Осанка дефекты осанки и физические упражнения. Методика лечебной физической культуры при нарушениях осанки
Содержание
Введение 3
1. Формирование осанки 4
2. Физические упражнения, исправляющие дефекты осанки 10
Заключение 18
Список литературы 19
Введение
Каждый человек хочет иметь красивую фигуру. Но фигура может быть красивой лишь при правильной осанке. А что такое осанка? Это привычное положение тела стоя, сидя, во время ходьбы. Осанка считается правильной, если голова слегка приподнята, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне; голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).
Правильная осанка нужна не только для красоты,
но и для здоровья. При ее нарушении ухудшается функция дыхания, может
появиться близорукость, остеохондроз позвоночника и другие заболевания. Правильное положение туловища зависит от равномерного натяжения мышц его задней, передней, а также боковых поверхностей.
Для коррекции осанки недостаточно заниматься только обычной физкультурой. Она должна быть дополнена специальными корригирующими упражнениями. Чем раньше выявлены дефекты осанки и чем раньше началась их коррекция под руководством опытного методиста по лечебной физкультуре, тем большего эффекта можно добиться. Однако нужно помнить, что легче предотвратить нарушения осанки, чем исправить их. Поэтому необходимо всегда следить за осанкой, постоянно тренировать мышцы туловища, особенно мышцы спины и живота.
1. Формирование осанки
Осанка начинает формироваться в раннем возрасте, при этом большое значение имеют сила мышц и правильное распределение мышечной тяги (например, соотношение силы мышц сгибателей и разгибателей туловища). С годами осанка закрепляется.
Родители, воспитывая ребенка, должны всегда помнить, что хорошие, полезные для здоровья привычки, как, например, привычка мыть руки, чистить зубы, а также правильно держать тело, привитые в самом раннем детстве, прочно сохраняются у человека на всю жизнь, становятся его естественной потребностью,
Родителям следует приучить ребенка с малых лет правильно держать тело: не опускать голову, выпрямлять спину (сблизив лопатки), подбирать живот.
Для создания хорошей осанки, прежде всего, следует приучать детей правильно стоять и ходить. Надо вырабатывать у них привычку стоять, равномерно опираясь на обе ноги или часто чередуя опорную ногу, всегда держать голову и туловище прямо, а плечи слегка отводить назад. Такое положение необходимо сохранять и во время ходьбы.
Сумку, чемодан или портфель школьник должен нести то в одной, то в другой руке, чтобы избегать одностороннего наклона туловища. Рекомендуется носить не портфель, а ранец.
Развитию плохой осанки и искривлению позвоночника также способствует привычка постоянно стоять, опираясь на одну ногу.
Другой причиной может стать неодинаковая длина ног (одна короче другой) из-за неравномерного их развития. В этих случаях страдает силуэт: одно плечо становится выше другого. Если вовремя не принять меры для исправления наметившихся деформаций костей и мышц, то может развиться искривление позвоночника, чаще боковой его изгиб, называемый сколиозом. Приобретенный сколиоз вначале проявляется легким искривлением позвоночника вбок, особенно при утомлении мышц спины; после отдыха искривление уменьшается. Со временем оно становится более выраженным, изменяется форма грудной клетки, плечо и лопатка на выпуклой стороне искривленного грудного отдела позвоночника располагаются выше, чем на вогнутой. Подвижность позвоночника резко уменьшается. Всякое физическое напряжение утомительно. Часты жалобы на боли в спине. При этом изменяется положение внутренних органов, что неблагоприятно сказывается на их функции.
Причиной нарушения осанки может стать избыточный вес из-за малоподвижного образа жизни и нерационального питания. Физиологический поясничный лордоз может усиливаться при ожирении и слабости мышц живота. Чтобы сохранить равновесие, туловище отклоняется назад, перегибаясь в пояснице, и центр тяжести тела в вертикальном положении переносится вперед. При лордозе нередко возникают боли из-за перераспределения нагрузки тела на позвонки и перерастяжении мышечно-связочного аппарата позвоночника. Перемещение центра тяжести тела вызывает неправильное положение и развитие тазовых костей, что приводит к нарушениям, затрудняющим впоследствии у женщин роды. Лордозу часто сопутствует опущение внутренних органов (желудка, кишечника, почек и т.д.), чем объясняются различные нарушения их деятельности...............................................................
Заключение
Каждая семья хочет, чтобы их дети росли здоровыми, сильными, стройными. Для того чтобы ребенок нормально развивался не только умственно, но и физически, необходимо с первых дней жизни создать ему правильный режим, воспитать у него хорошие навыки.
Нормальное телосложение и правильная осанка, то есть правильное положение тела при покое и в движении, входят в понятие «здоровье». Человек, держащийся прямо, непринужденно, производит приятное впечатление.
Дефекты осанки не только нарушают красоту тела, но и наносят вред физическому развитию детей, их здоровью, снижают работоспособность.
Если ребенок держится прямо, не горбится, то создаются наилучшие условия для работы его легких, сердца, желудка. Правильная осанка, создавая наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности организма, тем самым способствует повышению его работоспособности.
Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития, а также учебы, трудовой деятельности человека и занятий физическими упражнениями.
Осанка является условным двигательным рефлексом. Только тогда, когда этот условный рефлекс систематически повторяется, правильная поза становится привычной.
Однако выработка и закрепление навыка правильной осанки, так же как и всякого рефлекса, протекает медленно. Правильная осанка у детей должна воспитываться с раннего возраста. Легко воспитывается и закрепляется у школьников навык правильной осанки в тех случаях, когда одновременно с общеукрепляющими организм оздоровительными мероприятиями (рациональный распорядок дня, полноценный сон и питание, закаливание) учащиеся ежедневно выполняют разносторонние физические упражнения.
Список литературы
1. Журавлева А. Н., Граевская Н. Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура.- М.: Медицина, 1993.- 433 с.
2. Епифанов В. А., Ролик И. С. Средства физической реабилитации в терапии остеохондроза позвоночника.- М.: ВНТИЦ, 1997.- 345 с.
3. Курпан Ю., Таламбум Е. Физкультура формирующая осанку.- М.: Физкультура и спорт, 1990.- 32 с.
4. Лечебная физическая культура: Справочник/ Под ред. проф. В. А.Епифанова.- М.: Медицина.- 592 с.
5. Ловейко И. Д., Фонарев М. И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей.- М.: Медицина, 1988.- 144 с.
6. Мирская Н. Нарушение осанки. Типичные ситуации.- М.: Чистые пруды, 2005.- 32 с.
7. Христинин В. И. Держись прямо.- М.: Медицина, 1965.- 24 с.
7016 0
Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения.
Факторами, определяющими осанку человека, являются форма позвоночника и грудной клетки, положение головы, пояса верхних и нижних конечностей, угол наклона таза. Важную роль играет степень развития мускулатуры, но не столько ее максимальные силовые возможности, сколько равномерность распределения тонуса мышц тела. Определенный вклад в особенности осанки вносят эластические свойства капсульно-связочных и хрящевых структур суставов позвоночника, таза, нижних и верхних конечностей.
Физиологические изгибы позвоночника (шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы), эластичные межпозвоночные диски обеспечивают рессорные функции позвоночного столба, предохраняющие головной и спинной мозг, внутренние органы от излишних сотрясений, а также увеличивают устойчивость и подвижность тела. Физиологические изгибы позвоночника формируются в процессе развития двигательных навыков ребенка и определяются характером изменений тонуса его мышц, а их выраженность во многом зависит от угла наклона таза.
При увеличении угла наклона таза позвоночный столб для сохранения вертикального положения тела сгибается и соответственно увеличиваются поясничный лордоз, а также компенсаторно и расположенные выше изгибы. При уменьшении угла наклона таза изгибы позвоночного столба соответственно уменьшаются. Аналогичный механизм имеет место и в изменениях положения позвоночника во фронтальной плоскости. Однако в данной плоскости любой изгиб позвоночника имеет характер патологического состояния.
Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, и ее признаками являются:
. среднее положение линии остистых отростков;
. нормальные физиологические кривизны позвоночника;
. прямое положение головы и одинаковые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем;
. углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии, сами лопатки — на одинаковом расстоянии от позвоночника, прижаты к туловищу;
. симметричность треугольников талии (пространство между боковой поверхностью тела и внутренней поверхностью свободно опущенной вниз руки);
. грудная клетка симметрична относительно средней линии, при осмотре спереди и сзади не имеет западений или выпячиваний. Как правило, молочные железы у девушек и соски у юношей находятся на одном уровне;
. симметричен живот, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии;
. угол наклона таза находится в пределах 35—55". Он меньше у мужчин, чем у женщин.
Дефекты осанки
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием.Нарушения осанки связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев они обусловлены неправильной рабочей позой, слабым физическим развитием, врожденной патологией ОДА и др. Определенное значение имеют болезни, перенесенные в раннем детстве. Наиболее часто нарушения осанки формируются в период первого ростового скачка в дошкольном возрасте и, особенно, при пубертатном скачке роста у подростков. В более старшем возрасте осанка изменяется в связи с дистрофическими процессами в суставах тела, в межпозвоночных лисках, сопровождающимися неврологическими синдромами, в том числе, и болевым, прогрессирующим ослаблением мышц.
Мягкие дефекты головного мозга, сопровождающиеся даже небольшим снижением интеллекта, очень часто сочетаются с нарушением осанки. Значимое влияние на характер осанки может оказывать и следующий психологический фактор — именно в семьях детей с нарушениями осанки часто отмечается авторитарный стиль поведения родителей.
Виды дефектов осанки
В сагиттальной плоскости различают следующие варианты нарушения осанки.Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника:
. сутуловатость — увеличение грудного кифоза с вершиной в верхней части грудного отдела, сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его отсутствия;
. круглая спина (тотальный кифоз) — увеличение грудного кифоза на протяжении всего грудного отдела с почти полным отсутствием поясничного лордоза. При этом виде нарушения осанки для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии отмечается компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов.
При сутуловатой и, особенно круглой спине, грудь западает, шея и голова наклонены вперед, легко определяется остистый отросток VII шейного позвонка. Живот выстоит, ягодичные мышцы уплощены. Из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, затруднено вращательное полноамплитудное движение в плечевом суставе; лопатки крыловидно выпячены.
Кругло-вогнутая спина (кифолордотическая осанка) — все изгибы позвоночника усилены, увеличен угол наклона таза (60" и более). Голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает. Коленные суставы максимально разогнуты, иногда даже переразогнуты, чтобы удержать центр тяжести в пределах опорной поверхности. Мышцы ягодиц и задней поверхности бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты по сравнению с мышцами передней поверхности. При недостаточном развитии мышечной системы отмечают крыловидные лопатки. Из-за дряблости и слабости мышц брюшного пресса возможно опущение внутренних органов.
Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника:
. Плоская спина — грудной кифоз выражен плохо, наклон таза уменьшен, уплощение поясничного лордоза. Грудная клетка уплощена, плечи и голова смещены вперед и опущена, лопатки крыловидны. Нижняя часть живота выстоит из-за сниженного тонуса мышц и их слабости, обычно охватывающей всю мускулатуру, что способствует появлению и прогрессированию нарушения осанки и во фронтальной плоскости. Снижение рессорной функции позвоночника при данном нарушении осанки ведет постоянным микротравмам головного и спинного мозга, нарушениям ликвородинамики в них, следствием чего является постоянное чувство усталости, головные боли и другие проявления астено-депрессивного синдрома.
. Плоско-вогнутая спина — уменьшение грудного кифоза при несколько увеличенном поясничном лордозе из-за значительного наклона таза, что сопровождается выраженной отставленностью ягодиц. Грудная клетка узкая, мышцы живота (как и всего туловища) ослаблены.
Во фронтальной плоскости различают один вариант нарушения осанки.
Нарушение осанки во фронтальной плоскости называется ассимметричной осанкой. Остистые отростки позвонков прямостоящего человека создают сплошную дугу бокового искривления. При этом имеется асимметрия большей или меньшей степени выраженности между правой и левой половинами туловища, неравномерность треугольников талии, одно надплечье и лопатка опущены по сравнению с другой. Отмечается уплощение мышц с одной стороны шеи и грудной клетки.
Поскольку при асимметричной осанке ни клинически, ни рентгенологически не выявляется торсия позвонков, данное нарушение осанки не является сколиозом. Искривление полностью корригируется при разгрузке мыши в положении лежа или в висах на гимнастической стенке. При наклоне вперед отсутствует реберный горб, характерный для сколиоза.
Нарушение осанки, помимо дефекта в ОДА, изменяя топографию органов брюшной полости и грудной клетки, ухудшают функциональные и адаптационные возможности органов дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварительной, центральной нервной систем. Это создает условия для перегрузок во всех структурах опорно-двигательного аппарата (в том числе и позвоночника), прогрессирования деформаций, дальнейших нарушений деятельности внутренних органов.
Лечение
Для исправления дефектов осанки необходимо принятие мер, способствующих улучшению общего физического развития, что включает в себя питание, режим дня, соблюдение гигиены труда и учебы, а также целенаправленное использование средств ЛФК.К задачам ЛФК при лечении дефектов осанки относятся:
1. Укрепление и оздоровление всего организма. Улучшение функции кардиореспираторной системы, т.е. тренировка общей выносливости. Улучшение физического развития. Нормализация психоэмоционального тонуса больного. Закаливание организма.
2. Повышение силовой выносливости мышц всего тела, укрепление «мышечного корсета» в частности.
3. Разгрузка позвоночника и увеличение его подвижности.
4. Коррекция имеющегося дефекта осанки. Под коррекцией дефекта подразумевается исправление угла наклона таза, нарушений физиологической кривизны позвоночника, положения грудной клетки, живота, лопаток и головы. Обычно это обеспечивается дифференцированным воздействием на мышцы в зонах искривления в зависимости от того, сокращены они или расстянуты.
5. Коррекция сопутствующих деформаций.
6. Выработка мышечно-суставного чувства, и на основании этого формирование и закрепление навыка правильной осанки.
7. Тренировка координационных возможностей и чувства равновесия.
3.1.1. Лфк при дефектах осанки
Позвоночный столб является основной осью туловища человека. Он представляет собой подвижное сочленение позвонков, соединенных межпозвонковыми хрящами, суставами, связками и мышцами. Взаимодействие этих структур и их динамическое равновесие обеспечивают позвоночному столбу большую прочность, упругость, подвижность и переносимость значительных вертикальных, статических и динамических нагрузок.
Позвоночник является тем стержнем человеческого тела, который позволяет поддерживать вертикальное положение и осуществлять все многообразие движений, свойственных человеку. Он также выполняет защитную роль, прикрывая проходящий внутри него спинной мозг, а также рессорную, динамическую и статическую функции. То есть, с одной стороны, позвоночник должен быть достаточно жестким (для выполнения защитной и статической функций), с другой, – достаточно мобильным (рессорная и динамическая функции). Через отверстия, образуемые позвонками и его отростками, выходят корешки спинного мозга, обеспечивающие передачу нервных импульсов ЦНС ко множеству органов и тканей. Понятно поэтому, что от состояния позвоночника во многом зависит нормальное их функционирование, а его нарушение ведет ко многим серьезным нарушениям.
Важную роль в обеспечении функциональной стабильности позвоночника играют его физиологические изгибы: вперед – лордозы, и назад – кифозы. Т.е. это изгибы нормальные, более того – необходимые. Именно благодаря им во многом обеспечивается рессорная функция позвоночника. Различают два изгиба вперед – в шейном и поясничном отделах, и два назад – в грудном и крестцово‑копчиковом (рис. 9).
