Комплекс по закаливанию. Закаливающие процедуры в дошкольном возрасте
Комплексы закаливающих процедур после дневного сна для детей дошкольного возраста
Каждый комплекс проводится в течение месяца и состоит из нескольких этапов. Для создания положительной мотивации пробуждение и выполнение процедур сопровождаются чтением потешек и стихотворений, которые дети постепенно заучивают и затем повторяют вместе с воспитателем.
Из спальни дети босиком проходят по ребристым и массажным дорожкам в групповую комнату. Стоя на ковре, выполняют общеразвивающие упражнения (3-4 мин.), самомассаж ладоней (стоп) или упражнения для развития мелкой моторики рук (2 мин.), дыхательную гимнастику (1-2 мин). Комплекс завершается водными процедурами.
«ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА И ЗАКАЛИВАНИЕ»
(1 младшая группа )
Цели:
■ обеспечивать детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности;
■ закреплять навыки проведения самомассажа рук, ног, носа, ушей активизируя биологически активные точки;
■ проводить профилактику плоскостопия;
■ формировать правильную осанку;
■ осуществлять комплекс закаливающих процедур: воздушные ванны, босоножье, кратковременное воздействие холодной водой - обширное умывание (рук, лица, шеи, груди);
Материал: дорожки "Здоровья" с различными раздражителями, солевые дорожки, корзинка с шишками, с теннисными шариками, с мелкими игрушками.
Время проведения: после дневного сна
Место проведения: спальня, групповая комната.
Сентябрь
Зайчики и белочки
Пробуждение.
Улетели сны в окошко,
Убежали по дорожке.
Зайцы, белочки проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
Звери, глазки открывайте
И зарядку начинайте.
Ходьба по
солевым
Зайчики и белочки.
Мальчики и девочки,
Стройся по порядку,
Начинай зарядку!
Носик вверх - это раз,
Хвостик вниз - это два,
Лапки шире - три, четыре.
Прыгнем выше - это пять.
Все спортивные команды
Мы умеем выполнять!
Общеразвивающие упражнения.
1. «Зайчишки-шалунишки». Чередование прыжков, бега, ходьбы (1 мин.).
2. «Цепкие лапки». И.п:.о.с. 1-3 - вытянуть руки вперед, повернуть ладонями вверх, сжать кулаки; 4 - вернуться в и.п. (3 раза).
3. «Крепкие лапки». И.п.:о.с. 1-2 - наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям, сказать «крепкие»; 3 - вернуться в и.п. (3 раза).
4. «Веселые белочки». И.п.: о.с. 1-2 - два наклона вправо; 3-4 - два наклона влево; 5 - вернуться в и.п. (3 раза)
Самомассаж.
Прокатывание шишек между ладонями (тыльными сторонами рук, пальцами).
Дыхательная гимнастика
«Хорошо в лесу».
И.п.: о.с. 1 - руки в сторо¬ны, глубокий вдох носом; 2-3 - на выдохе произнести «хо-ро-шо в ле-су»; 4 - вернуться в и.п. (2 раза).
Водные процедуры.
В речке чистая водица.
Зайцы, белки, ну-ка мыться!
Моем шею, моем уши,
Вытираемся посуше
Октябрь
Мы – спортсмены
Пробуждение.
Когда мы просыпаемся,
То подрасти стараемся.
Облака рукой достанем
И немного выше станем!
Ходьба по
солевым
Мы стараемся, стараемся,
Физкультурой занимаемся!
Пусть будут руки крепкими,
Пусть будут ноги сильными!
Мы будем все здоровыми,
Веселыми, спортивными!
Общеразвивающие упражнения.
1. «Болельщики». И.п.: о.с. 1 - руки на пояс; 2 - руки вперед, хлопнуть; 3 - вернуться в и.п. (3 раза).
2. «Пловцы». И.п.: о.с. 1 - руки в стороны; 2 - руки за голову, пошевелить пальца¬ми; 3 - вернуться в и.п. (3 раза).
3. «Футболисты». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1 - поднять правую ногу; 2 - согнуть ее в колене; 3 - вернуться в и.п.; 4-6 - то же левой ногой (по 2-3 раз).
4. «Штангисты». И.п.: о.с. 1 - присесть, сжать кулаки, прижать их к плечам; 2 - встать, вытянуть руки вверх; 3 - вернуться в и.п. (3 раз).
Самомассаж.
Дыхательная гимнастика
«Лыжники».
И.п.: о.с. 1 - стоя на месте, имитировать движения рук лыжника; 2 -развести руки в стороны, глубокий вдох носом; 3-4 - вернуться в и.п., медленный выдох ртом (2 раз).
Водные процедуры.
Воду любят все спортсмены:
И штангисты, и яхтсмены,
Хоккеисты и пловцы,
И гимнасты, и гребцы.
Будем спортом заниматься,
А потом в воде плескаться.
Ноябрь
Веселый зоопарк
Пробуждение.
Под сосной лежит не шишка.
Это спит малютка-мишка.
Мишка, глазки открывай,
День с зарядки начинай!
Мишка на бок повернулся,
Потянулся и проснулся.
Ходьба по
солевым
и массажным дорожкам
.
Зайка по полю бежал,
В огород забежал.
Там морковка растет,
Там капуста растет.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Слоны». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, пальцы рук сцеплены в замок за головой (уши слона). 1-2 - соединить локти; 3-4 - маршировать на месте; 5 - наклониться вперед, произнося «у-у-у»; 6 - вернуться в и.п. (3 раз).
