Российская команда по футболу разбилась. Самые известные авиакатастрофы, уносившие жизни целых спортивных команд
В Колумбии, неподалёку от Медельина, потерпел крушение самолёт с 72 пассажирами, среди которых были футболисты бразильского клуба «Шапекоэнсе», которым предстояло принять участие в первом финальном матче Южноамериканского кубка против колумбийского «Атлетико Насьональ».
Прямо сейчас известно о 75 погибших. Известен полный список людей, попавших на борт – кроме футболистов и экипажа самолёта (членов экипажа было 9), присутствовали руководители «Шапекоэнсе», тренерский штаб, технический персонал, журналисты и почётные гости. Среди пассажиров был сын Пауло Пайшао, бывшего тренера ЦСКА по физподготовке.
Что за команда разбилась?
«Шапекоэнсе» – малоизвестная в России команда, за неё не выступают игроки, знакомые нашему болельщику. «Шапекоэнсе» долго прозябал на дне, в Серии D, в 2009-м покинул её, а за 7 лет добрался до финала Южноамериканского кубка. Этой осенью «Шапекоэнсе» впервые в истории достиг такой высокой точки. Матч в Колумбии должен был стать важнейшим в клубной истории…
Как это произошло?
Ссылаясь на колумбийские источники, бразильский Globo сообщает, что самолёт потерял связь с землёй вскоре после полуночи и разбился за 30 км до места запланированного прибытия. Диспетчеры потеряли контакт с пилотами, когда самолёт пролетал над городами Ла-Сеха и Аберхорраль. Пропавший самолёт начал полёт в 15:35 по местному времени из Сан-Паулу, приземлился в Восточной Боливии, в Санта-Крус-де-ла-Сьерра. Самолёт упал в городе Ла-Унион, в 30 км от Медельина.
Он не взорвался во многом благодаря стараниям экипажа – пилоты знали, что в самолёте кончается топливо, и кружили над местностью. Если бы не это, взрыв был бы неминуем.
С места событий уже получены первые снимки.
Почему это произошло?
Мэр города Ла-Сеха Элкин Оспина заявил, что причиной крушения самолёта стала нехватка топлива. Другая версия, в официальном релизе авиационных властей, гласит, что самолёт разбился из-за отказа электроники.
На чём летела команда?
«Шапекоэнсе» летел на чартерном самолёте CP-2933. В начале месяца на нём летала сборная Аргентины.
Во время падения самолёт раскололся пополам. Важно, что СР-2933 потерпел уже 10 авиакатастроф, и большинство из них при заходе на посадку.
Что говорят на месте событий?
Спасательную операцию в аэропорту Медельина проводят более 90 спасателей из близлежащих городов – Ла-Унион, Рионегро, Эль Кармен де Виброаль и Ла-Сеха. Осложняет ситуацию сильный дождь. В городе объявлено чрезвычайное положение, вертолёты ВВС ищут выживших пассажиров. «Найти выживших трудно, здесь лесистая местность», – говорит Уго Ботеро Лопес , мэр Ла-Униона.
«Мы работаем с местными властями в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей с самолётом «Шапекоэнсе», – пишут в «твиттере» аэропорта.
Что пишут в Бразилии?
«Шапекоэнсе» опубликовал короткое сообщение на официальной странице в «Фейсбуке»: «Учитывая противоречивые сообщения, поступающие из разных публицистических источников, касающихся крушения самолёта, перевозившего игроков команды «Шапекоэнсе», мы воздерживаемся от комментариев и ожидаем официальных заявлений от воздушных властей Колумбии. Пусть Бог будет с нашими спортсменами, руководителями, журналистами и другими участниками делегации».
Официальный твиттер «Фламенго» добавил на свой аватар логотип «Шапекоэнсе» и написал: «Вместе с вами вся нация».
Есть ли выжившие?
Да. В больницу Ла-Сеха доставлен защитник Алан Рушель , спасённый из-под обломков самолёта. Сообщается, что у Алана множественные переломы костей, бедра, рваные раны головы. В больнице он попросил врачей сохранить его обручальное кольцо, поинтересовался состоянием близких. Его жена, Аманда Рушель, написала в своём инстаграме: «Спасибо богу, что Алан находится в больнице в стабильном состоянии».
