Федор Емельяненко: «Моя самая большая радость – то, что я православный верующий. Федор Емельяненко: Веры по графику не бывает Федор емельяненко о православии
В Нижнем Новгороде пьяный поп в диком угаре устроил ДТП, угрожал стволом свидетелям; прикрываясь именем Господа обещал журналистам смерть на следующий день, приставал к дамам и называл их зайками, а также валил всю вину на своего... злого брата-близнеца (я не шучу!) - в общем духовные скрепы, как они есть. В целом типичные будни, типичного попа - ничего особенного и примечательного в этой истории не было бы, если б не одно НО. Поп оказался духовным наставником Федора Емельяненко. Да-да, один из тех попов, которые радостно прыгали в своих платьях по рингу вокруг Федора, после его победы над Роджерсом. В конце уматное видео с попом.
Итак, поп, прочитав мой утренний пост об изголодавшихся ополченских женах, решил, видимо, их утешить, так сказать наполнить сосуды их души своим семенем духовности, а потому от души въебал водяры, сел в свой крутой внедорожник и помчал слово божье нести в невежественные массы.
Пьяным за руль он сел не спроста. Дело в том, что поп в России неподсуден в принципе. Он над законом. Поп может делать ВООБЩЕ все что угодно - хоть детей в мясорубке перекручивать, хоть насиловать несовершеннолетних - ему никогда и ничего за это не будет. Даже если вдруг выяснится, что поп - серийный убийца и каннибал, я вас уверяю - сразу миру явится чудо господне, и все улики, видеозаписи с камер наблюдения и свидетельские показания молниеносно растворятся в воздухе. Мы подобное чудо могли наблюдать, когда еще один пьяный поп сбил насмерть дорожных рабочих. Не это ли прямое доказательство существования бога? шах и мат, аметисты! Поп даже более неподсуден в России, чем чеченец или дагестанец. Вот, а что попу на этом фоне какое-то пьяное вождение? Курам же на смех. И я больше скажу - попы чисто из принципа садятся всегда за руль пьяными, чтобы демонстрировать простолюдинам (т.е. тебе), все свое господне величие. А ежели вдруг выяснится, что какой-то поп ехал в машине трезвым - его сразу лишает сана лично Гундяев.
Поп, понятное дело, был очень патриотичным, - духовный наставник нашего Богатыря не может не быть патриотом. Однако, ехал отчего-то поп на чуждом нашей духовности импортном джипе. Откуда у попа дорогущая машина - я даже задаваться вопросом не буду, понятно же, что бог ниспослал за угодные ему (богу) деяния. Ну, как запись с камер того попа растворил, так джип этого материализовал. Почему джип импортный? Ну, скорее всего потому что импортный дороже стоит. А сейчас и подавно. Ведь поп явно хотел на пол пути толкнуть этот джип на толпе, чтобы деньги раздать голодным старухам, прихожанкам его церкви. Я же не национал-предатель какой, чтобы сомневаться в чистоте помысла попа - хозяина России!
Но, не дремал супостат буржуазный, а потому подослал к попу зазомбированного камикадзе-убийцу, чтобы тот воспрепятствовал благим делам священнослужителя. И тот спровоцировал ДТП. Какой может быть реакция порядочного человека на такой произвол? Конечно же только одна: поп, ринулся отстаивать слово господне - вынул ствол и напал на свидетелей.
При задержании у попа на кармане было обнаружено... три миллиона рублей, которые он, конечно же вез, в детский дом. Я же не какой-нибудь там фашист - национал-предатель, чтобы сомневаться в благочестивости веры нашей, православной!
Представляю вашему вниманию уматное видео из новостей. Особенно доставляют хаотично разбросанные по салону авто пустые бутылки водки (видимо он ими от бесов отмахивался), а так-же роскошный особняк служителя Господа Бога нашего.