2. «Лисички». И.п.: стоя, ноги вместе, ладони прижаты к груди. Выполнять прыжки влево-вправо на двух ногах (3-4 раз).
3. «Питон». И.п.: сидя на пятках, руки на коленях. 1-4 - встать на колени, прогнуться влево-вправо, назад-вперед; 5 - вернуться в и.п. (3 раз).
Самомассаж.
Прокатывание грецких орехов между ладонями.
Дыхательная гимнастика
«Птицы».
И.п.: о.с. 1 - сделать глубокий вдох; 2 - наклониться вперед, мед¬ленно выдыхая, выполнять махи руками-крыльями; вернуться в и.п. (2 раз).
Водные процедуры.
Звери все по распорядку
Утром делают зарядку.
А потом - на водопой,
Все равно с какой водой:
Из ручья, или из речки,
Или просто с дождевой.
Декабрь
Валенки, валенки
Пробуждение.
Солнце глянуло в кроватки -
Делать вам пора зарядку.
Пусть подушка спит одна.
Вам, ребята, не до сна.
Ходьба по
солевым
и массажным дорожкам; комбинированный бег.
По снегу детки маленькие
Ходят в теплых валенках.
Валенки хорошие,
С черными галошами.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Ручками похлопаем, ножками потопаем». И.п.: о.с. Хлопать в ладоши, одновременно топая ногами (3 раз).
2. «Новые валенки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклониться вперед; 2 - коснуться рука¬ми пальцев ног, сказать «ва-лен-ки»; 3 - вернуться в и.п. (3 раз).
3. «Посмотрите: валенки!». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - выставить правую ногу вперед на пятку; 2 - вернуться в и.п.; 3-4 - то же другой но-гой (по 3 раз).
4. «В валенках не холодно». И.п.: о.с. Выполнять прыжки в чередовании с ходьбой.
Самомассаж
. Массаж биологически активных точек на носу.
Дыхательная гимнастика
«Хороши валенки».
И.п.: о.с. 1-2 - поднять руки через стороны вверх, глубокий вдох но¬сом; 3-4 - на выдохе произнести «хо-ро-ши ва-лен-ки», вернуться в и.п. (2 раз).
Водные процедуры.
Как свежа и прохладна вода!
Январь
Елочка
Пробуждение.
Сладко спит под снегом елка.
- Эй, зеленая иголка,
Не пора ли просыпаться
И на праздник отправляться?
Ходьба по
массажным
и
солевым
дорожкам; комбинированный бег.
Наша елка зелена, и нарядна, и стройна.
Всех друзей и всех подруг
Приглашает елка в круг.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Колючие иголочки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спи¬ной. 1-3 - вытянуть руки вперед, пошевелить пальцами, произнести «колючие»; 4 -вернуться в и.п. (3 раз).
2. «Кто сидит под елкой?». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклониться вперед; 2 - руки вытянуть перед собой; 3 - развести руки в стороны; 4 - вернуться в и.п. (3 раз).
3. «Спрячемся под елкой». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1-4 - присесть, опустить голову, руками обхватить колени, произнести «спрятались»; 5 - вернуться в и.п. (3 раз).
Дыхательная гимнастика
«Чем пахнет елка?».
И.п.: о.с. 1-2 - развести руки в стороны, глубокий вдох носом; 3-4 - вернуться в и.п., на выдохе произнести «ел-ка пах-нет смол-кой» (3 раз).
Самомассаж.
Массаж биологически активных точек на ушах.
Водные процедуры.
К елке, дети, подходите,
Мыло хвойное берите,
Чисто-чисто умывайтесь
Да посуше вытирайтесь.
Февраль
Храбрые солдаты
Пробуждение.
Трубит горнист, поет труба.
Довольно спать! Вставать пора!
У солдат по распорядку
После сна всегда зарядка.
Ходьба по
солевым
и массажным дорожкам; комбинированный бег.
Мы уверенно шагаем,
Мы усталости не знаем.
Мы отважны и храбры,
Нам преграды не страшны!
Общеразвивающие упражнения.
1. «Мы сильны!». И.п.: ноги на ширине плеч, пальцы рук сцеплены в замок над головой. 1-4 - наклонить туловище влево-вправо, вперед-назад; 5 - вернуться в и.п. (3 раз).
2. «Мы ловки!». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 - присесть с упором на левую (правую) ногу, правую (левую) ногу вытянуть вперед; 3-4 - вернуться в и.п. (по 3раза).
3. «Мы быстры!». И.п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Бег, высоко поднимая колени (1 мин.).
Дыхательная гимнастика
«Мы храбры!».
И.п.: о.с. 1 - развести руки в стороны, глубокий вдох носом; 2-3 - за¬держать дыхание; 4- вернуться в и.п., медленный выдох ртом (2-3 раз).
Самомассаж.
Прокатывание шишек между ладонями
.
Водные процедуры.
Мы, солдаты, любим мыться,
Не боимся простудиться.
Нам прохладная вода -
Это радость, не беда.
Март
Мамины помощники
Пробуждение.
Дети просыпаются,
Маме улыбаются,
Добрые слова ей говорят.
Сами умываются,
Сами одеваются
И ее порадовать хотят.
Ходьба по
солевым
.
Малыши - и сын, и дочь
Рады мамочке помочь.
И не только в мамин день
Потрудиться им не лень!
Общеразвивающие упражнения.
1. «Стираем». И.п.: о.с. 1 - наклониться; 2 - потереть ладонь о ладонь; 3 - выполнить руками маховые движения вправо-влево; 4 - выпрямиться, вытянуть руки вверх; 5 - вернуться в и.п. (3 раз).
2. «Моем пол». И.п.: о.с. 1 - наклониться, коснуться руками пола; 2-3 - потянуться руками вправо-влево; 4 - вернуться в и.п. (3 раз).
3. «Гладим белье». И.п.: ноги на ширине плеч, руки перед грудью, пальцы сцеплены в замок. 1 - руки вытянуть вперед; 2 - вернуться в и.п. (3 раз).
4. «Убираем игрушки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. 1 - присесть, коснуться правой (левой) рукой пола; 2 - вернуться в и.п. (по 3 раз).
Дыхательная гимнастика
«Мама спит, она устала».
И.п.: о.с. 1 - поднять руки вверх, глубокий вдох носом; 2-3 - медленно наклониться вперед, коснуться руками пола, на выдохе произнести «тс-с-с-с-с»; 4 - вернуться в и.п. (2 раз).
Самомассаж.
Сбор мелких предметов пальцами ног.
Водные процедуры.
Устали трудиться?
Грустить не годится.
Чтобы взбодриться,
Прохладной водицей
Пора нам умыться.
Апрель
Подснежники
Пробуждение
.
Растаял снег на кочке.
Кому ж весну встречать?
Эй, первые цветочки,
Вам пора вставать!
Ходьба по
солевым
и массажным дорожкам; комбинированный бег.
Подснежники весенние.
Листочки расправляйте,
Головки поднимайте,
К солнцу потянитесь.
Детям улыбнитесь.
Общеразвивающие упражнения.
1. «К солнцу тянутся цветы». И.п.: о.с. 1-4 - поднять голову, руки к плечам, вперед, вверх; 5 - вернуться в и.п. (6 раз).
2. «Сильный ветер». И.п.: ноги на ширине плеч руки на поясе. 1 - наклониться вперед, руки отвести назад; 2 - выпрямиться, поднять руки вверх, потянуться; 3 - вернуться в и.п. (3 раз).
3. «Мягкие травинки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 - присесть, коснуться пальцами рук пола; 2 - вернуться в и.п. (3 раз).
4. «Проснулись насекомые». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Чередование прыжков и ходьбы с высоким подниманием коленей (1 мин.).
Дыхательная гимнастика «Чем пахнут цветы?».
И.п.: о.с. 1 - глубокий вдох носом; 2-3 - на выдохе произнести «пах-нут мё-дом»; 4 - вернуться в и.п. (2 раз).
Самомассаж
. Прокатывание теннисных шариков между ладонями.
Водные процедуры.
Как подснежник закалялся?
Холодов он не боятся.
Из-под снега появился.
Ледяной водой умылся.
Бабочки
Пробуждение.
Светит солнце ярко,
На лужайке жарко.
Бабочки проснулись,
Сладко потянулись.
Ходьба по
солевым
и массажным дорожкам; комбинированный бег.
Мы стараемся, стараемся,
Физкультурой занимаемся!
Пусть будут руки крепкими,
Пусть будут ноги сильными!
Мы будем все здоровыми,
Веселыми, спортивными
Общеразвивающие упражнения.
Дыхательная гимнастика
«Сладкий аромат цветов».
И.п.: о.с. 1 - руки отвести в стороны; 2 - глубокий вдох носом; 3-4- наклониться вперед, медленный выдох ртом; вернуться в и.п. (2 раз).
Самомассаж.
Массаж биологически активных точек на лобной и височной области.
Водные процедуры.
Бабочка-красавица,
Чтобы всем понравиться.
На травинку опустилась,
Свежею росой умылась.
Июнь
Мышки
Пробуждение.
Мышки глазки открывали
И зарядку делать стали:
Мышки лапки поднимали,
А потом их опускали.
И сгибали быстро ножки,
Словно мчались по дорожке.
Ходьба по солевым и массажным дорожкам; комбинированный бег
Дружно мышки все вставали,
Ловко-ловко прыгать стали.
Мышки, мышки поспешите
И ногами потопочите.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Расправляем крылья». И.п.: ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-2 - соединить локти перед собой, вернуться в и.п. (3 раз).
2. «Отрываемся от земли». И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнять одновременно махи руками и прыжки (30 сек.).
3. «Перелетаем с цветка на цветок». Бегать, выполняя махи руками. По сигналу остановиться и присесть на корточки (1 мин.).
4. «Собираем нектар». И.п.: о.с. 1 - наклониться вперед, руки отвести назад; 2 - вернуться в и.п. (3 раз).
Дыхательная гимнастика
«Как вкусно пахнет сыр».
Самомассаж.
Массаж биологически активных точек на носу
.
Водные процедуры.
Мышки будут убегать,
Кошка будет догонять.
Все мы весело играли,
Умываться побежали.
Июль
Кошка
Пробуждение.
Наша кошечка проснулась
Потянулась, оглянулась
С боку на бок повернулась –
Всем нам улыбнулась.
Ходьба по солевым и массажным дорожкам; комбинированный бег
Есть у кошки лапки
лапки, цап – царапки.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Колючие коготки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спи¬ной. 1-3 - вытянуть руки вперед, пошевелить пальцами, вернуться в и.п. (3 раз).
2. «Котик в гости приглашает ». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклониться вперед; 2 - руки вытянуть перед собой; 3 - развести руки в стороны; 4 - вернуться в и.п. (3 раз).
3. «Спрячемся от всех». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1-4 - присесть, опустить голову, руками обхватить колени, произнести «спрятались»; 5 - вернуться в и.п. (3 раз).
Дыхательная гимнастика
«кошка на прогулке».