Второй выживший – вратарь «Шапекоэнсе» Данило Падилья . Удивительно, что перед полётом Рушель выложил в инстаграм свою фотографию с борта – как раз с Данило. Третий – Джексон Фоллманн . С тяжёлой травмой головы госпитализирован защитник Нету.
Ещё одна выжившая, уже доставленная в больницу, – стюардесса Химена Суарес .
Ещё 9 игроков «Шапекоэнсе», по сообщениям Globo Esporte, не полетели на матч и избежали авиакатастрофы.
7 сентября 2011 года самолет Як‑42 авиакомпании "Як Сервис" разбился при взлете из аэропорта "Туношна" в Ярославской области. На борту самолета находилась хоккейная команда "Локомотив" (Ярославль), которая летела на матч в Минск. По предварительным данным, находившихся на борту человек.
15 июля 2009 года на северо-западе Ирана разбился самолет Ту‑154М иранской авиакомпании Caspian Airlines, совершавший перелет из Тегерана в Ереван. На борту самолета находилась юношеская сборная Ирана по дзюдо. Спортсмены летели в Армению на тренировки, а затем должны были вылететь в Венгрию для участия в соревнованиях. Все 168 человек, совершавших этот перелет, погибли.
24 августа 2008 года в Киргизии потерпел крушение самолет Боинг‑737, направлявшийся из Бишкека в Тегеран. На борту самолета находились 90 человек, в том числе 17 членов юношеской сборной Ирана по волейболу. Десять из них погибли. Спастись удалось 25 пассажирам и членам экипажа.
27 апреля 1993 года недалеко от Габона (Африка) в результате неисправности двигателя в море упал самолет DHC‑5 Buffalo, на борту которого находились члены футбольной сборной Замбии. Всего погибло 30 человек, в том числе 18 футболистов.
7 июня 1989 года в аэропорту столицы Суринама Парамарибо (Южная Америка) произошла авиакатастрофа самолета серии DC‑8‑60, в результате погибли 23 голландских футболиста суринамского происхождения, находившихся на борту разбившегося самолета. В общей сложности погибли 176 человек (из 187 пассажиров и членов экипажа).
8 декабря 1987 года около города Лима (Перу) в результате взрывов на борту самолета F‑27 в полном составе погибла футбольная команда "Альянс". Тела погибших обнаружить не удалось, поскольку самолет упал в море. Известно, что всего в самолете находились 43 человека.
14 марта 1980 года в авиакатастрофе польского самолета Ил‑62 под Варшавой (Польша) погибли 22 члена национальной сборной США по боксу.
11 августа 1979 года над городом Днепродзержинск (Украина) самолет Ту‑134, выполнявший рейс Ташкент‑Минск, столкнулся с самолетом, летевшим из Челябинска в Кишинев. Погибли 178 человек (165 пассажиров и 13 членов экипажа), из Узбекистана, выступавшей в то время в высшей лиге. Команда летела в Минск на игру с местными динамовцами.
29 ноября 1975 года в авиакатастрофе погибла команда автогонщиков Формулы‑1 Embassy Racing with Graham Hill пилота Грэхэма Хилла. Шестиместный самолет "Пайпер Ацтек", на котором команда возвращалась с гонок во Франции в Лондон, упал и сгорел при посадке.
13 октября 1972 года в Андах на пути в столицу Чили город Сантьяго в авиакатастрофе погибла часть команды по регби из Монтевидео (Уругвай).
Всего на борту самолета FH‑227 находилось 45 человек, из них выжили 16 .
31 декабря 1970 года в авиакатастрофе в полном составе погибла любительская футбольная команда из Алжира "Эйр-Ликвид", направлявшаяся на товарищеский матч в Испанию.
14 ноября 1970 года в Вирджинии (США) в авиакатастрофе погибли 37 игроков команды университета Маршалла (Хантингтон, Западная Вирджиния) по американскому футболу. Помимо спортсменов на борту самолета находились члены тренерского штаба, болельщики, а также заведующий кафедрой спорта (всего 75 человек). Никто не выжил.