А я вам хочу напомнить, что слово господне бывает очень весомо, так что если вы видите на улице попа - не рискуйте, перейдите на другую сторону улицы. Потому что одному богу известно, что творится в голове у этого человека - поп, АБСОЛЮТНО всегда пьян и часто невминяем, так что легко может плеснуть вам в лицо кислотой, потому как понимает, что в тюрьму его за это не посадят. Поп в водочном угаре может ножом распороть живот беременной женщине, а если вы будете поблизости, то обвинят в этом именно вас. Не рискуйте! Прячьтесь, когда идет поп - дольше поживете.
И вообще я считаю, что на дорогах для попов необходимо построить отдельную трассу - недозволительно, когда господин, хозяин России в одном потоке с холопами ездит! будьте бдительны, и да сохранит вас Господь! Аминь!
Федор Емельяненко — русский боец смешанных единоборств в тяжелом весе. Многие крупные издания признали Емельяненко лучшим бойцом-тяжеловесом в мире за последние десять лет.
Помимо того, что Федор одержал победы многими именитыми бойцами, он также выиграл многочисленные турниры в разных видах единоборств, среди которых наиболее выдающиеся — это Гран-при PRIDE, чемпионаты мира по боевому самбо (четырежды) и чемпионаты России по дзюдо. Федор является спортивным кумиром для сотен тысяч подростков не только в России, но и зарубежом. Японские болельщики за спортивные достижения и благородные качества души окрестили его прозвищем «Последний император».
Федор, вы человек верующий. Как вера в Бога сочетается с вашим видом спорта, где проявляется агрессивность?
У меня на ринге нет агрессии. Я выхожу и старюсь четко сделать все, что умею. Хотя многие вещи наработаны до автоматизма, прежде всего, во время боя я думаю.В 2009 году Федор Емельяненко выиграл чемпионат России по самбо, потратив в общей сложности на трех противников 41 секунду Потому что бой выигрывает не только тот, кто сильнее, но часто тот, кто умнее, потому что главное на ринге – думать. Вера в Бога – это не просто поклониться чему-то, это смысл нашей жизни, этим надо жить, а не просто сочетать в себе какие-то качества христианина. Нужно повышать свою духовность. Я выхожу на ринг и я не озлоблен, не агрессивен. Я бьюсь, потому что я спортсмен, это моя работа.
Как у любого спортсмена у вас, наверное, существуют дни, в которые нет мотивации на тренировку. Что вы делаете в это время?
У меня не бывает дней, когда я не хочу тренироваться. Это мое любимое дело, которое я делаю, моя работа, любимое занятие.
Какие качества Вы больше всего цените в людях? Как Вам, при вашей популярности, удается оставаться таким скромным человеком?
В людях я ценю доброту и любовь к ближним, умение оставаться порядочным человеком в любой ситуации. Быть порядочным человеком и помогать близким - это, наверное, самое главное на сегодняшний день.
Какую книгу вы сейчас читаете?
А ответ на второй вопрос очевиден: какие качества ценю в людях, таким стараюсь быть и сам. Уважаю скромность и учусь ей.
Как ваша жена относится к вашему увлечению единоборствами?
Слава Богу, хорошо. Она относится с пониманием и всегда меня поддерживает. Ей, конечно, очень тяжело, она переживает, даже, наверное, страдает от того, что происходит в ринге. Но она понимает, что это мой выбор. И, как любящая жена, она считает, что это уже не только мое, а наше с ней общее.
В семье всегда кто-то должен быть глава, уступаете ли Вы супруге, или в семейных отношениях вы тоже «авангард»?
Мы обсуждаем вместе наши дела, какие-то решения, я выслушиваю точку зрения жены, она выслушивает мою, но последнее слово всегда за мной. Как правило, решения принимаю я, потому что я мужчина и глава семьи.
Как поживают ваши дочки? Как проводите с ними свободное время?
Слава Богу, с моей семьей все в порядке. Старшая Машенька закончила учебный год. А младшая Василиса - садик. В свободное время мы ходим в кино и на прогулки. Старшая любит завести меня в магазин игрушек, а младшая - в парк на аттракционы. Она любит прогулки, играть в песочнице, вместе смотрим мультики и ходим в храм.
