Что дает человеку аутотренинг. Упражнения аутогенной тренировки
Основным условием аутотренинга является возможность принять удобное положение и расслабиться, как физически, так и психологически. Освоив технику самовнушения, можно применять её не только дома, но и в любом общественном месте в «бесполезное время»: в транспорте, на улице. Однако, начиная заниматься, лучше выбрать тихое спокойное место.
Вторым обязательным условием успешного применение техники аутотренинга можно назвать уверенность в том, что это работает.
Вспомните возросшую силу сжатия вашей руки, которая увеличивается только благодаря вашей ВЕРЕ в это.
Примечание
Совершенно очевидно, что занятия, проходящие с настроением сомнения или критическим отношением к методике, как правило, не дают желаемого результата (как и вообще любые методики). Ведь, как уже упоминалось, требует персональной мотивации человека, а следовательно, его заинтересованности в результате.
В продолжении предыдущей статьи, рассмотрим психотехнику аутотренинга.
Техника аутотренинга
Непосредственное занятие аутотренингом можно условно разбить на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
- Подготовка заключается в максимальном физическом и психическом расслаблении.
- Основная стадия сводится к внушению себе заранее подготовленной формулы.
- Выход из «рабочего» состояния должен проводиться плавно с использованием специальной методики – к этому сводится заключительный этап занятия.
Практику стоит начать с классических упражнений по аутотренингу, проводимых в одной из трёх основных позиций:
- лёжа (лучше на подушке),
- полулёжа (голова должна откидываться на подголовник или подушку)
- в позе «кучера» (эта поза предпочтительна, поскольку подходит для использования в любых помещениях, где есть сиденье)
Поза кучера
Необходимо сесть на край стула, дивана, кресла, широко расставив ноги, слегка наклонить голову, расслабив мышцы шеи, опустить плечи и согнуть спину, опираясь предплечьями на бедра, максимально расслабиться и закрыть глаза).
Выбор позы для занятий должен быть основан на двух принципах: тело должно быть расслаблено; позиция должна быть устойчивой.
Подготовка к аутотренингу
В классической теории аутотренинга используют шесть основных упражнений:
«Тяжесть»
«Тепло»
«Пульс»
«Дыхание»
«Солнечное сплетение»
«Прохладный лоб»
Каждое из этих упражнений имеет определённое действие. Остановимся на них подробнее
1. «Тяжесть»
Упражнение «тяжесть» направлено на расслабление мышечного тонуса. Концентрируясь на реальной тяжести тела, человек невольно расслабляется, поэтому для достижения обратного эффекта, важно научиться эмоционально ощущать эту тяжесть.
Это очень простое упражнение. Примите наиболее комфортную для вас позу из тех, что подходят для аутотренинга, сосредоточьтесь на спокойствии.
Затем сконцентрируйте внимание на реальной тяжести правой или левой руки. Продолжайте наблюдать это состояние спокойствия и тяжести, распространяющейся по телу вместе с расслаблением разных групп мышц, пока не начнёте отвлекаться. Выйдите из состояния аутотренинга.
2. «Тепло»
Второе классическое упражнение «тепло» основано на физиологическом перераспределении крови в процессе расслабления организма. По мере погружения в пограничное состояние сознания кровь приливает к мелким сосудам кожи, вызывая ощущение тепла. Концентрируясь на этом тепле, можно вызвать реакцию притока крови, например, к сосудам головного мозга, и тем самым улучшить их кровоснабжение.
Упражнение проводится так же, как и предыдущее, только после сосредоточения на тяжести, необходимо сконцентрироваться на тепле правой, а затем левой руки.
Примечание
Важно, чтобы во время этого упражнения руки были изначально тёплыми. Если руки холодные, разотрите их, как будто вы только что пришли с мороза. Иначе сосредоточиться на тепле рук будет сложно.
3. « Пульс»
Упражнение «пульс» или, как его ещё называют «сердце», связано с замедлением ритма сердцебиения в процессе расслабления организма.
Это упражнение очень полезно при заболеваниях сердца, оно оказывает замечательное действие во время нервного напряжения. Наверняка, вы замечали, что в стрессовых ситуациях сердце начинает буквально колотиться в груди. Сосредоточившись во время аутотренинга на пульсации крови, можно нормализовать ритм сердечных сокращений и быстро успокоиться.
Практически это занятие повторяет два вышеописанных, только после сосредоточения на тяжести и тепле, необходимо ощутить собственный пульс и сконцентрироваться на нём.
Полезная фишка
Освоить это упражнение будет легче, если сначала научиться ощущать пульсацию крови в руках или ногах. Для этого попробуйте крепко сжать руки «замком», а затем расслабьте их, положив перед собой на стол или на колени — вскоре вы почувствуете свой пульс.
4. «Дыхание»
Следующее упражнение «дыхание» основано на связи между аутогенным состоянием и спокойным ровным дыханием.
Это упражнение должно объединить ощущения всех предыдущих: спокойствие, тяжесть тела, тепло, ровное сердцебиение должны сопровождаться спокойным лёгким дыханием через нос, как во сне.
Пассивно созерцайте процесс дыхания до тех пор, пока не начнёте отвлекаться. Длительное сосредоточение на дыхании не требуется. Концентрируясь на дыхании, вы углубляете пограничное состояние сознания, в котором самовнушение происходит легко и эффективно.
5. «Солнечное сплетение»
Пятое классическое упражнение аутотренинга по Шульцу называется «солнечное сплетение». Оно основано на приливе крови к группе нервных центров, находящихся чуть выше пупка, в процессе общего расслабления организма. Концентрируясь на солнечном сплетении, человек может нормализовать кровоснабжение внутренних органов.
Чтобы правильно представлять себе, где именно находится этот нервный центр, можно растереть по часовой стрелке кожу живота примерно посередине между пупком и нижним краем грудины. Добавьте в предыдущее упражнение сосредоточение на тепле, ощущаемом в области солнечного сплетения, перемещая это тепло вглубь брюшной полости.
6. «Прохладный лоб»
Последнее упражнение «прохладный лоб» связано с отливом крови от головы при переходе в аутогенное состояние. Это упражнение хорошо снимает головную боль и умственное напряжение, создаёт благоприятные условия для интеллектуальной деятельности.
Различие между вторым классическим упражнением, где мы вызывали ощущения тепла, и последним, где необходимо ощутить прохладу, в объекте сосредоточения: в упражнении «тепло» внимание концентрируется на ощущении тепла, вызванного притоком крови к кожным покровам, а в упражнении «прохладный лоб» необходимо обращать внимание на прохладу воздуха, соприкасающегося с тёплой кожей лба.
Освоив классические упражнения аутотренинга, можно переходить непосредственно к индивидуальной аутогенной тренировке. Пропускать подготовительные упражнения не рекомендуется, поскольку они являются основой для погружения сознания в правильное состояние, наиболее подходящее для изменения личностных установок.
Основная стадия аутотренинга
Эта работа начинается с осознания того, что же вам в себе не нравится, что вы хотите изменить, или чего желаете достичь, занимаясь аутотренингом.
Этот этап занятий называется аутогенной модификацией.
Чётко представляя себе, что мы хотим изменить, необходимо заранее составить формулу аутотренинга, формирующую позитивную установку на достижение поставленной цели.
Основные требования к формулировке просты:
- во-первых, она должна быть короткой ,
- во-вторых, индивидуальной ,
- в-третьих, позитивной .
Важно понять, какое эмоциональное состояние связано лично у вас с поставленной задачей, и подобрать для этого образа-ощущения соответствующие слова, произнесение которых будет лично у вас вызывать желаемое состояние.
- Вот несколько советов по формулированию задания для аутотренинга:
- Фраза-формула должна быть утвердительной и положительной, то есть вопросы и отрицания не годятся для аутотренинга;
- Предложение должно звучать от первого лица («я уверен в себе») и не содержать в себе обобщений;
- Фраза строится в настоящем времени, а не в будущем («я здоров», а не «я буду здоров»);
- учше использовать несколько однотипных формулировок, чем одну («я уверен в себе», «я чувствую уверенность в себе» и «я уверенный в себе человек» лучше, чем одна из этих фраз);
- Апеллировать к разным сферам восприятия при построении формулировок лучше, чем использовать только одну сферу восприятия (если человек реагирует на звуки лучше, чем на зрительные образы, это не повод использовать формулы типа «я слышу шаги своей удачи», лучше задействовать все типы восприятия, используя разные фразы).
И, главное, в который раз ВЕРИТЬ в то что сказанное — ИСТИНА!
Конечно, для начала можно использовать и готовые тексты для аутотренинга. Но в идеале лучше подготовить свою собственную формулу самовнушения.
При этом вся прелесть заключается в том, что для занятий аутотренингом вам не потребуется руководство профессионала (это имеет смысл только для освоения классических упражнений на начальном этапе занятий).
Аутотренинг ценен именно тем, что вы можете использовать его, не опасаясь постороннего влияния на собственную психику.
Вы сами ставите перед собой задачу, и сами ищете пути её достижения, используя описанную здесь технику аутотренинга или любые другие известные вам методы.
Выход из аутогенной тренировки
Остановимся немного на технике выхода из аутогенного состояния.
Чтобы после завершения занятия по аутотренингу чувствовать себя максимально отдохнувшим и полным сил, необходимо выполнять выход постепенно.
Выполнив программу самовнушения, сосредоточьтесь на ощущениях спокойствия и полного восстановления сил, подумайте, что сейчас будете заканчивать занятие.
Техника выхода
Техника выхода из аутогенной тренировки:
Напрягите руки и сожмите кулаки, почувствуйте силу в руках и во всём теле, затем, не разжимая рук, поднимите их над коленями.
Выдохните, а на вдохе поднимите руки вверх, выпрямляя спину, одновременно поднимите лицо вверх.
Затем быстро выдохните ртом, откройте глаза и разожмите кулаки.
Если вы занимаетесь аутотренингом перед сном, то выполнять выход из рабочего состояния по этой методике не нужно: просто посидите немного с закрытыми глазами, потом выпрямите спину и откройте глаза.
Есть несколько общих рекомендаций, придерживаясь которых вы сможете быстрее освоить приёмы аутогенной тренировки. В открытых источниках можно найти множество готовых аутотренингов для достижения определённых задач: омоложения, борьбы с вредными привычками, — однако использовать их следует, переделывая под себя.
При этом, прослушивание текстов готовых аутотренингов в записи, даже если эту запись сделали вы сами, снижает эффективность техники, поскольку отвлекает внимание на внешние раздражители. По той же причине не рекомендуется заниматься аутотренингом под музыку, однако перед занятием послушать мелодию, которая настраивает вас на расслабление и улучшает настроение, не возбраняется.
Вывод:
Техники аутотренинга призваны помочь нам в стремлении к самосовершенствованию.
Самовнушение же может стать подспорьем в борьбе с вредными привычками и отрицательными качествами характера.
При этом ПРЕОДОЛЕВ хотя бы один свой недостаток, человек ПОЛУЧАЕТ такой заряд уверенности в себе, которого хватает на ДОЛГИЕ месяцы и даже ГОДЫ успешной деятельности в ЛЮБОЙ сфере жизни.
Обращаю ваше внимание, что заниматься следует достаточно длительно, поскольку наибольший эффект аутотренинга проявляется в долгосрочной перспективе (из собственного опыта занятий). Однако, несмотря на то, что всем нам хочется моментально получить желаемый результат, решившись освоить , необходимо заниматься ежедневно, избегая при этом принуждения.
Но вместе с тем, даже ОДНО ЗАНЯТИЕ способно дать ОТЛИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, если воспринимать его как полезный опыт самонаблюдения и релаксации.
Внимание!
И, кстати, аутотренингом НЕЛЬЗЯ заниматься на фоне развивающихся инфекционных заболеваний!
Хочешь изменить мир к лучшему? Начни с себя! Займись аутотренингом!
Действуй!
С уважением, Вадим Берлин.
Нужно больше минералов? Читай еще:
Электронный журнал “Секреты самогипноза и аутотренинга” Выпуск 5
Здравствуйте дорогие читатели!
В прошлом выпуске
В прошлом выпуске шла речь о том, как развивалась методика аутогенной тренировки и о том, как будет подаваться материал по ее освоению и практическому использованию.
В этом выпуске
Упражнение-тест на самомотивацию
На складной лодке через океан (история для поднятия “боевого духа”)
Почему так много людей начинали, но так и не освоили АТ?
Процентов 80 из всех, кто занимался и сейчас занимается на моих очных и заочных курсах, пытались самостоятельно освоить АТ. Большая часть бросала через несколько недель так и не получив каких-либо заметных результатов.
В чем же основные причины неудач самостоятельных попыток освоения АТ?
1. Первый «секрет» кроется в самом названии «Аутогенная тренировка». Именно тренировка. А любая тренировка подразумевает, во-первых, регулярность занятий. Это так же, как в занятиях спортом. Невозможно за две недели превратиться из «задохлика» в «атлета», какой бы замечательной системой тренировок вы не пользовались, какие бы уникальные тренажеры, штанги и гантели вы не приобрели. Также и в аутотренинге. Успех закономерно появляется в результате регулярных тренировок, а не потому, что вы узнали какую-то «секретную формулу» или особенно «правильный» способ самовнушения.
Свою отрицательную роль сыграли здесь, конечно, и «трехстраничные» курсы аутотренинга. Это я о статейках в популярных глянцевых (и не очень) журналах, где любят давать советы типа: справиться со стрессом вам поможет аутогенная тренировка. Повторяйте 6 раз … и через некоторое время вы почувствуете… Создается такая иллюзия даже не простоты, а примитивизма. Но, это только до того момента, года человек действительно начинает пробовать освоить АТ. Вот тогда-то и появляется масса вопросов, ответов на которые в журнальчике нет…
2 . Часто про аутотренинг пишут, что он тренирует волю и якобы именно с помощью мощных волевых усилий его «адептам» удается управлять внутренними процессами. Это, пожалуй, самое серьезное заблуждение, которое не просто мешает освоению АТ, а делает его практически невозможным. Волевые усилия – это как раз то, от чего надо практически полностью отказаться во время аутотренинга.
Вообще, это самый тонкий момент в ПСР вообще и в аутотренинге, в частности – пассивная концентрация внимания и использование силы слов и образов. В обычной жизни мы привыкли, что саморегуляция – это когда надо «заставить» себя делать что-то такое, что «надо», но «не хочется». При этом, чем больше усилий – тем лучше результат. Но психическая саморегуляция – это способность управлять исходно не произвольными процессами. А они потому и называются исходно не произвольными, что не поддаются волевому контролю. Поэтому, как не напрягайся, согреть руку с помощью волевых усилий не удастся. Скорее, произойдет обратный эффект. Чем больше будет волевых усилий, тем выше будет психическое напряжение и, как следствие, сосуды рук начнут сужаться, температура падать. Часто именно на этом этапе люди и бросают АТ.
В нашем курсе этому вопросу будет уделено максимум внимания. И будет много дополнительных упражнений как раз на развитие именно этого навыка. Кстати, а упражнение из предыдущего выпуска вы выполняли? Обратили внимание, как трудно просто наблюдать, не вмешиваясь в процесс дыхания? Суть этого упражнения в том, что сконцентрировать внимание на чем-то и не вмешиваться в это невозможно, если сохранять жесткий стиль сосредоточения. Это упражнение – очень хороший способ развивать пассивную концентрацию внимания. Заметьте, что выполнять это упражнение можно практически где угодно. Я настоятельно рекомендую вам использовать это упражнение в ситуациях вынужденного ожидания, в которые мы довольно часто попадаем. Например, в приемной у шефа или пока “грузится” ваш любимый компьютер J . Да полно таких моментов каждый день возникает. И вместо того, чтобы томиться в ожидании, делайте простые упражнения на развитие внимания, которые я буду вам предлагать.
3. Некоторым людям действительно трудно освоить АТ самостоятельно, особенно по классической методике (об этом в прошлом выпуске уже частично говорили). Все люди разные, то, что одним дается легко, другим приходиться упорно осваивать. Но, дело не в том, что одни могут освоить АТ, а другие нет, просто нужен более индивидуальный подход, который, конечно, даже самая хорошая книга не может обеспечить.
Например, такой известный прием из гипноза и самогипноза как «левитация» руки (это когда рука как бы сама поднимается, самопроизвольно; мы это упражнение обязательно будем осваивать, но позже). По «книжке» его обычно могут процентов 20-30 людей освоить. На моих очных тренингах 100% участников осваивают этот прием за 10-15 минут, на заочных – также 100%, но после одной-двух консультаций.
Итак, как я уже выше говорил, основа успеха – регулярные занятия. Но, чтобы регулярно заниматься, должна быть ясная цель – зачем мне это нужно. Самый типичный ответ на вопрос о том, почему человек бросил заниматься является: «Как-то времени нет». Это, конечно, отговорка. Уж 10 минут в день всегда можно найти если хочешь. Особенно занятно это слышать от заядлых курильщиков, которые несколько часов в день проводят в «перекурах», на которые легко находят время. Так что без серьезной мотивации трудно рассчитывать на успех.
Но, есть и хорошая новость по этому поводу. Основные трудности с регулярностью занятий возникают в первые месяц-полтора. Потом, это входит в привычку, да и результаты реальные появляются. Мне, например, не нужно напоминать себе, что надо АТ позаниматься. Я просто использую его для различных целей, которые возникаю практически каждый день. Например, отдохнуть или настроиться на конкретную работу (да, и перед тем, как писать очередной выпуск рассылки я тоже использую АТ, чтобы писалось «легко и свободно»J ).
Ставим цели!
В общем, надо вам, дорогие читатели всерьез задуматься над тем, чего вы хотите достичь в жизни вообще и с помощью АТ, в частности. Это, кстати, одно из самых важных подготовительных упражнений этого курса. Только отнеситесь к этому серьезно и выделите достаточно времени. А теперь, самое главное. Обязательно запишите свои цели и постарайтесь быть максимально конкретными. Вообще, у нас будет еще отдельная тема по целеполаганию, но это позже. Сейчас, основная задача этого упражнения – создать сильную мотивацию, которая поможет вам регулярно заниматься.
В Америке проводилось исследование, о том, на сколько важно иметь четкие жизненные цели. Например, оказалось, что среди учащихся одного колледжа только 5% имели четкие (и главное прописанные на бумаге) цели. Через несколько лет (не помню уже точно через сколько лет проверяли) эти 5% зарабатывали больше чем остальные 95 вместе взятые.
Можно сказать, что это упражнение – тест на серьезность намерений. Кто реально проделает его (т.е. письменно) имеет и самые реальные шансы на успех. Я проводил исследование похожее на то, что описано выше, но в приложении к АТ. На своих очных тренингах я тоже даю такое задание: «записать все цели, которые вы хотите достичь с помощью АТ». Самое интересно, что когда люди просматривают свои записи месяца через 3 (примерно столько и курс длиться), оказывается, что многое из того, что они хотели – как-то само реализовалось. Но, такое бывает, как правило, только у тех, кто потрудился все свои «хотелки» действительно хорошо осмыслить и записать. Здесь нет ни какого чуда. Просто, таким образом, вы формируете мощную установку, которая воспринимается подсознанием примерно так: «Это цели, которые я достигну, занимаясь АТ и каждый раз, когда я выполняю упражнения аутотренинга, это способствует достижению этих целей». А то, что эти цели записаны на бумаге, придает им больший вес с точки зрения подсознания. Ведь не даром, все серьезные договоренности принято оформлять письменно, а в нашей культуре вообще к бумагам большое уважение (без бумажки ты…J ).
Несколько слов о том, как писать. Еще раз повторяю, что на этом этапе важнее, что вы вообще это проделаете. Все же несколько общих замечаний. Общеизвестно, что писать надо о том, что хочешь получить, а не о том, чего не хочешь. Т.е., вместо «не болеть» – «быть здоровым». Но «быть здоровым» – слишком общее понятие. Задавайте себе побольше вопросов типа: «А что для меня значит быть здоровым? А как я себя при этом буду чувствовать, как другие люди будут тогда ко мне относиться и т.д.». Отвечая себе на подобные вопросы, в итоге, вы можете придти к более личному определению, например, такому: «хочу «зажигать» до 100 лет, а потом решу что дальше делать J ». Ну, и аналогично по другим целям.
Кто будет проделывать это упражнение, могут заметить, что периодически будет желание вернуться к записям и что-то там изменить или дополнить. Это совершенно естественно и говорит о том, что подсознание ваше уже включилось в процесс и запущен бессознательный поиск. Поэтому обязательно поощряйте такие порывы. Берите свои записи, перечитывайте, исправляйте, дополняйте.
А сейчас, чтобы поддержать ваш «боевой дух» расскажу о человеке, который очень наглядно показал возможности аутотренинга и силу серьезной мотивации. А, впрочем, пусть он сам вам расскажет…
На складной лодке через океан. Ханнес Линдеман. Из книги “Аутогенная тренировка”
ЭКСПЕРИМЕНТ НА СЕБЕ
Работая в 1952 году в Касабланке, я познакомился со своим французским коллегой Аленом Бомбаром, который решил в качестве „добровольной жертвы кораблекрушения” пересечь Атлантический океан на надувной лодке без каких бы то ни было продуктов и без запасов питьевой воды. Среди прочего он пропагандировал очень опасный тезис: потерпевшие кораблекрушение могут пить морскую воду.
Так как никто в то время не возразил против этой смертельно опасной теории, я как врач и яхтсмен был вынужден опровергнуть ее путем эксперимента на самом себе. Под парусом я начал ходить еще в годы учебы в школе в Ратцебурге, а позднее в одиночку совершал плавания в Атлантическом океане.
Речь при этом шла не только об использовании морской воды. Меня занимали и другие проблемы, возникающие перед потерпевшими кораблекрушение, например, проблема питания, проблема поддержания физического здоровья и избежания опасностей, связанных с пребыванием в открытом море. Меры безопасности для экипажей и пассажиров судов были в то время недостаточны. Это было мне хорошо известно от многих морских путешественников.
Для плавания я избрал западно-африканскую долбленую лодку „кру”, так как работал в это время в Либерии. В этой ореховой скорлупке я в 1955 году за 65 дней переплыл океан и добрался до своей конечной цели - острова Таити. Разумеется, я был рад, что добрался туда целым и невредимым, но чем больше проходило времени, тем большее недовольство ощущал. Хотя я приобрел важный опыт выживания в открытом море, мне не удалось справиться с психическими проблемами, связанными с подобным плаванием. Я тщательно подготовился к нему в физическом, техническом и навигационном, но не в психическом плане. Из-за этого попал в крайне опасную кризисную ситуацию, которая могла закончиться печально. Я знал, что большинство потерпевших кораблекрушение погибают скорее от паники, страха и отчаяния, чем из-за физических тягот, что психика, как правило, отказывает быстрее, чем тело. И меня заинтересовал вопрос, каким образом можно повлиять на психику и даже сделать ее своим союзником. Ответом был аутотренинг. Он должен был стать моим „тайным оружием”.
Поэтому к удивлению многих я решил предпринять новое плавание. Не имело смысла совершать его в такой же лодке. Необходимо было выбрать еще меньшее судно. На рынке я нашел только одно: обычную складную байдарку. На этом самом маленьком суденышке, которое до сегодняшнего дня (1999 года) пересекло Атлантический океан, я начал свое рискованное предприятие.
НА СКЛАДНОЙ ЛОДКЕ
ЧЕРЕЗ АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН
Опыт, приобретенный во время первого плавания, помог мне переделать и усилить абсолютно не приспособленную для моря лодку, чтобы существенно повысить свои шансы благополучно пережить это приключение. Теперь нужно было заняться собой.
Для меня было важно осуществить свой план втайне от общественности. За исключением нескольких друзей, об этом не знал никто, даже мои родители. К тому же, в то время я был не женат. Все расходы по путешествию оплатил сам до последней копейки. Все это давало мне свободу в принятии решений, которая делала меня независимым и наполняла силами. Для прохождения всей программы физической и психической подготовки потребовалось немалое насилие над собой. Все мои предшественники заплатили за подобное рискованное предприятие жизнью.
Каждый, кто пускается в такие приключения, должен представлять границы своих возможностей. Он должен знать пределы выносливости своего тела и лодки. Второй предпосылкой была для меня вера, причем в двояком смысле. Твердая вера в удачу - первый шаг к ее претворению в жизнь. Это относится к любому предприятию. Кроме того, позитивное мышление успокаивает и приводит к разрядке. Вера придает силы. Но я считал, что религиозной веры и молитв для этого недостаточно. Мне нужно было нечто большее - активная помощь подсознания, целенаправленная терапия против ожидаемого состояния слабости. Здесь мне должен был помочь аутотренинг.
Я СПРАВЛЮСЬ!
Поскольку я уже овладел аутотренингом, то лишь за шесть месяцев до начала путешествия начал внедрять в глубинные пласты своей психики первую „формулу цели”, как называет Шульц формулы самовнушения: „Я справлюсь!” Когда вечером засыпал во время тренинга, последней моей мыслью было: „Я справлюсь!” И утром я первым делом сосредоточивался на этой мысли. В течение дня до обеда проводил еще одну обычную тренировку.
Однако любая формула внушения устроена таким образом, что ее постоянно надо повторять и между тренировками: при ходьбе, сидя, во время еды, при любой подходящей и неподходящей возможности. Надо жить целью, идентифицировать себя с ней, чтобы она стала второй натурой и чтобы каждая клетка тела была наполнена ею: „Я справлюсь!” Формула становится девизом жизни. Прожив примерно три недели с этой формулой, я „осознал”, что смогу пережить это плавание. Постоянно пытался активизировать неосознанные глубины своей души, чтобы даже во сне получать ответ на свои вопросы: „Оправдано ли это путешествие с моральной точки зрения? Вернусь ли я живым?” Ответом было „чувство космической безопасности”, всеобъемлющей уверенности в себе, очень схожее с религиозной верой, а может быть даже и идентичное с ней. Лишь целиком проникшись этим чувством, я принял окончательное решение пуститься в путешествие.
Во время плавания эта формула возникала во мне автоматически, когда необходимо было преодолевать кризисы. Особенно, когда байдарка перевернулась в первый раз, меня буквально потрясло возникновение из тьмы формулы „Я справлюсь!”
Мне пришлось усвоить для себя еще две формулы цели, о чем можно прочесть в книге „В одиночку через океан”. С их помощью я настолько подготовился к ожидавшимся галлюцинациям, что, когда они появлялись, мое сознание немедленно приобретало полную ясность.
Эти формулы служили мне психологической опорой в самые опасные часы плавания, особенно тогда, когда на пятьдесят седьмой день лодка вновь опрокинулась и мне пришлось провести долгую штормовую ночь на скользком днище, прежде чем на рассвете я смог перевернуть ее.
Насколько глубоко могут закрепиться в подсознании подобные формулы цели, показывает следующий эпизод.
КУРС „ВЕСТ”
Моей четвертой главной формулой было: «Курс „вест”». При малейшем отклонении от западного направления она автоматически всплывала в мозгу. Для того, чтобы очнуться от видений, вызванных постоянным недосыпанием, мне вовсе не требовалось, чтобы волна захлестнула лодку.
Последние восемнадцать дней дул сильный пассат. Недосыпание становилось невыносимым. Иллюзорные представления могли привести к ошибочным решениям и действиям. И посреди шторма я часто слышал, как пробегающие мимо валы шипели мне: „Вессст”. В мозгу сразу же просыпалась формула: «Курс „вест”». Потом из глубины сознания возникли галлюцинации. Однажды я увидел африканца, с которым вступил в иллюзорную беседу: „Куда мы плывем?” - „К моему хозяину”. - „Где живет твой хозяин?” - „На Западе”, - ответил чернокожий. Слово „запад” тут же пробудило меня, я взглянул на компас и скорректировал курс.
Этот пример доказывает, что формулы цели могут бороться даже с галлюцинациями. Это было новостью для медицины. Оказывается, формулы цели могут оказывать такое же сильное влияние, как и постгипнотическое внушение.
Еще ни один человек не готовился к путешествию столь изобретательно. Я в то время тоже не знал еще, как проявят себя формулы цели посреди моря. Но именно из этого примера видно, какую помощь они могут оказать при необходимости. Этот эксперимент на самом себе показал, что в случаях, когда речь идет о выживании, необходимо в порядке профилактики применять аутотренинг.
В период расслабления при аутогенной тренировке каждый может внушить себе подобные формулы. Даже повседневная жизнь несет с собой немало ситуаций, где они могут помочь. И уж во всяком случае, каждый может использовать их для совершенствования своих личных качеств.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В ЛОДКЕ
Тренировка по методу Шульца может проводиться где угодно, даже в крохотной байдарке. Как и любой спортсмен, я, разумеется, по несколько раз в день тренировался и во время плавания. Это было просто необходимо. Представьте только себе: 72 дня в сидячем положении, днем и ночью. От постоянного сидения должны были появиться язвы. Поэтому я регулярно, особенно во время шторма внушал себе ощущение тепла в: области ягодиц. Это самое легкое упражнение в аутотренинге.
Таким образом моя „корма” оказалась избавленной от язв, вызванных длительным сидением и соленой водой. Но этому были и другие причины. Тот, кто умеет расслабляться в ходе аутотренинга, экономит силы и калории. Он живет экономичнее, чем „зажатый” человек. Глубокое расслабление придает ощущение комфорта. Тот, кто умеет правильно расслабляться, забывает о своих природных страхах. Уменьшается потребность во сне, дискомфорт от неудобной позы. Человек сидит так свободно, что утомление от сидения приходит значительно позже.
И при плавании под парусом, и во время аутотренинга, и даже во сне ноги должны были управлять рулевыми тросами. Новичку не удастся одновременно рулить и заниматься аутогенной тренировкой. Для опытного человека все это совершенно естественно. У него все превращается в рефлексы, в приобретенные реакции.
Аутотренинг поднимал мое настроение перед плаванием, во время мучительного путешествия снимал и прогонял страхи, заботы, боли и некоторые другие неприятности и помог мне в некоторой степени преодолеть самую тяжелую проблему во время плавания - проблему сна. Практически лишь благодаря ему это путешествие стало возможным. Ему я обязан тем, что благополучно добрался до противоположного берега. И все же, как бы хорошо вы ни владели аутотренингом, есть вещи, которых с его помощью не добиться. Поэтому всегда имеет смысл работать совместно с врачом. Он поможет найти новые пути и предостеречь от тупиков и избежать трудностей. Если молодые люди стремятся к подобным „невероятным” приключениям, они всегда должны помнить: байдарки не предназначены для моря. Это доказало мое путешествие. Больше сотни людей во всех концах мира пытались совершить нечто подобное. Выжил только один. Благодаря аутогенной тренировке.
Вот на такой оптимистичной ноте и закончу этот выпуск. Не забудьте выполнить «домашнее задание»!
До следующей недели!
Дмитрий Петухов
Последние годы в мире наблюдается тенденция стремительного психологического развития человека. Многие люди начинают жить более осознанной жизнью, стремятся к гармонии и понимают, что большинство своих проблем они могут решить сами. И понимают даже то, что сами их и создают. Одним из самых популярных методов работы над собой является аутотренинг или по-простому - саморегуляция.
Методика аутотренинга основана на применении мышечной релаксации, самовнушении и самовоспитании. Аутотренинг похож на традиционный гипноз. Он уступает ему по влиянию, но им человек может заниматься сам без помощи посторонних.
Как же действует аутотренинг?
Возможно, кому-то трудно поверить в то, что это работает. Хотя многие, кто читали специальную литературу, знают, что возможно все, во что мы верим. Возможно, кому-то легче поверить в силу таблеток и стандартных лекарств. Они ведь материальные. Самое интересное, что слова для человека настолько же материальные, как и лекарства. Слова, вложенные в подсознание, способны воздействовать на весь организм. А с помощью аутотренинга влияние слов на организм усиливается в разы.
Чтобы эффективно проводить аутотренинг, необходимо учесть несколько обстоятельств. Потому что не всегда мы легко воспринимаем даже собственные слова. Для того чтобы аутотренинг подействовал необходимо максимально уменьшить влияние внешних и внутренних факторов.
Чтобы достичь наилучшего результата вам необходимо:
Быть заинтересованной в результате;
Чтобы то, что вы себе говорите было желанно;
Чтобы слова не вызывали в вас сопротивления или критики;
Находиться в тишине, в месте, где вас не побеспокоят;
Быть в максимально расслабленном состоянии.
Создайте соответствующую обстановку - отключите телефон (даже если вы уверены, что вам никто не будет звонить, ваш мозг будет помнить о том, что вас могут побеспокоить и тратить ресурсы на контроль этого процесса); приглушите свет или закройте шторы - пусть в комнате будет приятный полумрак. Некоторые люди предпочитают включать в виде фона специальную расслабляющую музыку или звуки природы. Можете попробовать и вы.
Релаксация . Это то, с чего начинается процесс саморегуляции. Напряжение в теле очень сильно мешает мозгу концентрироваться на установках, которые вы себе даете. Через расслабление вы успокаиваете свой ум и свое тело. В определенный момент вы должны четко осознать, что ваше тело полностью расслаблено.
Как достичь состояния релаксации?
Вы можете это делать лежа, но если боитесь уснуть, делайте сидя. Вам должно быть удобно. Глаза закрыты. В состояние релакса можно войти просто максимально напрягая (буквально до дрожания) по очереди все части тела, а потом расслабляя их. Начните со стоп, перейдите к лодыжкам, коленям, бедрам и так постепенно поднимайтесь вверх, напрягая и расслабляя соответствующие части тела. Давайте немного потренируемся прямо сейчас.
Сожмите руку в кулак. Сильнее. Еще сильнее. А теперь отпустите. Ну что вы почувствовали себя хорошо? Это и есть релаксация. Вы можете поэкспериментировать с этим ощущением в других частях тела прямо сейчас, если хотите. Напрягите лодыжку, оттягивая носок вниз и тем самым создавая напряжение в ноге. Сильнее. И отпускайте. Стисните зубы, сжимая челюсти. Еще сильнее. И отпускайте. Правда, прекрасное ощущение?
Чтобы уйти еще глубже в себя вы можете следить за своим дыханием . Оно должно быть глубоким и медленным. На 4 счета вдох и на 4 счета выдох. Также вы можете углубиться методом обратного отсчета от 100 до 1 или от 50 до 1.
Если вы чувствуете, что хорошо расслабились, значит можно переходить к следующему пункту.
Слова, которыми вы хотите подзарядиться. Слова необходимо подобрать заранее. Это должны быть короткие аффирмации, которые вы без труда запомните и сможете воспроизвести в памяти. Говорить слова лучше про себя. В зависимости от ситуации, которую вы прорабатываете, вы подбираете необходимые слова и фразы. Помните, аффирмации должны вызывать в вас доверие, вы должны верить в то, что вы говорите и искренне хотеть этого. Эти предложения должны стать вашей сутью.
Например:
Я с любовью выполняю свою работу и получаю столько денег, сколько мне необходимо;
Во время собеседования я чувствую себя спокойной и уверенной;
С каждым днём мой организм становится здоровее и здоровее;
Я чувствую душевный подъем от своей работы;
Мне нравятся люди, которые меня окружают;
Я могу себе позволить все, что пожелаю.
Список аффирмаций для самовнушения вы можете .
В течение одного сеанса аутотренинга необходимо работать с одной установкой и концентрироваться только на ней. Продолжительность всего процесса может быть от 5 до 60 минут. Желательно так прорабатывать все сферы жизни, в которых вы хотите изменений. Специалисты советуют работать с одной установкой каждый день в течение 7 дней. После этого вы можете отпустить эту ситуацию для разрешения ее вашим подсознанием и приступать к следующей установке.
Занимайтесь аутотренингом так часто, как только можете. И помните, если вы в процессе саморегуляции настраиваетесь на одно, а в повседневной жизни ведете себе абсолютно противоположно, результата можете ждать очень долго. Следите за своими эмоциями в течение дня. И всегда переключайтесь с отрицательного на положительное.
Публикую главу из книги В. В. Кондрашова «Внушение и гипноз», посвященную аутогенной тренировке. Упражнения разработаны известным профессором Гримаком Л. П., и замечательно подходят для русскоязычного читателя. В данной главе приведены формулы аутогенной тренировки , однако не в классическом изложении, а в современном адаптированном варианте. Я начинал именно с этой схемы, а потом уже упростил ее до классического выполнения.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА
Глава из книги В. В. Кондрашова “Внушение и гипноз”
…Начинается аутотренинг с обучения расслаблению мышц – пока не появится чувство тяжести. После этого – занятия по овладению сердечно-сосудистой системой: достигается умение вызывать чувство тепла или холода, изменяя кровоток и теплоотдачу. Затем – влияние на вегетативную нервную и костно-суставную системы. Овладение высшей ступенью аутотренинга дает возможность вызывать особые состояния транса.
Начинают отработку упражнений в положении лежа на спине (руки слегка согнуты в локтевых суставах, ноги расположены свободно и не касаются друг друга), а в дальнейшем целесообразно выполнять их, сидя в удобной позе. Выполняются они в условиях полного покоя, уединения и без спешки. Практика показывает, что первоначальными упражнениями можно овладеть значительно быстрее и эффективнее при прослушивании магнитофонной записи, так как при этом нет необходимости напрягаться, чтобы вспомнить последовательность соответствующих фраз, физических и образных действий. Усвоивший курс, как правило, не нуждается во внешней подсказке действий и может по своему усмотрению варьировать их продолжительность и целевые задачи.
В первом упражнении осуществляется релаксация только мышц рук, после чего тренирующийся выходит из состояния аутогенного погружения, во втором упражнении к уже освоенной релаксации мышц рук добавляется релаксация мышц ног и туловища.
Второе упражнение включает отработку навыков произвольного расширения кровеносных сосудов в той же последовательности, как и при мышечной релаксации. При этом возникает ощущение тепла. Если текст пишется на магнитофон, то и это упражнение следует разделить на два.
Третье упражнение предусматривает совершенствование навыков произвольного управления дыханием. В четвертом упражнении вырабатываются навыки произвольного расширения кровеносных сосудов внутренних органов.
Пятое упражнение преследует цель произвольно изменять ритм сердцебиений в сторону как его учащения, так и урежения.
Шестое упражнение также направлено на управление сосудистыми реакциями, но уже в области головы, причем таким образом, чтобы вызвать сужение кровеносных сосудов. Для этого тренирующийся использует чувственное представление прохлады, ветерка, освежающего голову, и т.п.
Стандартные упражнения, текст которых приводится ниже, разработаны и апробированы доктором мед. наук, профессором Л. П. Гримаком. С 1986 года на своих учебных курсах аутогенной тренировки я применяю именно эти упражнения и могу сказать, что они показали высокую эффективность.
Текст первого упражнения содержит одинаковую для всех упражнения вспомогательную часть (вход и выход из аутогенного погружения) и специально выделенную основную часть. Тексты последующих упражнений содержат лишь их основную часть, начинающуюся фразами, выражающими переход основной части предыдущего упражнения во вспомогательную часть последующего. Таким образом, на основе приведенных текстов можно легко составить и начитать на магнитофон полный текст каждого стандартного упражнения. В этом варианте стандартные первое и второе упражнения разделены на две части и считаются самостоятельными. Следовательно, общее число упражнений увеличивается до восьми. В каждом упражнении тренирующийся говорит себе “я”, “мне”, “мое” и т.д. для того, чтобы направить свою психику на необходимое действие. Текст читается медленно, с расстановкой и рассчитан на 15-минутное звучание.
Первое упражнение
1. Я располагаюсь удобно. Положение моего тела свободное, расслабленное, непринужденное. Я концентрирую волевые усилия на управлении своими нервами, своим телом, своим состоянием. Я полностью контролирую свое тело и психику.
2. Я никуда не спешу. Я мысленно очертил вокруг себя линию. За этим кругом я оставил все свои заботы. Я пребываю в абсолютном покое. В этом состоянии легко вырабатываются и закрепляются навыки управления своим телом, своим состоянием. Я легко контролирую свое тело, свою психику. Я отрешился от всех забот. Я полностью успокоился. Я полностью погружаюсь в мой внутренний мир. Я внутри себя. Я слился сознанием с собственным телом. Мое “я” проникло в каждую клеточку моего организма. И каждая клеточка моего организма охотно выполняет пожелания моего “я”.
3. А сейчас я сосредоточил внимание на своем лице. Я контролирую и расслабляю мышцы лба, щек, губ. Мои веки смыкаются, а мысленный взор направлен в область лба. Мои зубы не стиснуты, а кончик языка расположен у основания верхних зубов. Лицо спокойно и неподвижно, как маска. Лицо – маска…
4. Мышцы шеи расслаблены полностью. Они не принимают никакого участия в поддержании головы. Мышцы туловища расслаблены полностью.
5. Я делаю спокойный вдох, выдох и устанавливаю удобный, успокаивающий ритм дыхания. Мое дыхание спокойное, ровное, ритмичное. Я вдыхаю спокойствие. С каждым вдохом покой наполняет мою голову, грудь, тело.
6. А сейчас я очень хочу, чтобы моя правая рука стала тяжелой…
Хочу, чтобы моя правая рука стала тяжелой…
Чтобы моя правая рука стала тяжелой…
Моя правая рука стала тяжелой…
Правая рука стала тяжелой…
Рука стала тяжелой…
Стала тяжелой…
Тяжелой…
Я переключаю внимание на левую руку. Я очень хочу, чтобы моя левая рука стала тяжелой… (далее так же, как в предыдущем случае – формулировка, укорачиваясь на одно слово, становится все более утверждающей).
Приятная, сковывающая, спокойная тяжесть наполнила мою правую, а затем левую руку. Я отчетливо ощущаю тяжесть в руках. (Пауза).
7. В состоянии релаксации я отлично отдохнул, освободился от нервного напряжения. Я очень спокоен. Спокойствие дало мне уверенность, силу, здоровье. Я здоров, уравновешен, энергичен в любой обстановке. Я отлично отдохнул.
8. А сейчас мое дыхание становится глубже и энергичнее… Появляется приятное мышечное напряжение. Оно устраняет излишнюю тяжесть в теле, освежает голову. Мой организм наполнен бодростью и энергией. Я сжимаю кулаки, поднимаю руки, открываю глаза… Я рывком приподнимаюсь и … легко вхожу в состояние бодрствования.
Второе упражнение
В этом и последующих упражнениях первые пять пунктов повторяются из первого упражнения. Изменения в тексте касаются только пункта 6.
6. Приятная, сковывающая, спокойная тяжесть наполнила мою правую, а затем левую руку. Я отчетливо ощущаю тяжесть в руках. А сейчас я переключаю внимание на правую ногу. Я очень хочу, чтобы моя правая нога стала тяжелой… (Формулировка повторяется с возрастающей категоричностью, как в предыдущем упражнении). Я переключаю внимание на левую ногу. Я очень хочу, чтобы моя левая нога стала тяжелой… (Далее постепенное укорочение формулировки). (Пауза).
Приятная, теплая, спокойная тяжесть наполнила мою правую и левую ногу. Тяжесть распространилась на все тело. Я полностью расслаблен. (Пауза).
Третье упражнение
6. Приятная, сковывающая, спокойная тяжесть наполнила мою правую, а затем левую руку. Я отчетливо ощущаю тяжесть в руках. Я переключаю внимание на ноги, и теплая, сковывающая тяжесть наполняет мою правую, а затем левую ногу. Тяжесть распространилась на все тело. Я полностью расслаблен.А сейчас я очень хочу, чтобы моя правая рука стала теплой. Рука стала теплой… теплой… Я переключаю внимание на левую руку. Я очень хочу, чтобы моя левая рука стала теплой… стала теплой. (Фразы строятся также по принципу постепенного укорочения). (Пауза).
Далее следуют пункты 7 и 8. Начиная с этого упражнения, в пункт 8-й вносится изменение в соответствующую фразу: “Оно устраняет излишние тяжесть и тепло в теле, освежает голову”, и затем во всех упражнениях следует применять именно эту формулировку.
Четвертое упражнение
6. Приятная тяжесть наполнила мою правую, а затем левую руку. Тяжесть из рук переливается в правую, а затем в левую ногу, наполняет все тело. Я полностью расслаблен. Приятное тепло наполняет мою правую и левую руку. Тепло пульсирует в кончиках пальцев, в руках, распространилось на предплечья, плечи. Руки излучают тепло. (Пауза).
А сейчас я очень хочу, чтобы моя правая нога стала теплой… (Постепенное укорочение фразы).
Я переключаю внимание на левую ногу. Я очень хочу, чтобы моя левая нога стала теплой… стала теплой. (Пауза).
Приятное, успокаивающее тепло наполнило мои ноги. Я отчетливо чувствую пульсирующее тепло в пальцах стоп. Оно распространилось на голени и бедра, наполнило грудь и живот.
Мое тело излучает тепло. (Пауза).
Пятое упражнение
Оно предусматривает отработку активной роли дыхательных движений. В нем и последующем упражнении пункт 6 подразделяется на две части (а и б).
6а. Приятная тяжесть и тепло наполнили мою правую и левую руку. Я переключаю внимание на ноги – ощутимые тяжесть и тепло переливаются в правую, а затем в левую ногу. Тепло пульсирует в пальцах рук и ног. Тепло наполнило грудь и живот. (Пауза).
6б. А сейчас я внимательно прислушиваюсь к своему дыханию. Я сосредоточен только на дыхании. Мое “Я” слилось с моим дыханием. Я весь – дыхание. Я весь – радостное и свободное дыхание. Я вдыхаю спокойствие и здоровье. Я выдыхаю усталость и психическое напряжение. Так будет всегда, я дышу легко и радостно в любой обстановке. Вдыхаемые радость и здоровье в виде тепла сосредотачиваются в подложечной области. Отсюда я мысленно могу это целебное тепло послать в любую часть моего тела. Так будет всегда и всюду. (Пауза).
Шестое упражнение
Это упражнение направлено на выработку навыков произвольного расширения кровеносных сосудов внутренних органов.
Полностью повторяется пункт 6а пятого упражнения, пункт 6б читается так:
Я располагаю свою правую руку на подложечной области. Я очень ясно ощущаю, как под ладонью этой руки возникает и усиливается тепло. С каждым вдохом я вбираю в себя дополнительную порцию тепла и через правую руку посылаю его в подложечную область. Тепло явное и ощутимое. Я могу мысленно сконцентрировать это тепло в любой части моего тела. Тепло мне послушно. Тепло наполнило грудь и живот. Целебное тепло разогрело все мое тело. Я весь излучаю тепло. Я выработал устойчивую способность разогреть себя изнутри по своему желанию. (Пауза).
Седьмое упражнение
Оно способствует выработке навыка произвольной нормализации сердечной деятельности посредством расширения коронарных сосудов сердца. Это полезно в тех случаях, когда в области сердца возникают неприятные ощущения или боли.
Давно замечено, что долевые ощущения в сердце исчезают при согревании левой руки. При этом происходит рефлекторное расширение коронарных сосудов сердца и улучшается кровоснабжение сердечной мышцы.
Упражнение, по сути дела, представляет модификацию предыдущего. Отличие состоит в том, что представления тренирующегося сконцентрированы на постепенном разогревании левой руки (только кисти или же всей руки).
Выход из состояния релаксации – по стандартным формулировкам пунктов 7 и 8.
Восьмое упражнение
Особенность этого упражнения состоит в том, что внутренние усилия тренирующегося направлены на сужение кровеносных сосудов лица и головы (предупреждение или устранение головных болей), на устранение отечности верхних дыхательных путей (в том числе и вазомоторных ринитов, вызывающих заложенность носовых ходов). Текст этого упражнения строится на основе текста шестого упражнения и повторяет его полностью до пункта 6а включительно.
Далее следует текст:
Я начинаю вдыхать прохладу. С каждым вдохом она все ощутимее охлаждает нос и глаза. Я вдыхаю воздух через чистый снежный фильтр. Очень приятная прохлада охлаждает мой нос и глаза. С каждым вдохом прохлада откладывается в коже лба все заметнее, все ощутимее. Мой лоб приятно прохладен… Лоб приятно прохладен… Лоб приятно прохладен… Приятно прохладен… Прохладен…
После одноминутной паузы следуют пункты 7 и 8 выхода из состояния релаксации.
Первоначальный курс аутогенных тренировок является основой самокоррекции состояний, самоорганизации и саморегулирования личности. Некоторые упражнения могут иметь и самостоятельное целевое значение. Так четвертое и пятое упражнения могут применяться для обычного пассивного отдыха в состоянии релаксации. Шестое, седьмое и восьмое упражнения в соответствии с вышесказанным носят непосредственно корректирующий состояние характер. Внося в пункт 6б пятого упражнения тот или иной текст, как будет показано ниже, на фоне релаксации можно любым образом программировать свое самочувствие или поведение. Таким образом, можно сравнительно легко избавиться от нежелательных привычек, совершенствовать волевые качества, память, двигательные навыки и пр.
Ниже приводятся тексты специальных аутогенных тренировок, апробированные в экспериментах и в повседневной практике и показавшие высокую эффективность. Для более быстрого их освоения вначале также рекомендуется применять магнитофонную запись.
Нормализация ночного сна
6б. Мыслей нет, меня ничто не беспокоит, я растворяюсь в устойчивом покое. Покой превращается в дремоту. Дремота мягко и приятно обволакивает мой мозг, окончательно вытесняет мысли. Я начинаю засыпать. Засыпаю уверенно и приятно…
Я четко и реально представляю себя после пробуждения, я бодр, уравновешен, собран, активен, целеустремлен. Так будет всегда. У меня нет склонности застревать на неудачах и огорчениях. Работа доставляет мне огромную радость. Я здоров и вынослив. У меня всегда отличное самочувствие. А сейчас я почти ничего не ощущаю. Меня ничто не беспокоит. Засыпаю все глубже, глубже, глубже… Растворился во сне… Спать… спать… спать. Не просыпаясь, наоборот, засыпая все глубже и глубже, я выключаю магнитофон. Выключаю. Выключаю.
Активация работоспособности
6б. Мой лоб становится приятно прохладен. Свежий ветерок обдувает кожу лба. Прохладная энергия, которую я вдыхаю, освежает мой мозг, охлаждает язык, нёбо, глаза. Тепла в теле становится меньше. (Пауза). Плечи и спину обдает легким ознобом, будто прохладный, освежающий душ. Все мышцы становятся упругими, они наполняются бодростью и силой. (Пауза).
В состоянии релаксации моя нервная система укрепилась. В состоянии релаксации моя нервная система укрепилась. Силы и жизненная энергия уверенно наполнили мое тело. Моя работоспособность стала очень высокой и устойчивой. Я очень вынослив и уверен. Мой организм послушен в любых, самых трудных условиях.
7. Состояние релаксации полностью восстановило мои силы, активизировало резервы моего организма. Я свеж, бодр, уверен и энергичен. Я весь как сжатая пружина. Я готов к броску. (Пауза). 8. Мое дыхание становится глубже и энергичнее. Тонус мышц нарастает. Тело очень легкое, налитое силой, энергией, желанием работать, испытывать нагрузки, преодолевать трудности. Я сжимаю кулаки, открываю глаза и очень активным вхожу в состояние бодрствования.
Вышеописанные упражнения в виде мини-тренингов могут использоваться и самостоятельно. Если вы устали, но в ближайшее время необходимо четко и продуктивно, попробуйте проделать следующее. Сядьте и расслабьтесь, как было показано выше, на 2-3 минуты, закройте глаза. Вспомните свое хорошее настроение, вообразите себя играющим в волейбол или находящимся в любом другом своем активном состоянии, проникнитесь этим состоянием, открывайте глаза и двигайтесь. Результат нередко бывает поразительным. Учитесь постепенно таким образом программировать свой жизненный тонус и настроение. Подбор элементарных упражнений в аутогенных тренировках делается так, что соответствующие психические усилия (сосредоточение внимания, образные представления, словесные самовнушения) вызывают уменьшение физической активности. В свою очередь, физические приемы (мышечное расслабление, регулируемое дыхание) направлено на снижение уровня психической активности. Одновременное применение этих воздействий приводит к образованию замкнутого циклического процесса, вызывающего лавинообразное по своему характеру нарастание релаксации организма, на фоне которой необходимо научиться сохранять способность к волевому образно-речевому программированию своего состояния в каждый текущий момент, так и на последующий период бодрствования.
Методика и техника аутогенных тренировок изложены в следующих руководствах: Шульц И. Г. Аутогенная тренировка. М., 1985; Линдеман Х. Аутогенная тренировка. М., 1980; Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция. Л., 1977; Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., 1986; Теория и практика аутогенной тренировки. М.: Медицина, 1980.
Аутогенная тренировка получила широкое признание во всех странах в первую очередь как метод лечения и профилактики различных заболеваний. Эти краткие сведения даются, чтобы читатели могли предпринять попытку найти группу для занятия аутотренингом или же методические руководства для самостоятельных занятий.
Примите исходное положение в одной из выбранных поз, закройте глаза. На этом этапе аутотренинга формулы внушения направлены на достижение полного мышечного расслабления.
Подготовительный этап. Маска релаксации
Любая напряженная мышца стимулирует головной мозг, а это мешает возникновению аутогенного состояния. Мимические, жевательные группы мышц, а также языка и кистей оказывают наибольшее влияние на состояние мозга, чем другие мышцы, поэтому их расслаблению нужно уделить большее внимание.
Начнем с мышц лица. Для расслабления жевательных мышц при вертикальном положении головы беззвучно произнесите звук «ы», дайте челюсти отвиснуть. Посидите так несколько минут, почувствуйте, как с расслаблением жевательных мышц по всему телу проходит волна расслабления, как расправляются мышцы лица, тяжелеют веки, останавливается взгляд, окружающее становится нечетким и размытым за счет расслабления мышц, фокусирующих хрусталик.
Теперь проговаривайте про себя формулы:
Вся суета дневная уходит, уплывает, улетает… далеко-далеко…
Я успокаиваюсь… успокаиваюсь… успокаиваюсь…
Я хорошо, приятно отдыхаю… Все тело отдыхает…
Все тело мягкое, приятное, теплое… Я отдыхаю…
Концентрируйтесь на тех ощущениях, которые у вас уже присутствуют, а не на том, чего вы считаете нужным добиться. Наиболее распространенная ошибка в начале обучения – неумение видеть зачатки нужного состояния и, вследствие этого, стремление внушить себе «нужное» состояние. Такая внутренняя активность разрушает даже то аутогенное погружение, которого вы уже добились.
Мышечное расслабление
Пассивно сосредоточьтесь на спокойствии. Затем, продолжая чувствовать то, как вы спокойны и расслаблены, пассивно сосредоточьтесь на реальной тяжести рук. Пассивно концентрируйтесь на спокойствии и тяжести до тех пор, пока ощущение тяжести не станет исчезать и вы не начнете отвлекаться. После этого, продолжая ощущать спокойствие и тяжесть, сосредоточьтесь на несколько секунд на реальном тепле своих рук. Если перед занятием у вас холодные руки, разотрите их, иначе пассивная концентрация на тепле будет невозможна.
При этом повторяйте про себя:
Мое тело полностью расслаблено…
Полностью расслабились руки…
Кисти рук полностью расслабились, мягкие, набухшие… теплые… тяжелые…
Набухают кисти, наливаются горячей кровью…
Кровь стучит… пульсирует…
Кисти полностью расслаблены… мягкие… набухшие… тяжелые… теплые….
Все руки полностью расслаблены… мягкие… теплые… тяжелые… плечи… предплечья… кисти… все руки.
После этого используйте аналогичные формулы для остальных частей тела – лица, шеи, груди, живота, спины, ног. После завершения работы с каждой частью тела повторяйте текст «припева», после чего переходите к следующей части. «Припев» выглядит так:
Хорошо, приятно отдыхаю… Все тело отдыхает…
Завершайте расслабление общими формулами:
Хорошо, приятно отдыхаю… Все тело отдыхает… мягкое… теплое… приятное…
Мысли плывут… плывут… мысли… летят, летят высоко, высоко… далеко, далеко…
Я отдыхаю… хорошо, приятно отдыхаю… мысли плывут, плывут… летят мысли…
На этой стадии наступает приятное дремотное состояние – полусон-полубодрствование. Это хорошая основа для введения в подсознание нужных формул цели.
Второй этап: изменение своего состояния
при помощи аутотренинга
Предварительно составьте список проблем, которые вы хотите решить с помощью аутогенной тренировки. Распределите их по степени сложности. Начинайте всегда с самой легкой.
1. Определите цель. Опишите картину состояния, которое мешает ее достижению, обратите внимание на ее эмоциональный, мыслительный и телесный компоненты.
Например, ваша главная проблема – неуверенность, мешающая успешной сдаче экзамена. Вспомните, какие именно ощущения вы испытываете во время сдачи экзамена: напряжение, страх, легкую тошноту…
2. Создайте позитивный образ, противоположный вышеописанной проблеме. Например: спокойствие, уверенность, тепло, утверждения «Я уверен».
Когда вы будете создавать формулы самовнушения, помните, что они должны быть:
Краткими. Ведь короткая фраза лучше усваивается подсознанием. Например, формула «Уверен» лучше, чем «Я спокоен и уверен в себе в любых ситуациях».
Позитивными. Формула не должна отрицать. Например, формула «Я не боюсь экзаменов» может усилить боязнь. Следует применять формулу «Все помню».
Индивидуальными. Составляйте формулу лично для себя, она не должна удовлетворять всех.
Некоторые тексты для аутогенной тренировки
Глубокий здоровый сон
Голова свободна от мыслей. Я равнодушен к заботам и впечатлениям дня. Чувствую душевное успокоение. Я заслужил отдых. Глаза слипаются, веки тяжелые. Нижняя челюсть тяжелая, основание языка тяжелое, глаза закрываются, веки тяжелые. Ощущаю покой, наступает сон. Сон охватывает меня. Мне хорошо и глубоко спится.
Я сплю глубоко и крепко. Сон глубокий и крепкий. Мне хорошо спится. Я лежу и сплю в покое. Я сплю глубоко, крепко, без забот, проснусь свежим и полным сил. Я сплю глубоко и крепко до 6 утра. Просыпаться без труда я привык к 6 утра. Я отключаюсь от всего до 6 утра.
Борьба с перееданием
Я спокоен, сдержан в еде и совершенно сыт. Я равнодушен к алкоголю (сладостям и тому подобное). Никогда и нигде я не употребляю алкоголь. Я равнодушен к кафе и ресторанам. Я доволен, свободен и сыт. Я чувствую сытость и не испытываю желания есть. Воздержание приятно.
Нормализация пищеварения
Опорожнение кишечника совершается через полчаса после пробуждения. Кишечник работает спокойно и точно. Пищеварительная система работает как часы. Тело совершенно расслаблено (при коликах). Я совершенно спокоен и невозмутим. Тело расслаблено и излучает тепло. Прямая кишка крепко сжата (при поносе).
Работа / учеба
Работа (учеба) доставляет радость. Мне легко работать (учиться). Мне легко работается. Я справлюсь с работой (учебой). Все получается хорошо. Я внимателен. Мысли сосредоточены. Мне работается (пишется, читается) легко. Идеи (мысли) приходят сами собой. Ход мыслей строен. Я равнодушен к любому шуму. Мне спокойно, когда вокруг шум.
Спорт
Тренировки (выступления, соревнования) дают ощущение радости и свободы. Тренировка (бег, прыжки и т. п.) доставляет удовольствие. Тренироваться приятно, я тренируюсь систематически. Я прекрасно справляюсь с нагрузкой. Я тренируюсь с большой охотой. Я бегу плавно, свободно и мягко. Я толкаю резко и сильно. Я стартую легко и быстро. Я прыгаю свободно, далеко и легко. Я прыгаю свободно, высоко и легко.
Готовность к чрезвычайным обстоятельствам
Я бодр и весел за рулем. Я бдителен и спокоен на работе. При любых обстоятельствах я свеж, собран и бдителен.
Третий этап: выход из аутогенного погружения
Сделайте 5 глубоких вдохов-выдохов. Мысленно произнесите следующие словесные формулы:
Я хорошо отдохнул. Мои силы восстановились.
Я ощущаю прилив энергии во всем теле.
Мои мысли четкие, ясные.
Мышцы наполнились жизненной силой.
Я готов действовать.
Я словно принял освежающий душ. Делаю глубокий вдох... Резкий выдох... Ощущаю приятную освежающую прохладу.
Поднимаю голову (или встаю). Открываю глаза.
Уже через несколько дней регулярных занятий вы сможете ощутить первые результаты тренировок: вам станет легче успокоиться, взять себя в руки, собраться, сосредоточиться на самом важном, действовать с уверенностью.