1 апреля 1970 года под Красноярском потерпел катастрофу пассажирский самолет Ан‑24 . Погибли все пассажиры (в том числе юношеская волейбольная команда) и члены экипажа.
26 сентября 1969 года в Андах на пути в Ла-Пас (Боливия) разбился самолет с 25 игроками боливийской футбольной команды "Стронгест". Погибли 19 футболистов и руководители клуба.
3 апреля 1961 года произошло крушение самолета Douglas C‑47A в Кордильерах (Чили). В результате катастрофы погибли все, находившиеся на борту - чилийская футбольная команда "Грин Кросс" и члены экипажа (24 человека).
15 февраля 1961 года при посадке в Бельгии разбился "Боинг-707" авиакомпании Sabena, совершавший полет по маршруту Нью‑Йорк‑Брюссель. Погибли все находившиеся на его борту 72 человека, а также один человек на земле. В катастрофе погибла сборная США по фигурному катанию (34 спортсмена и тренера), которая направлялась на чемпионат мира в Прагу (Чехословакия). Чемпионат мира по фигурному катанию 1961 года был отменён в знак скорби по погибшим.
6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхена (ФРГ) при попытке взлететь разбился самолет, в котором находились футболисты английской команды "Манчестер Юнайтед". Всего из находившихся на борту погибли 23 человека , в том числе 8 спортсменов, тренер, секретарь команды, один из директоров "Манчестер Юнайтед" и восемь спортивных корреспондентов.
5 января 1950 года во время третьего захода на посадку в сложных метеоусловиях в Свердловске (ныне Екатеринбург) разбился самолет Ли‑2. Погибли 8 хоккеистов команды ВВС СССР , а также тренер, врач и массажист.
4 мая 1949 года в результате авиакатастрофы возле Турина (Италия) погибла в полном составе команда футбольного клуба "Торино" и все остальные, находившиеся на борту самолета (в т.ч. журналисты, официальные лица, тренер). В общей сложности погиб 31 человек.
18 ноября 1948 года в авиакатастрофе над Ла‑Маншем погибли 6 ведущих хоккеистов сборной Чехословакии (вратарь, защитники и нападающие).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
11 августа полетами управляли диспетчеры Харьковского Центра единой системы управления движением Владимир Сумской, который до этого проработал диспетчером 4 года, а также 20 – летний Николай Жуковский (отработал всего 2,5 месяца). Контролировал диспетчеров Сергей Сергеев. Неизвестно по каким причинам, он отвлекся от работы и назначил старшим не имеющего достаточного опыта – Жуковского. Также в тот день был контроллер диспетчеров - Томилов, но от прямых обязанностей он устранился. Так совпало, что в тот день летели еще два самолета – один с высокопоставленным руководителем, который летел за рубеж, другой – с руководителем монгольских коммунистов, который летел к Брежневу в Крым, поэтому несколько высот были попросту перекрыты. Харьковская зона как когда-то, так и сейчас является одной из сложнейших. 11 августа диспетчеры одновременно держали на связи 12 самолетов, но по инструкции их не должно быть больше 10.
Так случилось, что в одно и то же время летели сразу два самолета. Жуковский высчитывая время, в течение которого каждый из самолетов должен пройти предположительную точку пересечения. Диспетчер неправильно рассчитал расстояние и отдал команду ташкентскому борту приказ занять эшелон 8400 метров. Из – за неправильных расчетов, оба борта оказались в одном коридоре. Отданную команду никто не проверил, да и сам Жуковский не пересчитал свои расчеты дважды. Лишь за четыре минуты до трагедии Сумской понял, что есть неточности в расчетах. Он бросился исправлять ситуацию, но все усложняло появление третьего самолета Ил – 62, который летел в эшелоне 9000 метров. Сумской скомандовал Ил – 62 освободить этот коридор, и направляет туда ташкентский рейс. Через возникшие помехи последнюю команду диспетчер не понял. Но принял на свой счет Ил - 62, и изменил маршрут в сторону эшелона 8400 метров. Сумской посчитав, что ему ответил ташкентский рейс и вовсе выключил радиосвязь. Он не убедился в позывных, не потребовал повтора ответа, и это была его роковая ошибка.