Рис. 9. Физиологические изгибы позвоночника
Физиологические изгибы позвоночника формируются в течение жизни человека (рис. 10). У новорожденного есть лишь крестцово‑копчиковый кифоз (изгиб назад). Когда, лежа на животе, ребенок начинает держать головку, у него формируется шейный лордоз (изгиб позвоночника вперед). Грудной кифоз формируется во втором полугодии жизни ребенка в результате длительного сохранения сидячей позы. Поясничный лордоз образуется в течение второго года жизни под воздействием мышц, обеспечивающих сохранение у ребенка вертикальной позы при стоянии и ходьбе.
Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. При правильной осанке голова поддерживает вертикальное положение, подбородок слегка приподнят; шейно‑плечевые углы одинаковы, плечи на одном уровне, слегка опущены и разведены, грудная клетка симметрична относительно средней линии, соски находятся на одном уровне; симметричен живот, лопатки прижаты к туловищу на равном расстоянии от позвоночного столба, хорошо выражены и симметричны так называемые треугольники талии. При осмотре сбоку: несколько приподнята грудная клетка, подтянут живот, нижние конечности выпрямлены, физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены.
Рис. 10. Возрастная динамика формирования физиологических изгибов позвоночника
Для проверки осанки необходимо прислониться к стене таким образом, чтобы ее касались затылок, лопатки, таз, икры и пятки – именно такое положение соответствует нормальной осанке.
Осанка зависит от силы мышц, поддерживающих положение позвоночника (разгибатели спины, широчайшая, трапециевидная и др.), и симметрии развития мышц, их состояния на передней и задней частях туловища, с одной стороны, и на левой и правой половинах туловища – с другой. Например, если мышцы спины у человека развиты слабо, то у него плечи обычно сведены вперед, спина «круглая», грудь впалая, голова опущена. Такому человеку следует особое внимание обратить на укрепление мышц спины. Если же слабыми оказываются мышцы груди, то спина оказывается «плоской», плечи сведены назад, живот выпячен вперед. В этом случае исправить осанку можно только через укрепление мышц груди и живота. Но в любом случае следует тренировать все мышцы туловища, что помогает сформировать «мышечный корсет» позвоночника, поддерживающий осанку.
Одной из причин нарушений осанки является слабое физическое развитие ребенка, особенно в периоды бурного роста скелета (подростковый возраст), когда развитие мышц не успевает за ростом костей.
Отклонения от нормальной осанки называются ее дефектами.
Нарушения осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях.
В сагиттальной плоскости различают нарушения (рис. 11) с уменьшением и увеличением физиологической кривизны позвоночного столба. К последним относятся следующие:
Рис. 11. Виды нарушений осанки в сагиттальной плоскости
а – нормальная спина, б – сутулая, в – круглая, г – кругловогнутая, д – плоская, е – плосковогнутая спина
а) сутулость – самый распространенный вид нарушения осанки. Чаще всего бывает у девочек, начиная с подросткового возраста. Характеризуется увеличенным шейным лордозом, поэтому внешне кажется, что больной ходит все время задумавшись, уйдя в себя с опущенной головой, со сведенными надплечьями. Грудной кифоз не изменяется, а поясничный лордоз уплощается. Передняя брюшная стенка становится «отвислой», но если попросить больного расправить плечи, поставить правильно голову, «убрать» живот, то эти признаки исчезают. Из‑за неправильной нагрузки на позвоночник у таких людей очень рано появляются клинические симптомы остеохондроза среднегрудного отдела позвоночника;
б) круглая спина – характеризуется значительным увеличением грудного кифоза при нормально выраженном шейном лордозе, а поясничный лордоз значительно увеличен, от этого грудной кифоз выявляется еще больше. Круглая спина может быть симптомом более тяжелых нарушений и нередко сопровождается структурными заболеваниями позвоночника. Таких детей необходимо обследовать рентгенологически и своевременно выявить возможные заболевания позвоночника;
в) кругло‑вогнутая спина – все изгибы поясничного столба увеличены, возрастает и угол наклона таза.
К нарушениям осанки в сагиттальной плоскости с уменьшением физиологической кривизны относятся плоская и плосковогнутая спина.
Плоская спина связана с уплощением всех изгибов позвоночника.
Плосковогнутая спина обусловлена сглаживанием грудного кифоза и увеличением поясничного лордоза.
Кругло‑вогнутая и плосковогнутая спина весьма редко встречаются, и проявление их обусловлено чаще всего сложными изменениями позвоночника.
Нарушение осанки во фронтальной плоскости называются сколиозами (scoliosis, греч. – искривление), или боковым искривлением позвоночника. В нашей стране сколиоз встречается довольно часто. Так, начальные явления сколиоза обнаруживаются уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10 – 15 лет) он проявляется наиболее выражено – почти у 40% обследованных школьников старших классов.
Сколиоз диагностируют по асимметричности надплечий, разному уровню углов лопаток, подъягодичных складок, грудных сосков, по волнистой линии остистых отростков, различий в треугольниках талии и др.
Классификация сколиозов. Название сколиоз получает по локализации изгиба (шейный, грудной или поясничный) и соответственно по выпуклой стороне искривления (правосторонний, левосторонний). Сколиоз считают правосторонним, если выпуклость первичной кривизны (первичной дуги искривления) обращена вправо, левосторонним – если она обращена влево.
В настоящее время типы сколиозов у нас в стране по локализации классифицируют следующим образом (рис. 12):
1. Шейно‑грудной (или верхнегрудной).
2. Грудной.
3. Грудопоясничный (или нижнегрудной).
4. Поясничный.
5. Комбинированный, или S‑образный.
Рис.12. Виды сколиозов
а – правосторонний; б – левосторонний; в – s‑образные
Сколиоз может быть простым , или частичным, с одной боковой дугой искривления, сложным – при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным , если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным , исчезающим в горизонтальном положении (например, при укорочении одной конечности).
Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и его торсия , т.е. скручивание, поворот позвоночника вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а остистые отростки – в вогнутую. Торсия ведет к деформации грудной клетки и ее асимметрии, при этом внутренние органы сжимаются и смещаются.
В зависимости от выраженности дуги искривления позвоночника сколиоз классифицируют по степеням:
I степень – дуга искривления до 10°;
II степень – до 30°;
III степень – до 60°;
IV степень – 60° и более.
В зависимости от анатомических особенностей и степени бокового искривления различают две группы сколиозов: неструктурные, или простые, и структурные, или сложные. Большинство сколиозов I и II степеней относят к неструктурным , с простым боковым отклонением позвоночника. Такая деформация, как показывает название, не имеет структурных, грубых анатомических изменений позвонков и позвоночника в целом, в частности, нет фиксированной ротации, характерной для структурного сколиоза. Структурный сколиоз , чаще всего представленный III и IV степенями, возникает в детском возрасте и в противоположность неструктурному характеризуется типичным сложным искривлением позвоночника. В этом сложном искривлении позвоночник описывает пространственную кривую в трех плоскостях: фронтальной, горизонтальной (поперечной) и сагиттальной. Структурная деформация предполагает, что в позвонках и в смежных с ними тканях наступили изменения формы и внутренней структуры.
Обычно неструктурные сколиозы считают функциональными , т.е. при определенных условиях их можно устранить. Развитие же структурных сколиозов сопровождается появлением переднего и/или заднего реберных горбов, заметно деформирующих грудную клетку, поэтому их определяют как кифосколиозы. Сколиозы высоких степеней называют уже не нарушением, асколиотической болезнью , так как страдающие ею люди имеют слабое физическое развитие, недостаточно развитые сердечно‑сосудистую и дыхательную системы, затрудненную деятельность пищеварительного аппарата, сниженный иммунитет и т.д.
Этиология сколиозов. Различают сколиозы врожденные (они встречаются в 23,0% случаев), в основе которых лежат различные деформации позвонков (недоразвитие, клиновидная их форма, добавочные позвонки и т.д.) и приобретенные.
К приобретенным сколиозам относятся:
1) ревматические , возникающие обычно внезапно и обусловливающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне;
2) рахитические , которые очень рано проявляются различными деформациями опорно‑двигательного аппарата; мягкость костей и слабость мышц, длительное сидение, особенно в школе, – все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;
3) паралитические , чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;
4) привычные, или статические , развивающиеся на почве привычной плохой осанки (часто их называют «школьными», так как в школьном возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, ношение портфеля с младших классов в одной руке и т.д.
