноге, с продвижением); подвижные игры на внимание («Найди себе пару», « Найди свое место», «Сделай фигуру», «За высоким и низким»); элементы танцев. Бег дается в среднем темпе, а подвижные игры – средней подвижности, чтобы не перевзбудить детей. На эти упражнения отводится 2-4 мин (в зависимости от организованности группы)
Для обеспечения общей подготовки ОРУ подбираются на все основные группы мышц: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног. Количество упражнений увеличивается от группы к группе (с 4 до 8): 1-2 упражнения разучивают с детьми, остальные закрепляют. Дозировка нагрузки зависит от характера упражнений и возраста занимающихся. Для усиления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем включаются ходьба и бег, прыжки на 2-х и на одной ноге на месте и с продвижением, простейшие танцевальные шаги. Обычно бег и прыжки чередуются с ходьбой. Упражнения вводной части занятия выполняют все дети одновременно. На общую и специальную подготовку отводится 4-8 минут.
В основной части занятия формируют и закрепляют навыки в беге, лазанье, прыжках, метании и развивают физические качества.
В младших группах даются 2-3 ОВД (1-2 – в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). В старших группах включают 3-4 ОВД (2-3 в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). Количествоосновных движений может быть увеличено при высокой физической подготовленности детей и проведении упражнений по круговой системе.
Нецелесообразно включать в основную часть нескольуко упражнений, требующих поочередного выполнения,- это снижает физическую нагрузку и интерес детей к занятию.
Бег, прыжки нужно чередовать с успокаивающими движениями (ходьба). За упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, должны следовать более динамичные движения, благотворно влияющие на развитие всех мышц и всех систем организма.Чтобы обеспечить высокую моторную плотность основной части занятия, упражнения рекомендуется проводить совсеми детьми одновременно.
Продолжительность основой части увеличивается с 10 до 20 минут (зависит от интенсивности упражнений, возраста детей и т.д.)
В заключительную часть обычно включаются различные виды ходьбы, бег, элементы спокойного танца, игры малоподвижного характера.
Принципы отбора физических упражнений.
Чтобы подобрать упражнения для каждого занятия, нужно учитывать поставленные задачи, возраст детей, состояние их здоровья, физическое развитие, подготовленность, время года, климото-метеорологические условия, место занятия в режиме дня, наличие оборудования, инвентаря, игрушек и др.
Наилучший результат достигается тогда, когда для решения поставленных задач используются упражнения (строевые, ОРУ, ОВД, подвижные игры). Дифферинцированный подход к отбору упражнений для физкультурного занятия позволяет увеличить его двигательную плотность, повысить оздоровительный и образовательный эффект.
Способы организации детей на занятии.
Фронтальный.
Групповой.
Индивидуальный.
При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей.
При групповом способе группу делят на (2-4) и каждая получает отдельное задание. После того как дети выполнят задание несколько раз, подгруппы меняются местами.
При индивидуальном способе каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.
По мере освоения техники - ОВД выполняютя потоком . Особую разновидность поточного способа представляет круговое («станционное») выполнение упражнений.
На одном занятии можно чредовать способы организации детей.