На протяжении почти 23 лет спортивный мир не объявлял траур из-за авиакатастроф, в которых погибли члены футбольных команд. бразильского клуба «Шапекоэнсе», который должен был доставить членов команды и журналистов на матч с «Атлетико Насьональ» в рамках Южноамериканского кубка. На борту самолёта были 72 пассажира и 9 членов экипажа. В настоящий момент на месте крушения ведутся спасательные работы. По предварительной информации, шести пассажирам удалось выжить. Южноамериканская конфедерация футбола (КОНМЕБОЛ) приостановила проведение всех матчей под своей эгидой. Вспоминаем другие случаи катастроф в воздухе, затронувших мир футбола.
1. 4 мая 1949 года. «Торино»
В конце 40-х годов прошлого века «Торино» был одним из топ-клубов Италии, опережая по славе и популярности даже соседей из «Ювентуса». С 1946-го по 1948-й «быки» трижды брали чемпионство под капитанством Валентино Маццолы , отца легендарного Сандро Маццолы .
3 мая 1949 года «Торино» провёл матч с «Бенфикой» в Лиссабоне, завершившемся поражением - 3:4. Настроение футболистам подняла встреча с друзьями из «Милана» в Барселоне. Самолёт туринцев приземлился в местном аэропорту для дозаправки, миланцы же пересаживались на рейс до Мадрида. Как оказалось, россонери были последними, кто видели футболистов «Торино» живыми. Самолёт команды попал в зону повышенной туманности, пилот потерял ориентацию в пространстве и левым крылом задел ограду построенной на холме базилики. Самолёт развернуло и с силой ударило о землю. Все, находившиеся на борту скончались. Из игроков остался только Лауро Тома, не полетевший на матч из-за травмы.
2. 6 февраля 1958 года. «Манчестер Юнайтед»
Одна из самых резонансных катастроф в истории мирового спорта. «Малыши Басби» навсегда вошли в анналы английского футбола и оставили неизгладимый след в сердцах болельщиков по всему миру. Тем ужасней стала трагедия, произошедшая 6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхена. Несмотря на то что в то время авиаперелёты попадали в категорию повышенного риска, «Манчестер Юнайтед» летал по всей Европе, совмещая выступления в Англии по выходным и матчи еврокубков в будние дни. На матч с «Црвеной Звездой» в Белграде клуб заказал чартерный рейс. Проблемы начались в Мюнхене, куда борт приземлился для дозаправки. После двух неудачных попыток взлёта экипаж был готов перенести полёт, однако в итоге была предпринята третья попытка, закончившаяся трагедией. Самолёт не успел вовремя взлететь и протаранил дом с ангаром, в котором стояла машина с горючим. 21 человек погиб на месте, в том числе восемь футболистов «Юнайтед». В 1960 году на юго-восточной трибуне «Олд Траффорд» были установлены часы с датой «6 февраля 1958 года» вверху и надписью «Мюнхен» внизу, которые находятся там по сей день. Каждый год 6 февраля, когда их стрелки показывают время аварии самолёта – 15 часов 4 минуты, на «Олд Траффорд» объявляется минута молчания в память о жертвах мюнхенской катастрофы.
Чёрная дата в истории "Манчестер Юнайтед"
51 год назад в аэропорту Munich-Riem потерпел аварию самолёт, на котором возвращались домой с гостевого матча Кубка европейских чемпионов футболисты английского клуба "Манчестер Юнайтед".
3. 16 июля 1960 года. Сборная Дании
В начале 60-х годов профессионального футбола в Дании как такового не было. Игрокам запрещалось даже выступать за иностранные клубы под угрозой невызова в национальную сборную. Тем не менее датчане усердно готовились побороться за попадание на Олимпийские игры в Риме. Из аэропорта Копенгагена в Хернинг на матч национальной команды вылетели восемь игроков. Борт разбился в 50 метрах от побережья по причине плохих погодных условий. Выжили только пилот и футболист Сиг Винделов , которого у берега нашли рыбаки. Повезло и другому игроку - Эрику Дюреборгу , которого сняли с рейса из-за отвратительного поведения в аэропорту. Сборная Дании всерьёз подумывала сняться с турнира, однако в итоге завоевала серебряные медали в Риме.