Этим перечнем охватываются не все виды сколиозов, а лишь основные.
Этиология сколиозов. В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными и чаще всего встречаются у детей астенического 10 телосложения, физически слабо развитых и ведущих малоподвижный образ жизни. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках (остеохондроза позвоночника) и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.
Чаще всего причиной нарушений позвоночника является обычная повседневная деятельность человека. Особенно опасно положение сидя, потому что при сидении позвоночник нагружен сильнее, чем в положении стоя. Это обстоятельство усугубляется еще и тем, что по многу часов современный человек сидит в самой вредной позе – наклонившись вперед. В таком положении края позвонков сближаются и защемляют межпозвоночный диск, построенный из хрящевой ткани. Вообще эта ткань отличается высокой эластичностью, позволяющей ей успешно сопротивляться компрессии. Но при сидении сила давления на внешний край диска возрастает в одиннадцать раз!
О степени воздействия на позвоночник при различных повседневных позах дает представление приводимая ниже таблица 7.
Таблица 7
Давление на межпозвоночные диски
Почему же сидение сильнее нагружает позвоночник, чем стоячее положение? Объяснение в том, что в вертикальном положении тело поддерживает как скелет в целом, так и большой массив мускулатуры. В итоге нагрузка распределяется по всему телу, и позвоночнику делается «легче». Когда человек садится, то поддерживающий мышечный корсет туловища расслабляется, и вся тяжесть тела ложится на позвоночный столб. При этом еще и нарушается кровообращение организма, а также усиливается поток импульсов от напряженных мышц в ЦНС. Поэтому очень важно, чтобы поза сидя поддерживалась правильно.
При необходимости длительной работы в положении сидя через каждые 45 – 60 мин надо делать заранее запланированные перерывы. Помимо других решаемых в течение этого периода задач (улучшение мозгового кровообращения, восстановление внимания, предупреждение застойных явлений в кровообращении и дыхании, профилактика чрезмерного психического напряжения и нарушения зрения) в это время необходимо выполнить комплекс упражнений, направленных на устранение связанных с длительной вынужденной позой возможных неблагоприятных изменений в осанке: потягивания, напряженные выгибания, различные виды отжиманий, повороты и вращения туловища, выпады, приседания и т.д.
Есть еще целый ряд других особенностей повседневного поведения, которые способствуют развитию нарушений осанки. Например, в положении стоя лучше равномерно распределять тяжесть тела на слегка расставленные в стороны ноги с поддержанием прямого положения позвоночника. Если же в положении стоя перенести тяжесть тела на одну ногу, согнув при этом другую (как при выполнении команды «Вольно!» на уроках физической культуры), то со стороны согнутой ноги таз «провисает», и довольно жестко соединенный с ним позвоночник искривляется. При ходьбе плечи должны быть развернуты, грудь приподнята; ногу следует ставить выпрямленной в коленном суставе на каблук и мягко перекатывать тяжесть тела на носок.
Для положения лежа также требуются определенные условия, обеспечивающие сохранение правильного положения позвоночника. В частности, матрац должен быть полужестким, а высота подушки не превышать 10 – 15 см. Нет необходимости строго контролировать свое положение во время сна (на спине, на боку, на животе); главное – чтобы лежать было удобно и не было неприятных ощущений. А после сна хороший результат дает потягивание, которое способствует выпрямлению позвоночника и восстановлению тонуса мышц туловища.
Неблагоприятно сказывается на состоянии позвоночника положение полулежа (в котором многие люди часами читают или просматривают телепередачи). В таком положении большая и неравномерная нагрузка приходится на разные участки позвонков (особенно в шейном и поясничном отделах). Из‑за этого сдавливаются выходящие из спинного мозга нервы, нарушается кровообращение, затрудняется работа зрительного аппарата и даже могут возникнуть болевые ощущения и головная боль и т.д.
При переноске грузов следует стараться таким образом распределить их тяжесть, чтобы позвоночник оставался прямым, а плечи находились на одном уровне. Поднимать же тяжести (рис. 13) надо стараться не за счет разгибания спины при прямых ногах, а предварительно присев за счет сгибания ног в коленях и взявшись руками за груз (спина по возможности прямая); поднимать же груз следует за счет выпрямления ног (именно так поднимают вес штангисты).
Длительно поддерживаемые неправильные позы закрепляются по механизму условных рефлексов, которые трудно поддаются переучиванию. В результате развивается мышечная асимметрия, когда с одной стороны мышцы оказываются напряженными, а с другой растянутыми.
Рис. 13. Правильные и неправильные положения при некоторых повседневных действиях
Профилактика деформаций позвоночника включает два основных положения:
1. Тренировка всех мышц туловища, что помогает сформировать мышечный корсет позвоночника, благодаря которому и поддерживается осанка.
2. Воспитание привычки к правильному поддержанию длительных статических поз.
Для тренировки мышц туловища особое внимание необходимо обратить на мышцы плечевого пояса (дельтовидные), спины (в первую очередь – трапециевидные и широчайшая), груди (грудные), живота (прямые, внутренние и наружные косые), поясницы, ягодиц и бедер. Для такой тренировки могут применяться упражнения преимущественно скоростно‑силового характера, способствующие воспитанию силы, а также направленные на воспитание силовой выносливости. О методике организации и выполнения этих упражнений будет сказано ниже, здесь лишь отметим, что они позволяют в какой‑то степени исправлять недостатки фигуры и лучше владеть своим телом. Выполнять их можно как в процессе утренней зарядки, так и в виде специальных комплексов и отдельных упражнений в различное время дневного режима.
Лечение деформаций позвоночника зависит от возраста человека, типа и степени деформации.
Деформации в сагиттальной плоскости, как правило, лечатся с помощью физических упражнений. То же касается в большинстве случаев и детских сколиозов I и II степеней. При высоких степенях сколиоза часто назначают ношение корсетов, однако их следует применять лишь при необходимости длительного поддержания вынужденной позы и при обязательном условии тренировки мышц, отвечающих за поддержание правильной осанки. Консервативное лечение проводят также в специальных школах‑интернатах для детей с III и IV степенями сколиоза, где одновременно идет обучение по обычной школьной программе и создан необходимый круглосуточный лечебный режим. Важным условием успешного лечения является полноценное и богатое витаминами питание, регулярное пребывание на свежем воздухе, подвижные игры, нормализация массы тела и пр. Постель должна быть жесткой, для чего на кровать под матрац укладывают деревянный щит. Стул и стол на рабочем месте должны соответствовать росту. Нужно следить, чтобы ребенок сидел за столом правильно, не горбясь, не скручивая и не наклоняя в одну сторону позвоночник. Важна также правильная установка света, а при нарушении зрения обязательна его коррекция.
Одним из ведущих средств консервативного лечения деформаций позвоночника является ЛФК. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза.
ЛФК при деформациях позвоночника. Необходимо отметить, что в условиях образовательных учреждений обучающиеся, имеющие выраженные нарушения осанки в сагиттальной плоскости, а также I и II степени сколиоза, занимаются ЛФК в специальной медицинской группе, а имеющие III и IV степени сколиоза – в группах ЛФК непосредственно в медицинских учреждениях (в подростковых кабинетах, кабинетах врачебного контроля, в специальных санаториях и пр.).
Задачи ЛФК при деформациях позвоночника:
1) устранение (при низких степенях) или стабилизация (при высоких степенях) деформации;
2) формирование мышечного корсета туловища с достижением функциональной симметрии мышц передней и задней, правой и левой частей корсета;
3) воспитание навыка правильной осанки и закрепление навыков правильного повседневного поведения при длительном поддержании вынужденных поз;
4) общее укрепление организма.
При деформациях позвоночника в ЛФК противопоказаны:
– исходные положения с жесткой нагрузкой на позвоночник, особенно сидя;
– упражнения с сотрясениями, оказывающие чрезмерное давление на позвоночник, – прыжки, соскоки, длительный бег на жесткой поверхности и т.д.;
– физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие к его перерастяжению, в частности, пассивные висы 11 .