И.п.: о.с. 1 - руки отвести в стороны; 2 - глубокий вдох носом; 3-6 - наклониться вперед, медленный выдох ртом; вернуться в и.п. (2 раз).
Самомассаж
.
Прокатывание теннисных мячиков стопой правой (затем левой) ноги.
Водные процедуры.
Как свежа и прохладна вода!
Любим в ней мы плескаться всегда.
Август
Мишка
Пробуждение.
Мишка, мишка.
Что ты долго спишь?
Мишка, мишка.
Что ты так храпишь?
Ходьба по солевым и массажным дорожкам; комбинированный бег .
Кто здесь песни распевал?
Кто мне спать не давал?
Догоню, догоню…
Общеразвивающие упражнения.
1. «Расправляем крылья». И.п.: ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-2 - соединить локти перед собой, вернуться в и.п. (3 раз).
2. «Отрываемся от земли». И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнять одновременно махи руками и прыжки (30 сек.).
3. «Перелетаем с цветка на цветок». Бегать, выполняя махи руками. По сигналу остановиться и присесть на корточки (1 мин.).
4. «Собираем нектар». И.п.: о.с. 1 - наклониться вперед, руки отвести назад; 2 - вернуться в и.п. (3 раз).
Дыхательная гимнастика
«где же здесь малина?».
И.п.: о.с. 1 - руки отвести в стороны; 2 - глубокий вдох носом; 3-4 - наклониться вперед, медленный выдох ртом; вернуться в и.п. (2 раз).
Самомассаж.
Сбор мелких предметов пальцами ног
.
Водные процедуры.
Устали трудиться?
Грустить не годится.
Чтобы взбодриться,
Прохладной водицей
Пора нам умыться!
Закаливание основа здорового существования
2571 0
1. Диафрагмальное дыхание. И. п. - стоя (сидя или лежа на спине), левая ладонь на груди, правая - на верхней части живота.
Вып.: после полного выдоха усилием диафрагмы, направленным вниз, и выдвигая живот насколько возможно вперед, совершить протяжный вдох нижней частью легких; предельно втягивая живот, постепенно выдохнуть, завершив выдох паузой. Повторить 4-6 раз.
2. Грудное дыхание. И. п. - то же. Вып.: после полного выдоха, раздвигая средние ребра, совершить протяжный вдох верхней частью легких; после кратковременной задержки дыхания медленно выдохнуть, завершив выдох паузой. Повторить 4-6 раз.
3. Полное дыхание (выполняется только после освоения диафрагмального и грудного дыханий). И. п. - о. с. Вып.: совершить вдох нижней частью легких, как при диафрагмальном дыхании, продолжить вдох, заполняя верхнюю часть легких; завершив вдох, втянуть предельно живот, задерживая при этом дыхание, и через несколько секунд (не опуская диафрагму) постепенно выдохнуть, завершив выдох повторной задержкой дыхания.
По времени (примерно) затрачивать: на вдох - 8 секунд, на задержку дыхания (апноэ) - 4 секунды, на выдох - 8 и на завершающее апноэ - 4 секунды. Это упражнение можно выполнять за день - 10-15 раз в любое время (только не после еды), желательно на чистом воздухе, стоя, сидя, лежа и при ходьбе (сочетая продолжительность вдоха, выдоха и апноэ с количеством шагов, приравнивая каждый шаг к одной секунде).
4. Ритмичное дыхание с удлинением выдоха. И. п. - о. с. Вып.: совершить вдох на 3 счета, выдох - на 5-6. При последующих тренировках продолжительность выдоха можно увеличивать до 7-10 счетов. Повторить 4-6 раз. Это же упражнение можно выполнять при ходьбе, сочетая счет с шагами.
5. Упражнение Вита. И. п. - стоя или при ходьбе. Вып.: свободно, без натуживания, вдохнуть и задержать дыхание на 3 секунды (шага), протяжно выдохнуть за 3-4 секунды (шага). Продолжительность выполнения 5 минут.
6. Упражнение Озолина. Выполняется аналогично предыдущему, но с постепенным увеличением продолжительности фаз дыхания - вдоха, апноэ, выдоха. В первую неделю тренировки каждая фаза по 5 секунд (или шагов), вторую неделю - по 6 и т.д. добавлять по одной секунде каждую неделю с доведением до 10 секунд (шагов) на каждый вдох, апноэ и выдох. Общая продолжительность выполнения упражнений - 5 минут.
7. Упражнение Гарсиа. Является усложненным вариантом упр. Озолина и может выполняться только после его полного усвоения. Включает в себя 4 фазы дыхания: вдох-апноэ-выдох-апноэ. После выполнения каждого упражнения делать 2-3 спокойных дыхания (без апноэ).
8. Очистительное дыхание. И. п. - произвольная стойка. Сделать глубокий вдох через нос, выдох через полусжатые губы тремя-четырьмя короткими энергичными и сильными толчками. Повторить 3-4 раза. Полезно применять в целях профилактики вирусных заболеваний по 5 раз в день, а также после пребывания в душном помещении со спертым воздухом.
9. Упражнение против насморка. Выполняется серия коротких, энергичных вдохов через нос, подсушивающих слизистую оболочку, по нескольку раз в день, при сильном ее увлажнении. В сырую погоду служит профилактическим средством против простудных заболеваний.
10. Успокоительное дыхание. Выполняется обычно после физических нагрузок из и. п. - стоя или при ходьбе. Медленно поднять руки вперед и развести в стороны на уровне плеч с поворотом ладоней кверху, слегка приподнять голову, одновременно глубокий вдох; с протяжным полным выдохом и обратным движением рук и головы вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза.
Аналогичное упражнение можно выполнять из и. п. - стоя или при ходьбе, руки на пояс, только вместо подымания рук при вдохе отвести назад плечи, а при выдохе кистями рук слегка надавлить на подреберье.
Гимнастика Стрельниковой
Занимает особое место среди различных систем дыхательных упражнений. Если обычные упражнения основаны на дыхании в благоприятных, облегченных условиях, когда при вдохе выполняются движения, способствующие расширению грудной клетки, а на выдохе ее сужению, то в гимнастике Стрельниковой, совершенно парадоксально - наоборот.Так, например, вдох производится при наклоне туловища вперед или сведении рук перед собой. Сам вдох выполняется в предельно короткий промежуток времени резко, "шумно", активно, через расширенные ноздри. На выдохе внимание не акцентируется, воздух как бы самопроизвольно, только частично, выдавливается сквозь полусжатые губы слегка приоткрытого рта.
Полный выдох делать нельзя, иначе при частых вдохах, вследствие гипервентиляции легких, появится головокружение. Темп - один вдох, сочетаемый с движением, в секунду или чуть-чуть быстрее.
Комплекс упражнений
1. "Повороты головы" - направо и налево. И. п. - сидя или стоя. Вып.: поворот головы направо - активный вдох, сразу же поворот налево - опять вдох, выдох только частичный, в промежутках между поворотами.2. "Наклоны головы". Выполнять сначала наклоны головы влево и вправо, затем вперед и назад с резким вдохом в конечной точке каждого движения.
Эти два упражнения являются разминочными. Первое время начинающим их надо выполнять по 8 раз подряд, затем еще несколько раз повторить такими же сериями. По мере врабатываемости количество движений-вдохов в каждой серии увеличивается до 16, затем 32 и т. д. с доведением до 96.
3. "Обхваты". И. п. - стойка, ноги врозь, руки перед собой на уровне плеч, кисти расслаблены, локти полусогнуты и развернуты в стороны. Вып.: при активном вдохе руки в быстром встречном (обхватывающем) движении касаются кистями плеч; сразу же возвращаются в и. п., при этом следует самопроизвольный частичный выдох.
Такие обхватывающие движения, сочетаемые с активными вдохами, следуют без пауз одно за другим сериями, как и в разминочных упражнениях.
Этим упражнением можно остановить приступ астмы. При болезненном состоянии его можно выполнять в положении лежа (тогда встречные движения рук следуют в вертикальной плоскости).
4. "Наклоны вперед". И. п. - стойка, ноги на ширине плеч, руки опущены. Вып.: пружинистый наклон вперед с оттягиванием рук вниз, одновременно активный вдох; быстро разогнуться (можно не полностью), совершая частичный выдох.
И далее без пауз устремленные вниз наклоны, строго одновременно со вздохами, следуют один за другим, быстро, не более как за секунду каждый. Глубина наклонов - по возможности (кому трудно, то хотя бы до колен), но не сгибая колен. Выполнять сериями, как и предыдущие упражнения.
При гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваниях и близорукости наклоны должны быть минимальными. Во время болезни это упражнение нужно выполнять видя на стуле и в более спокойном темпе.
Изложенные упражнения в гимнастике Стрельниковой являются основными, и начинающие заниматься в первое время могут ограничиваться только их выполнением.
5. "Наклоны назад". И. п. - то же, что и при упр. "обхваты". Вып.: пружинистые наклоны туловища и головы назад, одновременно встречное движение рук с обхватом плеч, сопровождаемые активными вдохами.
6. "Полуприседы". И. п. - стойка в выпаде, руки опущены. Вып.: полуприседы с встречным, скрестным движением рук и касанием кистями бедер, сопровождаемые активными вдохами. После каждой серии полуприседов менять местоположения ног.
7. "Маятник". И. п. - ноги на ширине плеч, руки опущены. Вып.: наклоны вперед (как при упр. "наклоны вперед") с активными вдохами и наклонами назад (как при упр. "наклоны назад") также с активными вдохами, чередуясь, следуют один за другим в маяткикообразных движениях; частичные выдохи между наклонами вперед и назад.
Для достижения положительных результатов гимнастика Стрельниковой должна выполняться систематически и включать не менее одной тысячи движений-вдохов в течение дня, при этом не обязательно единовременно. Больным и с недомоганиями рекомендуется выполнять ежедневно до двух тысяч движений-вдохов за день (от 400 до 1000 единовременно).
Отдыхать между сериями, спокойно дыша, следует в течение 5-6 секунд между упражнениями - до 12 секунд.
При достаточной тренировке темп движений-вдохов должен составлять примерно 80 за минуту. Выполнять их чаще не рекомендуется.
Во время выполнения упражнений может возникнуть "жжение" в носу; оно пройдет, если сделать кратковременный перерыв. А вообще до начала тренировки целесообразно промывать носовую полость подсоленной тепловатой водой, как это рекомендуется в статьях о "Требованиях гигиены".
Правильное исполнение упражнений не должно вызывать переутомления и болезненных ощущений, при этом пульс не должен превышать 100 ударов в минуту. План дозирования упражнений описан ранее.
Перечень динамических дыхательных упражнений, обобщенных по анатомическому принципу
1 - Движение головой (медленное)При наклоне головы вперед или в стороны - выдох.
При подымании головы вверх - вдох.
Круговые вращения головой - дыхание произвольное.
2 - Движения рук
При отведении в стороны или подымании вверх - вдох.