4. 3 апреля 1961 года. «Грин Кросс»
Через год разбилась в авиакатастрофе другая футбольная команда. Выступавший в первом дивизионе чемпионата Чили «Грин Кросс» вылетел из аэропорта Сантьяго на матч очередного тура. До места футболистам добраться было не суждено – весь экипаж и пассажиры погибли после столкновения самолёта с горным массивом Лас-Ластимас в Кордильерах.
5. 26 сентября 1969 года. «Стронгест»
26 сентября 1969 года в Боливии произошёл военный переворот. Однако и это событие отошло на второй план, когда в тот же день в стране произошла крупнейшая в истории авиакатастрофа. Пассажирский лайнер столкнулся с горой в массиве Кордильер. Все 74 пассажира, в том числе находившиеся на борту 16 футболистов и тренерский штаб лучшей команды страны «Стронгест», погибли. Южноамериканская федерация футбола объявила траур и выделила клубу $ 20 тыс. Многие футболисты, ранее выступавшие за «Стронгест», вернулись в клуб на пониженную ставку. Спустя пять лет клуб вновь выиграл чемпионат Боливии.
6. 31 декабря 1970 года. «Эйр-Ликвид»
Несколько месяцев спустя не долетел до места назначения и самолёт, вёзший алжирскую команду «Эйр-Ликвид» в Испанию на товарищеский турнир. Все пассажиры и члены экипажа погибли.
7. 11 августа 1979 года. «Пахтакор»
В конце 70-х произошла одна из самых ужасных спортивных трагедий в истории советского футбола. Ташкентский «Пахтакор», летевший на матч в Минске, попал в авиакатастрофу, ставшую одной из крупнейших в истории страны. Два самолёта столкнулись в небе над Днепродзержинском – никому из пассажиров обоих авиасудов выжить не удалось. Среди погибших 178 человек было 17 членов «Пахтакора». Из-за того что команда была популярна в стране, умолчать о трагедии не получилось. Все члены футбольной команды были похоронены в Ташкенте на Боткинском кладбище города, где им поставлен памятник. А сам «Пахтакор» по внесённому в регламент правилу в течение трёх лет сохранял место в элитном дивизионе СССР.
Первое российское футбольное издание и дебют Дика Адвоката в сборной России. Чем ещё запомнилось 11 августа в истории футбола?
8. 8 декабря 1987 года. «Альянса Лима»
В декабре 1987 года 43 человека - футболисты, руководители, тренеры и болельщики перуанской команды «Альянса Лима» - скончались в авиакатастрофе. Их самолёт, везущий пассажиров домой после матча национального первенства, упал в море в шести милях севернее столицы страны Лимы.
9. 7 июня 1989 года. Голландские футболисты
Футбольный мир мог потерять Франка Райкарда и Рууда Гуллита на пике их футбольной славы. К счастью, обе звезды не отправились на историческую родину в Суринам с целью участия в турнире с тремя местными клубами. Райкард, Гуллит, Арон Винтер и Брайан Рой отказались от полёта, мотивировав это желанием как следует подготовиться к новому сезону. Это решение спасло им жизнь. Пилоты самолёта, вылетевшего из Амстердама, при посадке в Парамарибо совершили ошибку и крылом зацепили дерево. В результате крушения в живых осталось 11 человек из 187. Все 15 находившихся на борту футболистов скончались.
10. 27 апреля 1993 года. Сборная Замбии
Замбийские ВВС организовали специальный рейс, чтобы доставить сборную своей страны в Дакар, где та должна была провести матч квалификационного этапа ЧМ-1994 с командой Сенегала. Во время первой дозаправки были обнаружены проблемы с одним из двигателей. Однако пилотом было принято решение продолжить полёт. В результате через несколько минут после взлёта двигатель загорелся, и самолёт упал в воду в 500 метрах от побережья. Все пассажиры погибли. Из сборной Замбии в живых остались только самостоятельно добиравшийся из Нидерландов Калуша Бвалья и травмированный вратарь Чарльз Мусонда .
Трагедия случилась утром по московскому времени, когда самолет проделал большую часть пути до международного аэропорта Медельин в столице Колумбии Боготе.