Обязательным условием выполнения физических упражнений при деформациях позвоночника, особенно на начальных этапах ЛФК, являются исходные положения с разгрузкой позвоночника . Это могут быть разнообразные виды положений лежа, стоя (но без статических нагрузок), чистые и смешанные висы, упражнения в воде и т.д.
Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативной терапии деформаций позвоночника, включает: лечебную гимнастику, массаж; коррекцию положением; элементы игр и др. Вместе с тем ЛФК сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник в повседневном поведении. Особого внимания заслуживают занятия в воде, где, с одной стороны, достигается достаточно полная разгрузка позвоночника, а с другой, – облегчается само выполнение упражнений, благодаря чему длительность их выполнения и количество повторений оказываются большими.
ЛФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур (особенно для больных с неблагоприятной динамикой деформации), а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно.
Коррекция деформации позвоночника с помощью физических упражнений достигается пассивным и активным изменением положения плечевого, тазового пояса и туловища больного.
Пассивными средствами коррекции являются:
– вытяжение позвоночника;
– лечение положением, когда больному на некоторое время придается определенное положение, способствующее возвращению позвоночника в нормальное состояние под влиянием силы тяжести тела или отдельных его частей; часто его сочетают со специальными отягощениями, накладываемыми на сторону выпуклости позвоночника.
Следует отметить, что пассивная коррекция оправдана лишь при высоких степенях деформации как вспомогательное средство и при том обязательном условии, что у больного целенаправленно тренируется мышечный корсет.
Активные средства коррекции деформации позвоночника должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник, – мышц, выпрямляющих позвоночник, грудных мышц, косых мышц живота, квадратных мышц поясницы, подвздошно‑поясничных мышц и др. Чаще всего у детей с нарушениями осанки все эти мышцы оказываются слабыми, но особое внимание следует обратить на устранение функциональной асимметрии мышц, сделав акцент на тренировке слабых групп мышц (например, при круглой спине – мышц спины; при плосковогнутой – мышц брюшного пресса и груди, при сколиозе – мышц на стороне выпуклости дуги и т.д.). Для этого могут применяться упражнения как симметричные, так и асимметричные. Важной оказывается и регуляция угла наклона таза за счет изменения тонуса мышц задней и поверхности бедра, повздошно‑поясничной мышцы, мышц живота.
Укрепление мышц происходит через воспитание их силы. Для этого важнейшим условием является, с одной стороны, использование околопредельных силовых нагрузок, а с другой – обязательное достижение состояния выраженного утомления работающих мышц. Первому условию соответствует величина нагрузки, равная 70 – 80% от максимально возможной для этих мышц величины.
Например, если в положении лежа на спине ребенок может выжать предельный груз в 20 кг, то работать ему необходимо с грузом в 14 – 16 кг (70 – 80% от 20 кг) до достижения утомления (как правило, с таким грузом человек не сможет выполнить более шести – восьми движений). Для выполнения второго условия (достижения отчетливого утомления) работу с тем же грузом следует повторить спустя полторы – две минуты и так сделать четыре – шесть попыток. Добившись утомления данной группы мышц, можно переключиться на выполнение легких упражнений, которые будут являться своеобразным активным отдыхом, а затем (по самочувствию!) перейти к тренировке следующей группы мышц. Не обязательно на каждом занятии тренировать указанным способом все группы мышц. Например, в утреннем занятии основное внимание можно обратить на разгибатели спины и косые мышцы живота, а в вечернем – на мышцы груди и поясницы и т.д.
По мере роста силы данной группы мышц, о чем должна свидетельствовать возможность выполнения с данным грузом более восьми – десяти движений в подходе, вес отягощения следует увеличить таким образом, чтобы в подходе количество повторений опять снизилось до шести – восьми. Так, последовательно увеличивая вес груза, больной реализует требование к постепенному повышению нагрузки, что обеспечивает неуклонный рост силы мышц.
Приводим примерный комплекс упражнений для формирования мышечного корсета туловища.
Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Современное понятие осанки. Осанка – это характеристика состояния ОДА, уровня физического развития и сформированности (степени зрелости) поведенческих навыков, отражающая способность человека поддерживать оптимальное эстетическое и физиологическое положение тела и его частей при удержании статических поз (стоя, сидя и др.), и обеспечивающая рациональное и адекватное выполнение основных естественных и профессиональных движений (А.А. Потапчук, М.Д. Дидур, 2001).
При определении осанки учитывают положение головы, пояса верхних и нижних конечностей, конфигурацию позвоночного столба, угол наклона таза, форму грудной клетки и живота. Также на формирование осанки влияет развитие мускулатуры, эластические свойства хрящевых и соединительнотканных образований суставов. В норме осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночного столба и углом наклона таза 35-55°. Позвоночный столб в сагиттальной плоскости имеет 4 физиологических кривизны: вперед – это шейный и поясничный лордоз, назад – это грудной и крестцово-копчиковый кифоз. Осанка становится выраженной к возрасту 6-7 лет и стабилизируется к окончанию роста человека.
Отклонения от нормальной осанки называют нарушениями или дефектами осанки.
Факторы, влияющие на формирование осанки:
· общее ослабление организма в результате инфекционных заболеваний;
· другие соматические заболевания (радикулит, язва, холецистит);
· недостаток двигательной активности;
· порочные положения при сидении, стоянии, сне, занятие некоторыми видами спорта (фехтование, бокс, теннис, гребля на каноэ).
Нарушение осанки могут быть в сагиттальной (переднее - заднем направлении) и фронтальной (боковое направление) плоскости. В сагиттальном направлении выделяют нарушение осанки с увеличением и уменьшением физиологической кривизны позвоночного столба.
1. С увеличением физиологической кривизны позвоночного столба:
а) сутуловатость – с увеличением грудного кифоза и уменьшением поясничного лордоза;
б) круглая спина (тотальный кифоз) – увеличение грудного кифоза и почти полным отсутствием поясничного лордоза, часто ребенок компенсаторно стоит с согнутыми в коленных суставах ногами;
в) кругло-вогнутая спина – увеличение всех изгибов позвоночника, а также угла наклона таза.
2. С уменьшением кривизны позвоночника:
а) плоская спина – сглажен поясничный лордоз и мало выражен грудной кифоз, лопатки крыловидные, грудная клетка смещена вперед;
б) плосковогнутая спина – уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе (грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены).
Дефекты осанки во фронтальной плоскости проявляются асимметричной осанкой, характеризующейся нарушением симметрии между правой и левой половинами туловища. Следует помнить, что дефекты осанки не являются заболеванием, но могут сопровождаться нарушением функции сердечно-сосудистой, дыхательной систем, ЖКТ и органов таза.
а б в г д
Варианты нарушения осанки: а - правильная осанка; б - круглая спина; в - плоская спина; г - кругло-вогнутая спина; д - нарушение осанки во фронтальной области.
Задачи ЛФК :
· повышение психоэмоционального состояния ребенка;
· нормализация нервных процессов;
· укрепление дыхательной мускулатуры;
· активизация всех органов и систем;
· улучшение физического развития ребенка;
· активизация обменных процессов;
· разрушение сформировавшегося стереотипа порочной осанки и воспитание навыков правильной осанки.
Для коррекции дефектов осанки применяется ЛФК, массаж и лечение положением .
ИП: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках
Методика ЛФК включает:
1. ОРУ (на координацию, равновесие, с предметами, у гимнастической стенки, игры);
3. упражнения на расслабление;
4. специальные упражнения;
5. ФУ на создание и укрепления мышечного корсета;
6. ФУ, увеличивающие подвижность позвоночного столба.
ЛГ проводится 3 раза в неделю, дома ежедневно (1час) в течение 5-6 месяцев. Специальные упражнения применяются в зависимости от варианта нарушения осанки.