Ради чего вы занимаетесь спортом?
Я выступаю и побеждаю, потому что понимаю, что я представитель своей страны, который представляет боевое самбо и смешанные единобортсва на международной арене. Я выхожу и стараюсь достойно представить Россию на этом поприще. Мне очень неприятно, когда слышишь, что где-то в какой-то стране русские люди повели себя не совсем подобающе. Общаясь с иностранцами слышишь такие слова, как «водка», – это все, что они о нас знают.
Поэтому пытаешься изменить отношение к русским людям, ну и конечно, чтобы люди задумались, что в таком жестком виде спорта можно оставаться человеком. По жизни нужно стараться стремиться к добру: не говорить о возрождении веры, а возрождать ее; не говорить о подъеме нравственности и духовности, а самому стремиться, идти в храм, исповедоваться. А то у нас все получается: красивые слова, а действий никаких. Хочется, чтобы люди задумались.
Как вы относитесь к пословице: «Бог любит троицу»? Она не пугала вас после двух поражений?
Я не думаю, что эта поговорка подходит к моему случаю. Но даже самый плохой результат не может убить во мне веру. Я всегда об этом буду говорить. Господь не наказывает тех, кого не любит.
Повлияли ли поражения на уверенность в себе? Вы что-то извлекли из них?
Никак не повлияли. В спорте каждый может проиграть. Если Господь отпускает мне испытания, их необходимо пройти. Вдвойне благодарен Богу за эти поражения.
Но у вас еще есть силы и желание продолжать тренировки, выходить на бои? Или вы хотите посвятить больше времени своей семье?
Я всю свою сознательную жизнь провожу в тренировках и нахожусь в спорте. Вера в Бога — это не просто поклониться чему-то, это смысл нашей жизни, этим надо жить, а не просто сочетать в себе какие-то качества христианина Конечно, мне хотелось бы еще выступать. Безусловно, я буду тренироваться. И, дай Бог, продолжу бои. Но это увидим. На первом месте у меня – вера. На втором – семья, благодаря которой я живу. Работа и все остальное – это тоже важно. Но сейчас я хочу поскорее домой. Сильно скучаю по своим дочкам.
Многие считают вас легендой. Когда оглядываетесь назад, о чем думаете в этот момент?
Я никогда не считал себя легендой. Я простой человек, которому посчастливилось добиться определенных успехов в спорте.
Как на вашу жизнь, карьеру повлияла служба в армии? Считаете ли вы это время потерянным для себя, или же наоборот вы за него что-то приобрели?
Отец учил меня так: кто не служил в армии, тот ущербный, и девушки на него не обращают внимания. Меня воспитывали в любви к родине, к России, а поэтому служить в армии считал очень важным делом. И в армию пошел добровольно, с большим желанием. Службу считаю лучшими годами своей жизни. За ее время я окреп, возмужал, научился послушанию и терпеть невзгоды. В армию уходил молодым парнем, а вернулся мужчиной. Очень жаль, что сейчас многие молодые люди не служат, что у них меняются жизненные ориентиры. Многие хотят остаться дома, а там - пьянки, наркомания. Многие говорят: «Мне нужно учиться в институте». Ну так сходи отслужи и учись. Думаю, что год службы, как сейчас, не так уж много. Всего год один отдать Родине, чему-то научиться, обрести новых друзей, на мой взгляд, просто необходимо.
Как вы думаете произойдет ли что-нибудь в 2012 г., что в корне изменит мир и будет способствовать переходу человечества к духовному пути развития?