Круговые движения рук в плечевых суставах - дыхание произвольное
При одновременных взмахах руками - вдох.
При опускании вниз - выдох.
При поочередных махах - дыхание произвольное.
При скрещивании рук перед собой - выдох, возвращение в и. п. - выдох.
3 - Движения туловища
При наклонах вперед (в стороны или поворота) - выдох.
При прогибах или наклонах назад - вдох.
При круговых вращениях - наклоняясь вперед - выдох, назад - вдох.
4 - Движения ног
При отведении ног в стороны или подымании вперед - вдох.
При опускании - выдох.
При вставании на носки - вдох, при принятии и. п. - выдох.
При сгибании колен - выдох, при распрямлении - вдох.
При выпадах (в любом направлении) - вдох, принятии и. п. - выдох.
При приседании - выдох, при вставании - вдох.
При подымании обеих ног (из положения лежа) - вдох, при опускании - выдох
Примерный план дозирования упражнений тренировки при выполнении гимнастики стрельниковой с ориентацией на 1000 движений-вдохов с расчетом на 18 минут
"Повороты головы" | движений-вдохов | |||
"Наклоны головы" | " | |||
|
а) вправо и влево | " | ||
|
б) вперед и назад | " | ||
" | ||||
"Наклоны вперед" | " | |||
"Наклоны назад" | " | |||
"Полуприседы" |
| " | ||
|
а) правая вперед | " | ||
|
б) левая вперед | " | ||
"Маятник" | " |
Комплекс закаливающих процедур после сна
(старшая группа)
1. Гимнастика в постели (длительность 2-3 мин.)
1) Потягивание.И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поднять правую руку вверх, потянуться, опустить руку.
Повторить то же самое поочередно с левой рукой, правой и левой ногой.
Затем поднять одновременно руки и ноги и потянуться.
2) «Часики». И.п. – сед, ноги скрестно, руки на колени.
Наклонить голову то вправо, то влево, «Тик-так».
Наклонить голову то вперед, то назад, «Бом-бом».
3) «Ножницы». И.п. – лежа на спине.
Выполнять движения вправо-влево прямыми ногами, затем – прямыми руками,
затем - одновременно и руками и ногами.
2.Корригирующая ходьба босиком(длительность 2-3 мин.).
Ходьба на носках, на пятках, на внешних сторонах стоп по ребристой доске и коврикам, корригирующим дорожкам, поковру и полу, влажному и сухому полотенцам в чередовании.
Комплекс
Вдох – надуть животик,
Выдох – вернуться в и.п.
Выдох – вернуться в и.п.
3) «Журавль».И.п. – стоя.
Вдох – наклон вниз,
Комплекс
упражнений дыхательной гимнастики(длительность 4-5 мин.)
1) «Надуй животик».И.п. – лежа на спине, руки на животе.
Вдох – надуть животик,
Выдох – вернуться в и.п.
2) «Кобра». И.п. – сед на пятках, руки согнуты в локтях за спиной.
Вдох – подняться на колени, развести локти в стороны,
Выдох – вернуться в и.п.
3) «Журавль».И.п. – стоя.
Вдох – наклон вниз,
Выдох – выпрямиться, руки в стороны.
4) «Бабочка».И.п. – стоя, руки вдоль туловища.
Вдох – руки через стороны вверх, соединить над головой,
Выдох – в обратном направлении.
Физминутка
«Цапля ходит по воде»
движения по тексту, (длительность 1 мин.)
Цапля ходит по воде
Чтоб найти еду в водице,
И мечтает о еде
Надо цапле наклониться.
Ноги выше поднимай
Ну-ка тоже наклонись,
Ты, как цапля, не зевай!
До носочка дотянись.
Водные процедуры - обливание рук прохладной водой до локтя.
Длительность исходя из индивидуальных особенностей детей.
Общая длительность комплекса 12-15 мин.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплекс закаливающих процедур после сна
(старшая группа)
1. Гимнастика в постели (длительность 2-3 мин.)
1) Потягивание.И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поднять правую руку вверх, потянуться, опустить руку.
Повторить то же самое поочередно с левой рукой, правой и левой ногой.
Затем поднять одновременно руки и ноги и потянуться.
2) «Часики». И.п. – сед, ноги скрестно, руки на колени.
Наклонить голову то вправо, то влево, «Тик-так».
Наклонить голову то вперед, то назад, «Бом-бом».
3) «Ножницы». И.п. – лежа на спине.
Выполнять движения вправо-влево прямыми ногами, затем – прямыми руками,
затем - одновременно и руками и ногами.
2.Корригирующая ходьба босиком(длительность 2-3 мин.).
Ходьба на носках, на пятках, на внешних сторонах стоп по ребристой доске и коврикам, корригирующим дорожкам, поковру и полу, влажному и сухому полотенцам в чередовании.
Комплекс
Вдох – надуть животик,
Выдох – вернуться в и.п.
Выдох – вернуться в и.п.
3) «Журавль».И.п. – стоя.
Вдох – наклон вниз,
Комплекс
упражнений дыхательной гимнастики(длительность 4-5 мин.)
1) «Надуй животик».И.п. – лежа на спине, руки на животе.
Вдох – надуть животик,
Выдох – вернуться в и.п.
2) «Кобра». И.п. – сед на пятках, руки согнуты в локтях за спиной.
Вдох – подняться на колени, развести локти в стороны,
Выдох – вернуться в и.п.
3) «Журавль».И.п. – стоя.
Вдох – наклон вниз,
Выдох – выпрямиться, руки в стороны.
4) «Бабочка».И.п. – стоя, руки вдоль туловища.
Вдох – руки через стороны вверх, соединить над головой,
Выдох – в обратном направлении.
Физминутка
«Цапля ходит по воде»
движения по тексту, (длительность 1 мин.)
Цапля ходит по воде
Чтоб найти еду в водице,
И мечтает о еде
Надо цапле наклониться.
Ноги выше поднимай
Ну-ка тоже наклонись,
Ты, как цапля, не зевай!
До носочка дотянись.
Водные процедуры - обливание рук прохладной водой до локтя.
Длительность исходя из индивидуальных особенностей детей.
Общая длительность комплекса 12-15 мин.
Светлана Сукачева
Закаливающие процедуры с детьми старшего дошкольного возраста. Гимнастика после сна
“Закаливающие процедуры с детьми старшего дошкольного возраста”
(гимнастика после сна)
Цель закаливающих мероприятий:
продолжать формировать у дошкольников первичные представления о здоровом образе жизни, представления об укреплении здоровья через комплекс закаливающих процедур.
Задачи закаливающих мероприятий:
1. Сохранять и укреплять здоровье детей.
2. Продолжать работу по профилактике плоскостопия, профилактике нарушения осанки, тонизированию всего организма, воздействуя на биологически активные точки.
3. Предотвращать простудные заболевания.
4. Воспитывать бережное отношение к своему телу.
5. Способствовать пробуждению после дневного сна, дать заряд бодрости на вторую половину дня.
6. С помощью положительного эмоционального настроя детей привить любовь к зарядке, как важному аспекту жизни.
Ход занятия:
Здравствуйте дорогие гости. Сегодня для вас дети подготовительной группы покажут гимнастику после сна и закаливающие процедуры. Пройдите, пожалуйста, все в спальную комнату.
1.Гимнастика в постели
Поднимайся детвора!
Завершился тихий час,
Свет дневной встречает нас.
А наши ребята сегодня котята.
А у нас котята спят.
Мур-мур, мур-мур!
Просыпаться не хотят.
Мур-мур, мур-мур!
(Дети лежат на кроватях, «свернувшись клубочком»)
Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:
Мур-мур, мур-мур!
(Поворачиваются с одной стороны на другую.)
Вот на спинку все легли.
Мур-мур, мур-мур!
Расшалились все они.
Мур-мур, мур-мур!
(Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами)
Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.
Мур-мур, мур-мур!
Мур-мур, мур-мур!
(Интенсивно сгибают и разгибают руки и ноги)
Ну, теперь вставать пора,
Поднимайся, детвора!
Все по полу босиком,
И по коврикам идем.
(Дети встают с кроватей и проходят в колонне по одному, по корригирующей дорожке в групповую комнату)
2. Профилактика плоскостопия
Идем по кругу на носочках, на пяточках, на внешней стороне стопы, на внутренней стороне стопы.
(Дети становятся на коврик в круг друг за другом, руки на поясе, спина ровная и идут)
«Вам покажем мы немножко,
Как ступает мягко кошка
(Бесшумная ходьба на цыпочках)
Еле слышно топ-топ-топ,
Хвостик снизу: оп-оп-оп»
(Небольшие приседания («Пружинки»)
«Но подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой»
(Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)
«Ввысь бросается отважно. Скок да скок, еще подскок»
(Прыжки на двух ногах на месте)
«А потом мяукает «МЯУ!»
Я в свой домик убегаю»
(Громко мяукают и убегают на стульчики)
Кошечка наша любит показывать коготки.
(Дети сидят на стульчиках и разводят пальчики рук и ног)
А сейчас кошка поухаживает за своими лапками.
(Сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая «щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги, а затем по правой)
Все кошки любят играть. И сейчас, она поиграет с палочкой.
(Дети достают из под стульчиков палочку, и катают ее правой ногой, а затем левой)
3. Профилактика нарушений осанки .
Кошечка играла, играла и рассердилась.
«Поза сердитой кошки»
И. п. – встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточить внимание на позвоночнике
Позлилась немножко кошечка и решила, что лучше быть доброй.
«Поза доброй кошки»
И. п. – тоже. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице
Кошечка развеселилась и решила поиграть со своим хвостиком.
«Хвостик»
И. п. – тоже. Двигать бедрами вправо-влево, как кошечка» вертит своим хвостом». 3 раза
Дыхательное упражнение
Выглянула кошка на улицу, а там ветерок разгулялся.
И. п. – стоя. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.
3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. 2 раза
Гимнастика для глаз
Вот окошко распахнулось.
(Разводят руки в стороны)
Кошка вышла на карниз.
(Имитируют мягкую походку кошки.)
Посмотрела кошка вверх
(Смотрят вверх)
Посмотрела кошка вниз
(Смотрят вниз)
Вот налево посмотрела
(Смотрят влево)
Проводила взглядом мух
(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому)
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
(Смотрят вправо)
А потом взглянула прямо
(Смотрят прямо)
И закрыла их руками.
Массаж спины
«Дождик»
Вышла кошечка гулять,
Дождик начался опять.
(Встать друг за другом.)
Дождик бегает по крыше –
Бом – бом, бом – бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом – бом, бом – бом!
(Похлопывать друг друга по спине.)
Дома, дома посидите –
Бом – бом, бом – бом!
Никуда не выходите –
Бом – бом, бом – бом!
(Постукивать друг друга пальчиками)
Почитайте, поиграйте –
Бом – бом, бом – бом!
А уйду, тогда гуляйте…
Бом – бом, бом – бом!
(Поколачивание кулачками.)
Дождик бегает по крыше –
Бом – бом, бом – бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом – бом, бом – бом!
(Поглаживание ладошками.)
Водные процедуры
Пришла кошечка домой и после прогулки вымыла лапки и свою мордочку.
(Умывание и обливание рук прохладной водой)
Публикации по теме:
Утренняя гимнастика на воздухе для детей старшего дошкольного возраста. Проблемы, пути их решения В настоящее время особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в различных формах – физкультурные занятия,.
1 часть – вводная Подтягивание: И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища. 1. на вдохе подтянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног.
Гимнастика после пробуждения. Взбадривающая гимнастика на сентябрь. Поднимайся, детвора! Завершился тихий час, Мы проснулись, потянулись (потягивания) Приподняли мы.
Гимнастика после сна Цель: Помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. комплекс №1.
Разработала: Короткая С. С. Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений,.
Закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммунную защиту и реже болеть инфекционными заболеваниями. В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.
Полезные последствия закаливания детей дошкольного возраста
Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание – это первое, что приходит в голову. Особенно оно важно для маленьких детей, ведь их организм еще не может быстро и адекватно реагировать на различные изменения в окружающей среде.
Ведь даже у детей дошкольного и младшего школьного возраста механизмы терморегуляции еще работают не в полную меру для того, чтобы хорошо справляться с перегреванием или переохлаждением.
Закаливание детей дошкольного возраста позволяет им быстрее адаптироваться при поступлении в детский сад и потом реже болеть.
Общие принципы закаливания
Перед закаливанием детей раннего возраста следует уяснить ряд правил, без соблюдения которых данная процедура не только не принесет пользы, но и может даже навредить.
Без регулярности в проведении любое закаливание неэффективно. Только систематические закаливающие процедуры без привязки к времени года дают положительный результат.
Закаливание детей раннего возраста следует начинать только в здоровом состоянии. Даже для здорового организма закаливающие процедуры являются стрессом в первый раз, а состояние больного ребенка на их фоне может ухудшиться.
Интенсивность, частота и длительность всех закаливающих процедур следует повышать постепенно, наблюдая, как малыш перенес предыдущую нагрузку.
Программа закаливания детей раннего возраста должна быть построена для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от его физических и психических способностей.
Важна также последовательность в применении различных закаливающих факторов – начинают всегда с более простых (воздушные и солнечные ванны), постепенно переходя к сильнодействующим (обтирания, обливания холодной водой).
Оптимальным решением будет вписать комплекс закаливающих мероприятий в ежедневный режим дня ребенка, а также сочетать их с другими занятиями, например, во время прогулки или выполнения физических упражнений.
Любое закаливание детей дошкольного возраста надо проводить только при их хорошем настроении, ведь от этого зависит то, как они отнесутся к закаливанию, и прямым образом повлияет на его регулярность.
Методы закаливания детей раннего возраста
В закаливании можно выделить неспециальные и специальные методы. Неспециальные методы обозначают создание соответствующих условий для закаливания детей дошкольного возраста – одежда по погоде, чистый свежий воздух и его температура.
Для того чтобы выполнить все требования к качеству воздуха в помещении, его проветривают сквозным способом до 5 раз в день. Такое пульсирующее проветривание помогает детям выработать устойчивость к холоду.
Специальные методы – это непосредственно закаливающие мероприятия, они зависят от сезона времени года на улице и конкретных возможностей данного дошкольного учреждения.
Оптимально будет, если и специальные, и неспециальные методы закаливания детей дошкольного возраста будут доступны для воспроизведения в домашних условиях.
Закаливание воздухом
Закаливание воздухом – самый простой и доступный для детей способ. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц.
Начинают закаливание детей дошкольного возраста с воздушных ванн, например, во время переодевания, утренней зарядки, затем подключают сон с открытой форточкой – сначала только дневной, а затем и ночной (в летнее время). Оптимально поддерживать в помещении температуру 18 – 20 градусов.
У детей школьного возраста закаливание воздухом более интенсивно осуществляется во время прогулок на свежем воздухе по 3 – 4 часа при любых погодных условиях. Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений.
Закаливание детей дошкольного возраста солнечными лучами
Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям.
Солнечные лучи – довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции – от слабости и недомогания до солнечного удара.
Начинают закаливание солнцем у детей раннего возраста в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног), постепенно увеличивая длительность солнечных ванн. Делать это надо утром или вечером, тщательно наблюдая за самочувствием малышей. Начинают с длительности солнечных ванн 4 минуты, постепенно доводя время на солнце до 30 минут. Закаливание детей школьного возраста завершают обливанием водой. Головной убор и питье – обязательные условия закаливания солнцем.
Закаливание водой
Вода является самым мощным фактором закаливания. Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук – утром, перед и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой – попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой.
Чистка зубов с ополаскиванием рта прохладной водой – один из вариантов местного закаливания ротоглотки. Хорошим закаливающим эффектом обладает полоскание горла прохладной водой после еды. По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных заболеваний носоглотки.
Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Сначала обтирают только руки, ноги и шею, постепенно увеличивая площадь обтирания, температуру воды и длительность процедуры. После обтирания нужно интенсивно растереть кожу сухим полотенцем. Только после такой подготовки можно переходить к обливаниям.
Начинают обливания водой с температурой 39 градусов, через 3-4 дня ее снижают на 1-2 градуса. Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года – в помещении.
При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, также важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше. Общее обливание рекомендуют проводить с возраста 9 месяцев. Кроме обливания, закаливающие водные процедуры включают душ с 1,5 лет и купание в природных водоемах с 3 лет.