При асимметричной осанке назначают симметричные упражнения, выравнивающие силу мышц спины (на стороне выпуклости ослабленные мышцы работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы – физиологическая асимметрия, например, ФУ «рыбка»).
При увеличении угла наклона таза – упражнения, удлиняющие мышцы передней поверхности бедер, поясничной части длинных мышцспины, квадратной мышцы поясницы и подвздошно-поясничных мышц, а также укрепление брюшного пресса и задней поверхности бедер.
При уменьшении угла наклона таза – укрепление мышц поясничного отдела спины и передней поверхности бедер.
При крыловидных лопатках и приведении вперед плеч – динамические и статические упражнения на укрепление трапециевидной и ромбовидной мышц и растягивания грудных мышц.
Выстоящий живот – одновременное укрепление прямых и косых мышц живота.
При круглой спине назначают ФУ, увеличивающие подвижность позвоночного столба, упражнения, увеличивающие угол наклона таза и корригирущие кифоз.
При кругло-вогнутой спине назначают ФУ, увеличивающие подвижность позвоночного столба, упражнения, уменьшающие угол наклона таза и корригирущие кифоз, сопутствующие деформации.
Для плоской спины предлагаются ФУ укрепляющие мышцы всего тела, увеличивающие угол наклона таза, улучшающие подвижность позвоночного столба, корригирущие сопутствующие деформации.
ЛГ при плосковогнутой спине включает в себя упражнения, укрепляющие мышцы всего тела, уменьшающие угол наклона таза, улучшающие подвижность позвоночного столба, корригирущие, сопутствующие деформации.
При любых дефектах осанки формируется чувство правильной осанки (тренировки перед зеркалом, упражнения на осанку др.).
Проверка положения правильности осанки.
Сколиоз (от греческого scolios – «изогнутый, кривой») представляет собой врожденное, прогрессирующее заболевание, характеризующееся боковым искривлением позвоночника и скручиванием позвонков вокруг своей оси (торсией ). Сколиоз вызывает различные нарушения деятельности внутренних органов, поэтому обоснованно говорить не просто о сколиозе, а о сколиотической болезни. Распространенность сколиотической болезни среди детского населения составляет 2-9%. Причем за последние 30-40 лет частота выявления тяжелых форм сколиоза увеличилась в 2-3 раза.
Факторы развития сколиоза:
Первично-патологические – врожденное или приобретенное нарушение роста и развития позвоночного столба (сращение позвонков, наличие добавочного ребра или отсутствие ребра, рахит, неправильное лечение компрессионных переломов, туберкулезное поражение позвонков).
Статико-динамические – длительное ассиметричное положение тела (паралич мышц с одной стороны, различная длина нижних конечностей, ВВБ, плоскостопие, рубцовое изменение, ожоги, тяжелые травмы, заболевания периферической нервной системы).
Общепатологические – не связаны непосредственно с поражением позвоночного столба или ассиметричным положением тела, но способствующие прогрессированию сколиоза (тяжелые системные заболевания, период, предшествующий половому созреванию и др.).
Идиопатические – неясной этиологии (нервно-мышечная недостаточность, неполноценность костной ткани).
В любом случае в основе заболевания лежит системная патология соединительной ткани. Сколиотическая деформация развивается по определенным законам и проходит следующие этапы: торсия → боковое искривление →элементы кифоза →деформация грудной клетки →клинически проявляется сначала реберным выпячиванием → формирование реберного горба (гиббус).
Типы сколиозов:
· простые – одна дуга искривления в одну сторону (шейные, шейно-грудные, верхнее грудные, грудные, пояснично-грудные, пояснично-крестцовые)
· сложные – две дуги и более в нескольких направлениях. В сложных выделяют комбинированные образуется из простых, при которых первичная дуга искривления компенсируется второй дугой искривления.
Нормальный позвоночник. Позвоночник при сколиозе.
Классификация степени тяжести (В. Чаклин, 1965):
1 степень тяжести – незначительное искривление позвоночника во фронтальной плоскости в вертикальном положении больного и не исчезающее полностью в горизонтальном положении. Асимметрия мышц на уровне первичной дуги, в поясничном отделе мышечный валик, при рентгенологическом исследовании начальные признаки торсии, угол отклонения первичной дуги от вертикальной линии до 10˚.
2 степень - отчетливо заметно боковое искривление, намечается реберный горб, выраженная торсия, клиновидная деформация позвонков на вершине первичной дуги искривления. Намечается ранние признаки компенсаторной дуги. Угол искривления 11-30˚.
3 степень – сколиотическая деформация фиксирована, реберный горб 3см, отклонение корпуса в сторону основной дуги. Клинически дыхательная и ССС недостаточность. Угол искривления 30-40˚.
4 степень – резко выраженная фиксированная деформация позвоночника и грудной клетки, ярко выражены передний и задний горб, деформация таза. Наблюдается резко выраженные нарушения функции органов грудной клетки, нервной системы и всего организма в целом. Угол искривления более 40˚.
Осмотр в наклонном положении .
Норма Признаки сколиоза
Лечение консервативное (1 и 2 степень) и оперативное (3 и 4 степень). Основная цель комплексного консервативного лечения – не допустить прогрессирования заболевания. Консервативные методы лечения включают в себя: 1) общее укрепление организма, 2) ЛФК и массаж, 3) методы вытяжения, 4) ортопедическое лечение. В основе ортопедического лечения лежит режим разгрузки позвоночника (сон на жесткой кровати, дневной отдых лежа, обучение детей в положении лежа, гипсовые кровати, корсеты для ходьбы).
При 1 степени:
· ношение корсета не показано;
· ЛФК, ОРУ, массаж, физиотерапия.
При 2 степени:
· ношение корсета без головодержателя строго по показаниям;
· ЛФК, ОРУ, общеукрепляющее лечение;
· специальные двигательные режимы.
При 3 и 4 степени:
· оперативное лечение;
· обязательное ношение корсета;
· закрепление правильного положения тела.
Задачи ЛФК :
- Улучшение общего состояния и создание психического стимула для дальнейшего лечения.
- Закаливание.
- Улучшение дыхательной функции легких, увеличение экскурсии грудной клетки, повышение обменных процессов в организме.
- Постановка правильного дыхания.
- Укрепление ССС.
- Укрепление мышечной системы, создание мышечного корсета.
- Постановка правильной осанки.
- Улучшение координации движений.
- Возможная коррекция деформации.
Эти задачи решаются за счет ЛФК, плавания, АФК. Принципы ЛФК: применять комплексно с ортопедическим лечением; дозировать нагрузку с учетом силы и выносливости мышц и состояния ССС; в методике ЛГ сохранять медленный темп с хорошим напряжением мышц; избегать висов и пассивных вытяжений, допустимо только самовытяжение; не применять вращающие движения вокруг продольной оси.
Коррекция выполняется за счет специальных корригирующих упражнений . Специальные корригирующие упражнения могут быть симметричными, ассиметричными и деторсионными.
Симметричные упражнения применяют для неравномерной тренировки мышц спины. Этих упражнения способствуют укреплению ослабленных мышц на стороне выпуклости и уменьшению мышечных контрактур на стороне вогнутости, что приводит к нормализации мышечной тяги позвоночного столба и не нарушает возникших компенсаторных приспособлений.
Асимметричные упражнения используются с целью уменьшения сколиотического искривления, воздействуют локально и обеспечивают более равномерную разгрузку, тренируют ослабленные и растянутые мышцы.
Деторсионные упражнения выполняют вращение позвонков в сторону противоположную торсии, выравнивают положение таза, растягивают сокращенные и укрепляют растянутые мышцы в поясничном и грудном отделах. Разработку упражнений проводят с учетом того, что при правостороннем сколиозе торсия совершается по часовой стрелке, а при левостороннем против часовой стрелке.
Контрольные вопросы:
1. Что такое дефект осанки, классификация дефектов осанки?
2. Охарактеризуйте правильную осанку.
3. Назовите причины дефекта осанки.
4. Раскройте методику ЛФК при различных дефектах осанки.
5. Что такое сколиоз?
6. Назовите причины развития сколиоза.
7. Охарактеризуйте степени сколиоза.
8. Обоснуйте применение ЛФК при сколиозе и опишите особенности ее методики.
Введение
1.Позвоночник – основа здоровья
2.Дефекты осанки
3.Особенности методики проведения занятий при различных нарушениях осанки
4.Подвижные игры, упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки в дошкольном возрасте
Заключение
Список литературы
Введение
Лечебная физическая культура, которая в последнее время начала использоваться в дошкольных учреждениях, особенно ортопедической направленности, является новой формой реабилитации детей 1,5-7 лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния, так как ранее для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья дошкольников применяли преимущественно различные физиотерапевтические средства, а также закаливание.
Причины, определившие внедрение лечебной физкультуры в дошкольные учреждения, многообразны: это и резкое ухудшение здоровья новорожденных и, как следствие, детей дошкольного возраста; и ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка, и более частные причины, в том числе занятость родителей, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, удаленность их от места проживания детей, нуждающихся в лечении. А в детских садах есть условия (режим дня, материально-техническая база, кадры), необходимые для своевременной профилактики и реабилитации. При этом известно, что именно своевременность воздействия различных средств и методов лечебной физической культуры является наиболее значимым фактором ее внедрения в практику работы дошкольных учреждений.
Лечебная физкультура дает возможность оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка; осуществлять своевременную коррекцию имеющегося патологического и предпатологического состояния; формировать и закреплять навыки правильной осанки; повышать неспецифическую сопротивляемость организма.
1. Позвоночник – основа здоровья
Костная система детей дошкольного возраста богата хрящевой тканью, поэтому кости ребенка мягки, гибки, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных факторов. К таковым относят физические упражнения, не соответствующие возрастным функциональным особенностям детского организма, а также несоответствие росту ребенка размеров мебели и неправильное положение тела.
У детей этого возраста позвоночник отличается высокой подвижностью. Неправильные функциональные позы (лежание, сидение, стояние) отрицательно сказываются на его форме. Из-за них формируется нарушение осанки.
Незрелость коллагеновой ткани, составляющей основу сухожилий и связок, обуславливает более высокую (по сравнению со взрослыми) подвижность в суставах.
У детей младшего школьного возраста мышечная система развита относительно слабо, но к 5 годам масса мускулатуры значительно увеличивается, особенно за счет мускулатуры нижних конечностей. Сама мышечная система развивается неравномерно, в первую очередь за счет крупных мышц, а мелкие (мышцы кистей и стоп, межрёберные мышцы) значительно отстают в развитии. Поэтому им нужна постоянная тренировка с умеренной нагрузкой.
Натренированность мелких мышц очень пригодится ребенку, когда он пойдёт в школу. Тонус мышц спины и живота, составляющих «мышечный корсет» имеет большое значение для формирования осанки ребенка. После того, как мышечный корсет укрепляется достаточно, под влиянием функции центральной нервной системы и тренировки у малыша вырабатывается правильная осанка - ключ к здоровью внутренних органов.
В течение дошкольного периода развития человека происходит выраженная перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Увеличивается масса сердца, его работоспособность и адаптационные возможности к физической нагрузке. Занятия физической культурой влияют и на функции дыхательной системы: возрастает глубина дыхания, легочная вентиляция, усиливается обеспечение организма кислородом.
Для правильного гармоничного развития ребенка ему необходима достаточная двигательная активность и умеренная физическая нагрузка.
Учитывая особенности организма ребенка дошкольного возраста, сформулируем требования к оздоровительным задачам физического воспитания:
способствовать правильному формированию костно-суставного аппарата, предупреждению нарушения развития осанки и плоскостопия;
способствовать развитию всех групп мышц;
совершенствовать развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
обеспечивать правильное функционирование внутренних органов (пищеварения, выделения и иных);
совершенствовать функцию терморегуляции, то есть способность организма поддерживать постоянную температуру тела в различных условиях, т.е. закаливанию;
совершенствовать деятельность центральной нервной системы по уравновешиванию процессов возбуждения и торможения, совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.
В Толковом словаре В. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Развивая это определение, необходимо дополнить и «основу здоровья».
Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении. Формируется осанка с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, костной системы, связачно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития.
Новорожденный ребенок имеет только крестцово-копчиковый кифоз, остальные физиологические изгибы начинают формироваться позже. Известно, что все изгибы позвоночника выполняют рессорную функцию, предохраняя спинной и головной мозг от сотрясения и толчков. Они облегчают сохранение равновесия, обеспечивают высокую подвижность грудной клетки. При сильно выраженном кифозе, а также выпрямленном позвоночном столбе подвижность грудной клетки уменьшается.
Правильность осанки зависит от состояния костей и связок скелета позвоночника и таза, а также от тонуса мышц тела. Позвоночник является основным костным стержнем, удерживающим голову и туловище. Таз служит как бы фундаментом позвоночника. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, это такое положение туловища, когда голова поставлена прямо (козелок уха и угол глаза представляют собой горизонтальную линию), плечи отведены назад и симметрично расположены, грудная клетка развернута, в поясничной части позвоночника небольшой изгиб вперед, живот подобран, наклон таза = 35-55 ˚
Правильная осанка характеризуется:
прямым положением головы и позвоночника;
вертикальным расположением остистых отростков;
горизонтальным уровнем углов лопаток и надплечий;
правильными физиологическими изгибами;
равными треугольниками талии;
горизонтальным уровнем гребней подвздошных костей;
симметричным положением ягодичных складок;
одинаковой длиной нижних конечностей и правильным положением стоп.
Для дошкольников характерные черты правильной осанки имеют свои особенности: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2см; изгибы позвоночника выражены слабо; угол наклона таза невелик.
Своевременное воздействие на формирующуюся осанку в период дошкольного возраста очень важно. Чем раньше начнутся профилактика и коррекция различных видов нарушения осанки, тем больше вероятность того, что в школе у ребенка не возникнет проблем с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах.
2. Дефекты осанки
Слабость мышечного корсета, неправильные позы, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игры, во сне; врожденные аномалии развития ребер, грудной клетки, позвонков, нижних конечностей вызывают нарушение осанки, которое приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата ребенка.
Объем мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в 6-7-летнем возрасте отличаются слабостью, что не способствует укреплению позвоночного столба. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников отмечаются функциональные (нестойкие) нарушения осанки. Они начинают проявляться у детей раннего возраста: в ясельном возрасте встречаются у 2,1%, в 4 года - у 15-17%, в 7 лет - у каждого третьего ребенка (!).
К нарушению осанки могут привести и такие заболевания, как рахит, гипотрофия, избыточное отложение жира, а также неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи - солей, витаминов, микроэлементов.
Следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.
Нарушение осанки у ребенка чаще всего развивается из-за слабости мышечного корсета и длительного пребывания в неправильных, порочных позах, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игр, при различных видах деятельности.
Различают нарушения осанки в сагитальной (вид сбоку) и фронтальной плоскостях. В сагитальной плоскости различают пять видов нарушения осанки, связанные с увеличением или уменьшением физиологических изгибов позвоночника.
При уменьшении физиологических изгибов формируются: плоская спина; плосковогнутая спина.
При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость; круглую спину или тотальный кифоз; кругловогнутую спину. Во фронтальной плоскости отмечают асимметричную осанку, при которой отмечается смещение остистых отростков от вертикальной линии.
Плоская спина - нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь - поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выступает. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.
У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы груди, живота. Такие дети наиболее предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.
Плосковогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени.
У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.
Сутулость - нарушение осанки, в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки.
У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Круглая спина (тотальный кифоз) - нарушение осанки, связанное со значительным увеличением трудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен, и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени.
У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая трудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Кругловогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругловогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени.
У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных увеличена.
Нарушение осанки во фронтальной плоскости заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотической или асимметричной осанкой. Она характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий, различном положении лопаток как по высоте, так и по отношению к позвоночнику, к грудной стенке. Глубина и высота треугольников талии у таких детей тоже различна. Мышцы на одной половине туловищ чуть более рельефны, чем на другой. Линия остистых отростков формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево. При потягивании теменем вверх, подъеме рук, наклоне вперед и выполнении прочих приемов самокоррекции линия остистых отростков во фронтальной плоскости выпрямляется.
Профилактика нарушений осанки в дошкольном учреждении осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, занятиях в бассейне, на музыкальных занятиях.
3. Особенности методики проведения занятий при различных нарушениях осанки
Первоначальный этап работы - обследование детей, консультации хирурга, ортопеда. Оздоровительная гимнастика проводится с детьми старшего и подготовительного к школе возраста.
При организации гимнастики решаются следующие задачи:
Создание условий для целесообразной двигательной деятельности детей.
Формирование Представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и Правилах.
Развитие психических качеств (внимание, память, воображение).
Развитие физических качеств (ловкость, гибкость, выносливость).
Формирование интереса к активной двигательной деятельности, потребности в здоровом образе жизни.
Воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.
Основные принципы:
индивидуальный и дифференцированный подходы;
систематичность Проведения занятий;
подбор доступных детям упражнений;
соблюдение санитарно-гигиенических требований к оборудованию.
Для обеспечения благоприятной психо-эмоциональной обстановки рекомендуется соблюдать следующие условия:
Создавать мотивацию и интерес к Предстоящему действию.
Использовать имитационные упражнения, носящие творческий характер.
Использовать музыкальное сопровождение для эмоционального и физического раскрепощения детей.
Использовать качественное (практичное, безопасное) спортивное оборудование, привлекающее внимание детей, вызывающее у них желание выполнять физические упражнения.
Занятия (30-35 минут) проводятся с группой по 10-12 детей. Один комплекс рассчитан на несколько занятий и усложняется по мере освоения упражнений.
Перед началом занятий необходимо подобрать мяч (стандартный гимнастический на ножках и без них, физиороллы) для каждого ребенка, чтобы при сидении на нем бедро и голень, голень и стона образовывали угол 90 градусов. Желательно использовать мячи диаметром 35, 45, 55 см. Одежда должна быть свободной, эластичной. Это особенно важно при выполнении упражнений на растяжку.
Занятие состоит из трех частей: вводной (подготовка к выполнению физических упражнений); основной (выполнение упражнений на гимнастических мячах); заключительной (восстановление организма после занятий физическими упражнениями).
В вводную часть включаются упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, ползания, на сохранение равновесия. С целью поддержания интереса к ним используем массажные дорожки, губки, гимнастические палки, спортивные мячи, мешочки с песком, резиновые геометрические формы, а также карточки с изображением животных для выполнения имитационных движений, цветные полоски.
В основной части дети выполняют упражнения с гимнастическими мячами для рук и плечевого пояса, пресса, ног, а также упражнения комплексного характера.
С детьми логопедических групп целесообразно выполнять логоритмические упражнения.
В заключительной части проводится массаж и самомассаж с помощью массажных мячей. Благодаря их воздействию на рецепторы кожи активизируется деятельность всего организма, происходит мышечное расслабление. По руке и ноге движения осуществляются только вверх (избегать воздействия на суставы!), по животу - круговые движения по часовой стрелке. Массаж спины следует проводить, не затрагивая позвоночного столба.
Чтобы эффективность занятий была высокой, важно правильно распределить физическую нагрузку - необходимо проводить медико-педагогический контроль, учитывать состояние здоровья и особенности каждого ребенка.
Моторная плотность занятий может быть невысокой - это обусловлено тем, что учитывается индивидуальный характер выполнения каждого упражнения. Дозировка увеличивается постепенно, по мере освоения техники выполнения.
Для достижения желаемых результатов важно установить тесное взаимодействие ДОУ и семьи: работа, проводимая в детском саду, должна иметь свое продолжение в домашних условиях.
С этой целью проводятся консультации, семинары-практикумы, родительские собрания. Уверены: совместные занятия физическими упражнениями, спортом, прогулки на свежем воздухе, выполнение гигиенических процедур обязательно вызовут у ребенка стремление к здоровому образу жизни.
4. Подвижные игры, упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки в дошкольном возрасте
Выработка правильной осанки - сложный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся длительное время. Хорошая осанка украшает фигуру человека, помогает ему овладевать сложными двигательными навыками.
Неправильное положение тела связано с односторонним отягощением мышц, слабостью мускулатуры, привычкой опускать голову, подавать вперед плечи, горбиться, искривлять позвоночник и т. д. Это создает неблагоприятные условия для функционирования органов кровообращения и дыхания, вредит здоровью детей.
Воспитатель должен знать правильную стойку и уметь показать ее детям: голова прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу, образуя угол примерно 15-20̊.
Для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки у детей 3-4 лет разработано множество игр и упражнений.
Упражнения для выработки навыка правильной осанки.
И.п. - стоя спиной к стене.
1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазобедренных суставов, и угол его наклона уменьшается.
2. Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).
3.Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).
4.Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох).
Те же упражнения на вытягивание позвоночника можно выполнять сидя.
5.Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.
6.Сделать два-три шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить себя.
7.Сделать один-два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища – «обвиснуть». Выпрямиться, проверить осанку.
8. Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в и.п.
Все эти упражнения можно усложнять - выполнять, не прислоняясь спиной к стене.
Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника - выработка навыка правильной осанка. К сожалению, это трудная задача не столько для ребенка, сколько для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях - у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребенка. Всем остальным необходимо:
обеспечить условия для формирования правильной осанки;
знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;
сознательно и бережно относиться своему здоровью и одной из главных его опор - позвоночнику;
доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.
Упражнения на ощущение правильной осанки.
Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.
1.И.п. - стать спиной к стенке в основной стойке, так чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
2. И.п.- то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
3. И.п. - то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360 градусов, выпрямиться, вернуться к стенке.
Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.
Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и той же позе приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) - необходимое условие для нормального развития опорно-двигательного аппарата.
Существует множество игр для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки у детей. На первоначальном этапе обучения в играх «Встань прямо», «Подтянуться», «Держи голову прямо», «Хорошая и плохая осанка», «Покажи, как я» и др. дается подробное объяснение и показ правильной стойки. После того как дети научатся отличать правильную позу от неправильной, проводятся игры (с предметами и без предметов), направленные на усвоение правильного положения тела при ходьбе: «Пастухи и овцы», «Не потеряй», «Подражание» и др.
В процессе обучения стойке целесообразно использовать шаблон правильной постановки стоп треугольные деревянные дощечки, расположенные под углом 30̊ специальные отпечатки стоп и ряд других предметов и приспособлений: короткие и длинные гимнастические палки, веревку, набивные мячи, мешочки с песком.
Лечебное действие физических упражнений и игр объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Она благотворно влияет на нарушенные болезнью функции организма, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и физической нагрузки.
Заключение
Итак, лечебная физкультура - это применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний. Занятия лечебной физкультурой содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также к последующим заболеваниям и их осложнениям. Главное средство лечебной физкультуры - специально подобранные, методически оформленные физические упражнения и игры.
В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (6-7 лет). Задача дошкольных учреждений - предупредить заболевание опорно-двигательного аппарата - сколиоз.
Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями.
Исправление нарушений осанки - процесс длительный. Поэтому занятия должны проводиться систематически, не реже 3-х раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнением физических упражнений в домашних условиях. Нужно вводить эти упражнения в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, ритмическую гимнастику, физкультурные минутки.
Список литературы
1.Козырева, О. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки //Дошкольное воспитание.- №12.- 1998.- с.49-56
2.Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы /сост. О. Н. Моргунова.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.- с.3-10
3.Саркисян, А. Как выбрать правильную осанку у младших дошкольников //Дошкольное воспитание.- №2.- 1989.- с.46-52
4.Сидорова, Е. Принять правильную осанку //Дошкольное воспитание.- № 10.- 2006.- с.62-64
5.Рыжова, С. Гимнастика для детей с нарушениями осанки //Дошкольное воспитание.- №7.- 2008.- с.103-110