На борту находился 81 человек, из которых девять были членами экипажа, а 72 — пассажирами. Среди пассажиров находились 27 футболистов команды «Шапекоэнсе», а также присутствовали члены клубной делегации и журналисты.
О точном количестве жертв на данный момент не сообщается, а в группе клуба в фейсбуке болельщики оставляют на стене сообщения с хештегом «жить».
Действия спасателей осложняются тем, что самолет разбился в горной местности, однако в одной из колумбийских больниц уже сообщили сначала о поступлении пяти выживших в аварии пассажиров, а после — еще о пяти.
Радиостанция 360 Radio Colombia сообщила, что экипаж чартерного рейса подавал наземным службам сигнал о низком уровне топлива. Пилот принял решение об экстренной посадке, однако самолет не долетел до ближайшего аэропорта и рухнул в районе Ла-Уньон, в 37 км от пункта назначения — города Медельин.
Кроме того, в сети появились первые фото с места происшествия. На одном из них видна эмблема бразильского клуба.
По последней информации, выжило от десяти до 16 человек, причем среди них точно есть три футболиста «Шапекоэнсе»: Алан Рушел, Данило Падилья и Джексон Фолльман. При этом сообщается, что жертвами трагедии стали уже минимум 25 человек.
О том, что у самолета отказала электроника, диспетчерам стало известно еще до катастрофы после сообщения пилота, который затем долго кружил над землей, выбирая место для аварийной посадки так, чтобы самолет не взорвался при контакте с землей, что и помогло выжить некоторым пассажирам.
«Шапекоэнсе» был основан в 1973 году, является пятикратным чемпионом штата Санта-Катарина и занимает сейчас девятое место в рейтинге Конфедерации футбола Бразилии.
В 2013 году клуб из Шапеко, заняв второе место в серии Б, спустя 35 лет вернулся в элитный национальный дивизион.
Интересно, что первое место в том году в чемпионате серии Б занял самый титулованный бразильский клуб «Палмейрас», который в нынешнем сезоне за тур до финиша чемпионата оформил девятую победу в национальном чемпионате Бразилии.
Именно в матче против «Шапекоэнсе», занимающего на данный момент девятое место в таблице чемпионата, «Палмейрас» и оформил титул, выиграв со счетом 1:0.
«Шапекоэнсе» после возвращения в элиту занял сначала 15-е, а затем 14-е место и по итогам сезона-2015 квалифицировался во второй по значимости клубный турнир Южной Америки — Кубок Судамерикана.
По регламенту турнира бразильские команды стартуют в нем со второго этапа противостояниями со своими соотечественниками. Чтобы пробиться в основную сетку, «Шапекоэнсе» потребовалось преодолеть сопротивление «Куябы» из серии С, что было сделано, хотя и не без труда (0:1, 3:1).
В основном раунде «Шапекоэнсе» сначала встречался с аргентинским «Индепендьенте» и прошел в четвертьфинал после двух нулевых ничьих и победы в серии послематчевых пенальти.
В четвертьфинале бразильская команда переиграла колумбийский «Хуниор» (0:1, 3:0), а затем в полуфинале за счет гола на чужом поле была сильнее аргентинского «Сан-Лоренсо» (1:1, 0:0).
В финале «Шапекоэнсе» должен был встретиться с еще одной колумбийской командой — «Атлетико Насьональ». Первая встреча была запланирована на 30 ноября и должна была состояться в столице Колумбии, а 7 декабря соперники должны были сыграть в Шапеко.
Судьба финала на данный момент неизвестна, но, по всей видимости, КОНМЕБОЛ (Южноамериканская футбольная конфедерация) противостояние отменит, и победитель в этом году выявлен не будет.
Самым известным футболистом «Шапекоэнсе» является полузащитник , с 2007 по 2010 год выступавший за мадридский «Атлетико».
Единственный легионер команды 28-летний аргентинец в 2012 году провел 13 встреч за испанский «Вильярреал», отметившись одним голом.
Самым перспективным футболистом команды является игрок молодежной сборной Бразилии , купленный перед нынешним сезоном у «Гремио» немецким «Хоффенхаймом», но отданный в аренду в «Шапекоэнсе».
Другие новости и материалы можно посмотреть на хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях