Измерение продольных размеров тела. Техника проведения антропометрических измерений у детей разного возраста Измерение длины тела не производят
Антропометрия – совокупность методов и приемов измерений особенностей человеческого тела. Она включает определение длинников, окружностей и массы тела.
А нтропометрические измерения дополняют и уточняют данные соматоскопии, дают возможность точнее определить уровень физического развития обследуемого. Повторные антропометрические измерения позволяют следить за динамикой физического развития и учитывать его изменения в процессе систематических занятий физической культурой и спортом.
Методика антропометрических исследований детей является достаточно унифицированной и предусматривает измерения тела стандартными измерительными инструментами.
Измерение длины тела у детей первого года жизни производят с помощью специального ростомера длинной 80 см и шириной 40 см. На его боковой стороне нанесена сантиметровая шкала, вдоль которой скользит подвижная поперечная планка.
Ребенка укладывают на ростомер на спину так, чтобы его голова плотно прилегала к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором наружный край глазницы и козелок уха находятся в одной вертикальной плоскости. Легким надавливанием на колени распрямляют ноги и плотно подводят под пятки подвижную планку ростомера. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.
Измерение длины тела ребенка старше 3-х лет производят с помощью ростомера и откидным табуретом или подвижного антропометра. На вертикальной стойке ростометра нанесены две шкалы: одна (справа) – для измерения длины тела стоя, другая (слева) – длины корпуса (длины тела сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно спущены, колени изогнуты, стопы плотно сдвинуты. При правильной установке ребенка пятки, ягодицы, межлопаточная область и затылок должны касаться вертикальной стойке ростомера. Голову устанавливают в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку подводят к голове без надавливания.
Измерение длины тела детей от 1 года до 3-х лет производят тем же ростомером, по тем же правилам, только ребенка устанавливают не на нижнюю площадку, а на откидную скамейку и отчет длины тела ведут по шкале слева.
Измерение высоты анатомических точек
Наиболее широко в своей практической деятельности при определении физического развития врачи пользуются следующими точками (рис.):
1. Верхушечная точка – наиболее высокая точка при стандартном положении головы. Исследователь стоит справа от измеряемого, держит антропометр в правой руке и устанавливает его строго вертикально в срединной вертикальной плоскости; линейку направляет на верхушечную точку и фиксирует ее левой рукой (линейка должна плотно касаться темени). При высокой прическе волосы следует предварительно расправить.
2. Верхнегрудинная точка – соответствует середине края яремной вырезки рукоятки грудины. Исследователь стоит справа от измеряемого. Подвижную муфту антропометра необходимо опустить вдоль штанги, выдвинуть нижнюю линейку на 15-20 см, нащупать рукой точку и приложить к ней свободный конец опущенной линейки.
3. Акромиальная (плечевая) точка – наружная точка акромиального отростка лопатки. При отыскании точки необходимо вначале прощупать ость лопатки и, поднимаясь по ней вверх, определить положение плечевой точки. Для проверки правильности нахождения необходимо движением руки в плечевом суставе проверить устойчивость точки: если она подвижна, значит, произошла ошибка в ее определении. При измерении высоты плечевой точки над полом исследователь стоит лицом к измеряемому, антропометр, как всегда, держит в вертикальном положении и устанавливает в сагитальной плоскости, проходящей через измеряемую точку.
4. Лучевая точка – соответствует верхнему краю головки лучевой кости. Последняя определяется прощупыванием на дне лучевой ямки под наружным надмыщелком плечевой кости. Исследователь стоит на колене сбоку от испытуемого, лицом к измеряемой точке.
5. Шиловидная точка – нижняя точка шиловидного отростка лучевой кости.
6. Пальцевая точка – соответствует нижней точке дистальной (крайней) фаланги третьего пальца кисти. Измеряется при остриженных ногтях, без давления на мягкие ткани.
7. Подвздошно-остистая точка – наиболее выдающая точка, соответствующая верхней передней подвздошной ости на тазовой кости.
8. Лобковая точка – соответствует верхнему краю лобкового симфиза. Она лежит примерно на границе волосистой части. Определяется эта точка прощупыванием верхнего края лонного сочленения через переднюю брюшную стенку по средней линии. Это легко сделать, если попросить испытуемого втянуть живот после предварительного выдоха.
9. Верхнеберцовая внутренняя точка – соответствует середине внутреннего мыщелка большеберцовой кости. Определяется прощупыванием суставной щели коленного сустава с внутренней стороны (это легко сделать, если попросить испытуемого, не сходя с места, слегка присесть и вновь восстановить прежнюю позу) и фиксацией верхней точки середины внутреннего мыщелка большеберцовой кости.
10. Нижнеберцовая точка – самая нижняя точка внутренней лодыжки на большеберцовой кости. Измерение рекомендуется проводить скользящим циркулем с привернутой муфтой. Если же приходится пользоваться антропометром, надо подвести линейку антропометра к нижнеберцовой точке снизу и зафиксировать ее значение (высоты над полом). В этом случае измеряемый помогает удерживать антропометр в вертикальном положении.
Рисунок. Расположение основных антропометрических точек:
1 - верхушечная; 2 - волосяная: 3 - лобная; 4 - верхненосовая; 5 - нижненосовая; 6 - подбородочная; 7 - шейная; 8 - надгрудинная; 9 - плечевая; 10 - среднегрудинная; 11 - нижнегрудинная; 12 - лучевая; 13 - пупочная; 14 - подвздошно-гребешковая; 15 - подвздошно-остистая; 16 - лобковая; 17 - вертельная; 18 - шиловидная; 19 - фаланговая, 20 - пальцевая; 21 - верхнеберцовая; 22 - нижнеберцовая; 23 - конечная; 24 - пяточная.
Одномоментно с длиной тела можно измерить высоту головы, высоту верхней части лица (верхнее лицо), длину ноги, определить положение средней точки тела, отношение верхнего и нижнего сегментов тела.
Высоту головы определяют измерением расстояния между подвижной планкой, приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от наиболее выдающейся части подбородка.
Верхнюю часть лица определяют изменением расстояния между подвижной планкой приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от нижненосовой точки (преддверия носа). Положение головы при измерении высоты головы и верхнего лица должно быть таким же, как и при измерении длины тела.
Для определения длины ноги сантиметровой лентой измеряют расстояние от большого вертела бедра до основания стопы. При трудностях пальпаторного определения вертельной точки ребенку перед измерением несколько раз сгибают ногу в тазобедренном суставе.
Для определения средней точки тела ребенка его длину делят пополам, полученный результат проецируют на срединную линию тела.
Нижний сегмент измеряют от верхнего края симфиза (лобковая точка) до основания стопы по средней линии тела.
Верхний сегмент определяют как разность между длиной тела и нижним сегментом.
Определение массы тела до трехлетнего возраста производят на чашечных весах с максимальной нагрузкой до 25 кг (точность измерения – 10 г), которые состоят из лотка и коромысла с двумя шкалами деления: нижняя – в килограммах, верхняя – в граммах. Перед началом взвешивания весы уравновешивают. Затем, при закрытом коромысле, на весы и ранне взвешенную пеленку укладывают полностью раздетого ребенка таким образом, чтобы голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ножки – на узкой. При взвешивании нижняя гиря должна помещаться только в имеющиеся на шкале вырезки (насечки). После определения массы тела коромысло закрывают, ребенка снимают с весов и после этого считывают результат (из показаний весов необходимо вычесть вес пеленки).
В последнее время широко используют электронные весы, которые значительно упрощают взвешивание.
Измерение массы тела детей старше 3-х лет поводят утром, натощак, желательно после мочеиспускания и дефекации.
В комплект входит ростомер до 220 см, благодаря этому измерение веса и роста проводится одновременно.
Механические весы оснащены направляющими роликами для перемещения
механические детские весы с передвижным и выгнутым лотком
рейка-ростомер для детских весов
Измерение окружностей проводят с использованием сантиметровой ленты. Необходимо следить, чтобы лента плотно прилегала к мягким тканям, а считываемый результат находился перед глазами исследующего.
Для измерения окружностей головы сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди – по надбровным дугам.
Для измерения длины тела используют ростомер, представляющий собой вертикальную планку с нанесенной на ней сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке. По вертикальной планке движется вверх-вниз планшет с горизонтально расположенным козырьком (рис. 16).
Выполнение процедуры:
1. Объяснить цель и ход процедуры, получить согласие пациента.
2. Обработать руки гигиеническим способом.
3. Подготовить ростомер к работе.
4. Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста.
5. Предложить пациенту встать в центре площадки (без обуви), спиной к вертикальной стойке.
6. Необходимо, чтобы пациент касался стойки не менее чем в 3 точках: пятками, ягодицами, лопатками.
7. Голову устанавливают так, чтобы наружный слуховой проход и глаз были на одной горизонтальной линии.
8. Скользящую планку ростомера опускают до соприкосновения с головой пациента (без надавливания).
9. Цифры на шкале у нижнего края планшета указывают длину тела больного.
10. Предлагают пациенту осторожно сойти с площадки ростомера.
Точность измерения - до 0,5 см.
Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см.
http://bono-esse.ru |
Рисунок 16.
Измерение роста пациента
Измерение массы тела (веса)
Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в течение суток от 1 до 1,5 кг. Взвешивание производят на медицинских весах, правильно установленных и отрегулированных. В настоящее время все большее применение находят электронные весы (рис. 17). Взвешивание производится утром натощак, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника.
Выполнение процедуры:
1. Включить весы
2. На цифровом табло дождаться появления нулей.
3. Предложить пациенту осторожно встать в центре площадки (без обуви), при необходимости - помочь пациенту.
4. Подождать пока весы зафиксируют вес.
http://mebelmed.ru |
6. Зафиксировать результат.
Рисунок 17.
Измерение массы тела
Измерение окружности грудной клетки
Окружность грудной клетки измеряют мягкой сантиметровой лентой. Измерение производят при спокойном дыхании, на максимальном вдохе и выдохе (рис. 18).
Для оценки физического развития используют главным образом данные антропометрических измерений (рост, вес, размеры отдельных частей тела и др.).
Измерение роста детей на первом году жизни. Измерение производят специальным ростомером в виде широкой доски длиной 80 см и шириной 40 см. С одной стороны доски нанесены деления в сантиметрах. У ее начала имеется неподвижная поперечная планка. В конце шкалы находится подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале.
Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени; правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к подошвам выпрямленных ног.
Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют росту ребенка. Точность таких измерений ± 0,5 см.
Измерение роста детей старшего возраста. Измерение производят ростомером, который представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8 - 10 см и толщиной 50х75 см. На вертикальной доске нанесены 2 шкалы деления (в см): одна (справа) для роста стоя, другая (слева) для измерения длины тела сидя. По ней скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.
Взвешивают детей с момента рождения до 2-3 лет на чашечных весах с максимально допустимой нагрузкой до 20 кг (рис. 23.3). Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя – в килограммах, верхняя - в сотых долях килограмма. У коромысла весов есть противовес. В случае, если весы не уравновешены, следует осторожно повернуть шайбу (микровинт) на противовес к себе или от себя, ориентируясь на указатели равновесия.
Техника взвешивания : сначала взвешивают пеленку. Ребенка укладывают на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножки – на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают ягодицами на широкую часть лотка, ноги – на узкой части. Класть ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытых коромыслах весов, стоя лицом к шкале весов. Показатели весов снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезки. После записи веса гири ставят на ноль, а коромысло весов – на предохранитель. Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Точность взвешивания ±10 мг.
Окружность головы измеряют сантиметровой лентой, которую проводят сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди – по надбровным дугам (рис.23.5).
Размеры большого родничка у грудных детей определяют, измеряя расстояние от середины одной из четырех сторон его к другой, противоположной, но не по диагоналям (от угла к углу).
Для измерения высоты головы применяют антропометр или специальный циркуль, один конец которого устанавливают на макушке головы, а другой – на наиболее выдающейся части подбородка.
Для характеристики физического развития ребенка большое значение имеет оценка особенностей его грудной клетки и живота, а также соотношение окружностей.
Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя (рис 23.6). Ленту накладывают сзади под углами лопаток, а спереди – по околососковым кружкам. У девочек пубертатного возраста спереди ленту проводят по четвертому ребру. Измерение у детей первого года жизни проводят в положении лежа, а у детей старшего возраста – стоя (руки опущены, дыхание спокойное).
Измерение груди проводят на высоте вдоха, при полном выдохе и при спокойном дыхании.
Для того чтобы измерить переднезадний и поперечный диаметры грудной клетки, пользуются особым циркулем. При измерении переднезаднего диаметра одну ножку циркуля помещают у нижнего конца тела грудины, а другую – на этом же уровне у остистого отростка позвоночника. Для определения поперечного диаметра ножки циркуля устанавливают по средней подмышечной линии на уровне нижнего края грудины.
Окружность живота измеряют на уровне пупка. Если живот значительно увеличен, измерительную ленту проводят в области наибольшего его выпячивания. Окружность живота у здорового ребенка должна измеряться до еды (большого значения для оценки состояния физического развития ребенка измерение живота не имеет). У больного ребенка такое неоднократное измерение бывает необходимо при наличии заболеваний, при которых происходят изменения в объеме живота (асцит, опухоли, метеоризм и пр.)
Длину туловища определяют по расстоянию от остистого отростка седьмого шейного позвонка до кончика копчиковой кости. У маленьких детей измерение туловища проводят в положении лежа на боку, у старших – в положении стоя: сантиметровая лента при измерении должна быть плотно приложена к поверхности спины.
Измерение конечностей . Длину конечностей измеряют антропометром Мартина, а при его отсутствии – обычной сантиметровой лентой.
Длину руки измеряют от акромиона до конца третьего пальца; длину плеча – от акромиона до верхушки локтевого сустава; длину предплечья – от локтевого сустава до середины запястья.
Окружность плеча определяют по области наибольшего развития двуглавой мышцы (верхней трети плеча). Измерение проводят два раза: сначала при свободно опущенной руке и расслабленных мышцах и затем – при напряженном состоянии мышц. Ребенка просят поднять руку до уровня плеча, и, согнув ее в локте, насколько возможно напрячь мышцы.
Длину ноги измеряют от большого вертела бедра до уровня подошвы; длину бедра – от большого вертела до коленного сустава; длину голени – от коленного сустава до лодыжки. Окружность бедра измеряют приблизительно на уровне промежности в наиболее широкой части бедра; измерительную ленту проводят горизонтально непосредственно под ягодичной складкой.
Окружность голени определяют на икроножных мышцах, на уровне их наибольшего объема.
23.2.Оценка физического развития детей разного возраста.
Физическое развитие ребенка Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет как суммарный индикатор состояния здоровья отдельного ребенка и популяции, а показатели физического развития детей раннего возраста как критерий оценки социально-экономического развития отдельного региона, страны. Мониторинг физического развития детей раннего возраста ВОЗ считает одним из наиболее эффективных мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками по снижению уровня смертности и заболеваемости детей раннего возраста. Оценка физического развития ребенка до 3 лет проводится на основании «Норм роста», которые разработаны ВОЗ в 2006 году и рекомендованы, как международный стандарт физического развития ребенка во всех странах независимо от этнической принадлежности, социально-экономического статуса и вида питания. Данные нормы (стандарты) физического развития детей раннего возраста необходимо использовать:
Медицинским работникам: как эффективный инструмент скрининговой оценки физического развития детей раннего возраста для своевременного выявления отклонений от нормы и заболеваний, консультирование родителей, назначения в случае необходимости необходимого обследования и лечения;
Организаторам здравоохранения: как инструмент для обоснования необходимости разработки государственных и региональных программ, направленных на реализацию права ребенка на нормальное физическое развитие, поддержку грудного вскармливания, обеспечение рационального питания, повышение доступности и качества медицинской помощи детям и матерям;
Родителям: как инструмент, который позволяет семье вместе с медицинскими работниками более эффективно осуществлять мониторинг физического развития ребенка, понимать важность и необходимость выполнения рекомендаций по вскармливанию и питанию, своевременно обращаться за медицинской помощью.
Оценка физического развития проводится при каждом обязательном медицинском профилактическом осмотре ребенка. Медицинской сестрой выполняются антропометрические измерения (взвешивание, измерение длины / роста и окружности головы). Полученные данные наносятся на соответствующие графики физического развития, которые заполняются отдельно для мальчиков и девочек. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за определенный период времени и выявить проблемы физического развития. Также необходимо обратить внимание на динамику показателей за период наблюдения за ребенком.
Оценка физического развития детей старшего возраста также проводится на основании результатов антропометрических исследований, путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Для этого используют метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам и метод антропометрических стандартов. Метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам базируется на знании основных закономерностей увеличения массы и роста, окружностей головы и грудной клетки. Следует отметить, что этот метод дает лишь приблизительную картину физического развития ребенка и редко используется педиатрами.
Метод антропометрических стандартов точный, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравниваются с нормативными соответственно возрасту и полу ребенка. Существуют регионарные таблицы стандартов двух типов: сигмальных (параметрического) и центильных (непараметрического).
Метод сигмальных стандартов . Суть данного метода заключается в сравнении полученных показателей по каждому признаку со средними (стандартными) данными, разработанными на основе проведения массовых антропометрических обследований детей разного возраста. Результаты сопоставления антропометрических данных со стандартными позволяют оценить каждый признак в отдельности.
Существенным недостатком данного метода является то, что каждый признак оценивается отдельно, без взаимосвязи с другими показателями.
Метод центильных стандартов . Суть метода заключается в следующем: все результаты измерений одного признака располагаются в восходящей градации в виде упорядоченного ряда. Этот упорядоченный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов. Попадания в них имеют равные вероятности, но диапазоны таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Центральной тенденцией упорядоченного ряда является пятидесятый центиль - медиана. Обычно для характеристики распределения приводят не все 100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й.
Промежутки между центильным вероятностями называют центильным интервалами (коридорами). Этот метод не математический и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он достаточно прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и потому широко используется в мире. В подавляющем большинстве случаев отклонения от стандартных темпов роста массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушениях в состоянии здоровья и требуют тщательного анализа ситуации с применением соответствующих мер.
Контрольные вопросы
1. Антропометрические измерения и особенности их проведения у детей разного возраста.
2. Особенности проведения оценки физического развития детей разного возраста.
Антропометрия - исследование физического развития человека: определение длины и массы тела, окружности груди, функции дыхания (спирометрия), силы мышц (динамометрия). Простейшие антропометрические исследования проводит медицинская сестра.
Измерение длины тела производят с помощью ростомера. Вертикальная стойка прибора укреплена на площадке и имеет сантиметровые деления; вдоль стойки передвигается горизонтально расположенная планшетка. Больной стоит спиной к стойке, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Голова должна быть в таком положении, чтобы верхний край наружного слухового прохода и углы глаз были на одной горизонтальной линии. Планшетку опускают на голову и отсчитывают деления на шкале до нижнего края планшетки. В некоторых случаях длину тела измеряют в положении больного сидя: тогда к высоте сидящего больного прибавляют расстояние от скамеечки до пола.
Взвешивание производят на медицинских весах, которые должны быть правильно установлены и хорошо отрегулированы. Больных взвешивают при поступлении в лечебное учреждение, а затем не реже одного раза в неделю, при необходимости - чаще. Взвешивание производят в одних и тех же условиях - натощак, в нательном белье, после освобождения мочевого пузыря и желательно кишечника.
Тяжелобольных можно взвешивать в положении сидя, предварительно взвесив стул. Важно, чтобы больной осторожно становился на середину площадки при опущенном затворе, избегая резких толчков. Когда равновесие достигнуто, затвор поднимают.
Измерение окружности груди производят сантиметровой лентой, накладывая ее спереди по IV ребру, а сзади - под лопатками. Руки больного опущены, дыхание спокойное. Измерение производят во время выдоха и на высоте максимального вдоха.
Спирометрия - измерение дыхательного объема легких. С помощью спирометрии определяют жизненную емкость легких (ЖЕЛ), которая у мужчин равна 3500-4500 см 3 , у женщин - 2500-3500 см 3 . Спирометрию применяют при обследовании здоровых людей, особенно спортсменов, в домах отдыха и санаториях, а также при заболеваниях легких и сердца. Для спирометрии применяют различные видоизменения спирометра Гетчинсона, состоящего из двух цилиндров емкостью 6-7 л, вставленных один в другой. Наружный цилиндр наполняют водой, а внутренний опрокинут вверх дном и уравновешен двумя гирями со шнурами, идущими через блоки. В полости внутреннего цилиндра имеется трубка, внутренний конец которой находится выше уровня воды. На наружный край трубки надевают резиновую трубку со сменным стерилизованным стеклянным или резиновым наконечником. Существуют портативные переносные спирометры. Для проведения спирометрии больному предлагают сделать самый глубокий вдох, зажать нос и медленно произвести максимальный выдох через стеклянный наконечник, взятый в рот. Выдыхаемый воздух поднимает внутренний цилиндр прибора, и по шкале на поверхности цилиндра или на боковой части аппарата определяют объем выдыхаемого воздуха. После каждого больного медицинская сестра меняет наконечник. Использованные наконечники складывают в банку, затем хорошо промывают проточной водой с мылом и помещают в стерилизатор для кипячения.
ЖЕЛ можно определить и без спирометра, но этот метод сугубо ориентировочный. Считают, что взрослый здоровый человек может на выдохе громко и отчетливо сосчитать от 30 до 40. Если больной сосчитает 10 или немногим больше, то это указывает на снижение ЖЕЛ примерно до 30% нормальной величины.
Динамометрия . Измерение силы различных мышечных групп человека производится обычно прибором с металлической пружиной, соединенной со стрелкой циферблата. Применяют также ртутные, гидравлические, электрические и маятниковые динамометры. В последнее время используют полидинамический станок, предложенный А. В. Коробковым и Г. И. Черняевым, позволяющий добиться изолированного действия различных групп мышц и измерить их силу в равных условиях.
Измерение окружности живота . При нарушении кровообращения, циррозе печени, опухолях может постепенно скапливаться жидкость в брюшной полости (асцит). Для выявления асцита больным ежедневно утром натощак измеряют окружность живота. Сантиметровую ленту помещают на уровне пупка спереди и III поясничного позвонка сзади. Увеличение живота хотя бы на один сантиметр может указать на скопление жидкости в брюшной полости.
ПОКАЗАТЕЛИ ГЕМОСТАЗА
Коагулограмма
Фибриноген 2-4 г/л
Протромбиновый индекс 80-100%
Ретракция кровяного сгустка 40-50%
Время рекальцификации плазмы 30-60 сек.
Толерантность плазмы к гепарину 2-3 мин.
Тромбиновое время 8-10 сек.
Тромботест IV-V ст.
Факторы: VII1, IX 50-150%
Длительность кровотечения 2-4 мин.
Время свертывания по Бюргеру (из пальца) – 5-6 мин.
По ЛИ-Уайту (из вены) – 6-10 мин.
ОБЩИЙ БИЛИРУБИН КРОВИ (МКМОЛЬ/Л)
Новорожденные: 1 сутки - 50;
2 сутки - 85;
4 сутки - 115;
5 сутки - 108;
7 сутки - 67;
8-14 сутки - 55;
1 мес.-15 лет – 8-20.
Свободный (непрямой) – 75% от общего количества.
Связанный (прямой) – 25% билирубина.
АСТ – 0,1-0,45 мкмоль/мл/час.
АЛТ – 0,1-0,68 мкмоль/мл/час.
НОРМАЛЬНЫЙ БИОЦЕНОЗ КИШЕЧНИКА
Общее количество кишечной палочки 300-400 млн/г
Кишечная палочка со слабовыраженными ферментативными свойствами до 10%
Лактозонегативные энтеробактерии до 5%
Гемолизирующая кишечная палочка-
Кокковые формы в общей сумме микробов до 25%
Бифидобактерии 10 11
Спороносные анаэробы +
Молочнокислые микробы 10 10
Микробы рода протея –
Грибы рода Candida –
КОПРОГРАММА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Мышечные волокна +
Крахмальные зерна
Запах – каловый, нерезкий
Консистенция – кашицеобразный (у детей раннего возраста), оформленный
Цвет – зависит от вида принимаемой пищи
Слизи, гноя, крови нет
Мышечные волокна до +
Нейтральный жир +
Жирные кислоты +/-
С калом должно выделяться не более 10% от жира, введенного с пищей
Детрит ++
Неперевариваемая клетчатка от + до ++
Перевариваемая –
Крахмал –
Иодофильные бактерии –
Лейкоциты 0-4 в п/зр.
Эритроциты –
Эпителий цилиндрический +
Простейшие –
Яйца глистов –
ПРИЛОЖЕНИЕ №5.
МЕТОДИКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Антропометрические исследования должны проводиться в первой половине дня, в помещении с температурой воздуха, оптимальной для конкретной возрастной группы, и с естественным освещением. Инструментарий для этих исследований должен быть стандартизованным и подвергаться дезинфекции.
Измерение длины тела у детей первого года жизни производят с помощью специального ростомера в виде доски длиной 80см и шириной 40см. На его боковой стороне нанесена сантиметровая шкала, вдоль которой скользит подвижная поперечная планка.
^ Измерение длины тела ребенка старше 3 лет производят с помощью вертикального ростомера с откидной скамейкой. На стойке ростомера нанесены 2 шкалы. Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. При правильной установке ребенка пятки, ягодицы, межлопаточная область и затылок должны касаться вертикальной стойки ростомера. Голову устанавливают в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку подводят к голове без надавливания. Отсчет длины тела ведут по шкале справа.
Измерение длины тела детей от 1 года до 3 лет производят тем же ростомером, по тем же правилам, только ребенка устанавливают не на нижнюю площадку, а на откидную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева. Измерение проводится с точностью до 0,5см.
Измерение окружностей проводят с использованием сантиметровой ленты. Необходимо следить, чтобы лента плотно прилегала к мягким тканям, а считываемый результат находился перед глазами медработника. Измерение окружности грудной клетки проводят у грудных детей в положении лежа, у старших детей - стоя. Ребенок должен находиться в состоянии покоя, руки опущены. Начало сантиметровой ленты должно находится в левой руке со стороны подмышки, сзади лента проводится под углом лопаток, а спереди - по нижнему краю ареолы соска. У девочек с развитыми грудными железами лента спереди проводится по четвертому ребру над грудными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.
Измерение окружности головы проводят сантиметровой лентой, располагая её сзади на затылочном бугре, спереди по надбровным дугам.
Измерение окружности плеча проводят при расслабленной мускулатуре руки на границе верхней и средней трети плеча, располагая сантиметровую ленту перпендикулярно длиннику плечевой кости.
Измерение окружности бедра проводят в положении лежа при расслабленной мускулатуре ноги, располагая сантиметровую ленту под ягодичной складкой, перпендикулярно длиннику бедренной кости.
Измерение окружности голени проводят также в положении лежа при расслабленной мускулатуре ноги, располагая сантиметровую ленту в области наибольшего развития икроножной мышцы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Чернышов, В.Н. Поликлиническая педиатрия: учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов / В.Н. Чернышов, А.А. Сависько, А.А. Лебеденко, М.С. Касьян, Т.Б. Козырева, В.Д. Павленко, Т.Д. Тараканова, Л.С. Щербак, С.Г. Гончаров. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2007.- 448 с.
2 Макарова, В.И. Руководство по клиническому исследованию ребенка: учебное пособие для студентов медицинских вузов / В.И. Макарова, Л.В. Титова, М.А. Калинин, Л.И. Меньшикова, И.В. Бабикова, Н.И. Кондакова, В.А. Плаксин, А.И. Макаров. – издание 2, исправленное и дополненное.- Архангельск: СГМУ, 2002.- 278 с.
3 Дроздов, А.А. Пропедевтика детских болезней: учебное пособие / А.А. Дроздов, Г.И. Дядя, О.В. Осипова. – М.: Эксмо, 2007.- 352 с. – (Полный курс за 3 дня).
4 Соколова, Н.Г. Педиатрия для фельдшера: учебное пособие для студентов средних медицинских учреждений / Н.Г. Соколова, В.Д. Тульчинская. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 448 с.
5 Воронцов, И.М. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских институтов / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. - М.: Фолиант, 2009.- 1008 с.
6 Юрьев, В.В. Пропедевтика детских болезней. Практикум: учебное пособие для студентов медицинских вузов / В.В. Юрьев, Е.И. Алешина, Н.Н. Воронович, В.И. Пуринь, А.Я. Пучкова, М.М. Хомич, М.В. Эрман. – СПб: Питер, 2003.- 352 с.: илл.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
МАР | – малые аномалии развития |
БР | – большой родничок |
ММ | – миллиметры |
СМ | – сантиметры |
ФР | – физическое развитие |
САД | – систолическое Артериальное давление |
ДАД | – диастолическое Артериальное давление |
СОЭ | – скорость оседания Эритроцитов |
Нв | – гемоглобин |
АЛТ | – аланинтрансфераза |
АСТ | – аспарагинтрансфераза |
ОАК | – общий анализ крови |
ОАМ | – общий анализ мочи |
г | – грамм |
кг | – килограмм |
УЗИ | – ультразвуковое Исследование |
ФАП | – фельдшерско – акушерский Пункт |
ЦНС | – центральная нервная Система |
ЧСС | – частота сердечных Сокращений |