А почему именно в 2012 году? Если речь идёт о предрекаемом конце света, то, как сказал Иисус Христос, никто не знает, когда будет конец света, даже ангелы не знают, знает только Отец.Нужно не говорить о подъеме нравственности и духовности, а самому стремиться, идти в храм, исповедоваться. А то у нас все получается: красивые слова, а действий никаких А что должно произойти для духовного подъёма, я даже не знаю. К сожалению, на сегодняшний день усиленно пропагандируется всё, что далеко от духовности, всё, что усыпляет совесть. О чём можно говорить, если на каждом канале пропагандируют разврат, коррупцию, пьянство, жестокость… А о пропаганде спорта мы вспоминаем только в случае провала. Как это было на Олимпийских играх, например. Но вспоминают об этих проблемах ненадолго…
Вам понятен Ваш смысл жизни? Какая ваша миссия здесь на Земле?
Смысл жизни понятен. Он заключается в том, чтобы приготовить себя к следующей. Как христианин стараюсь жить по заповедям, помогать и относиться с пониманием к своим ближним. Как сказал батюшка Серафим, «стяжайте дух духовный». Нужно избавляться от вредных привычек, от грехов, вредных страстей и расти духовно.
Общероссийская газета «Живая вера»
29 октября Федор Емельяненко пришел в МГИМО, чтобы поговорить со студентами о борьбе физической и духовной. Аудитория битком, полтора часа разговора и, естественно, десятки селфи с чемпионом по окончании. О чем говорили? «Фома» публикует самые интересные отрывки беседы.
Представьте себе, что пройдет лет 100-150 и кто-нибудь из наследников наших молодых студентов откроет энциклопедию на букву Е, там будет написано: Емельяненко Федор, дальше тире - что бы Вам хотелось, чтобы после этого было написано? Кем Вы хотите, чтобы Вас вспоминали потомки?
Емельяненко: Если лет через 100, я хотел бы, чтобы меня знали только как православного христианина, в принципе все регалии, все термины, они… не то чтобы не стоят, но… они стоят многого, больших усилий, трудов, но не так это важно в нашей жизни. Я бы хотел, чтобы меня запомнили только как православного христианина.
Как стать чемпионом?
Емельяненко: Чемпионом в любом деле можно стать через большой труд. Конечно, мало одного нашего стремления, одного желания. Я сейчас столкнулся с такой проблемой, что у наших молодых людей есть большое желание, но оно не подкреплено трудолюбием. То есть это желание куда-то улетучивается, когда приходят какие-то нагрузки, приходится преодолевать себя, уставать, где-то перерабатывать. Поэтому нужно полюбить труд, нужно полюбить свое дело и понимать к чему ты идешь. Ставить посильные такие ступеньки для достижения своей цели. Ну и чтобы стать чемпионом – надо тренироваться, слушать внимательно тренера, выполнять его наказы, или преподавателя, старшего советника. Ну и, конечно, самое главное – это включать свою голову.
Возможна ли такая ситуация, при которой Вы бы не стали бороться со своим противником из-за разногласий, например, политических, или для спорта это не важно?
Емельяненко: Наверное, политические разногласия здесь ни при чем. Я никогда не хотел, в принципе, биться с россиянами, с нашими братскими народами – украинцами, белоруссами, сербами… И, был момент, когда могла состояться встреча на ринге с Сергеем Харитоновым, но я, честно сказать, всячески ее избегал. Потому что мы долгое время дружили с Сергеем, он жил, тренировался у меня, и когда возникла возможность нашей встречи я просил менеджера, чтобы нас развели. Так получилось, что мы участвовали в одном турнире, и Сергей не дошел до меня. Я думаю, что спорт вне политики, у нас спорт всегда был объединяющий, несущий сближение. Хотя, читая те же отзывы в интернете, форумы, понимаешь, что сейчас все может перевернуться с ног на голову. Неприятно то, что есть люди, которые стараются разрушить прежние ценности. Вместо какого-то дружеского поединка или матча начинается противостояние каких-то наций, причем с озлоблением – это неправильно.
Вы стали олицетворением силы духа, силы жизненной, силы воли для молодежи, и не только для молодежи. Вот только честно скажите, когда-нибудь охватывала ярость Ваш разум во время боя? И что Вы с этим делали, если такое было?
Ф.Емельяненко: Я думаю, что нужно все-таки удивляться величию духа наших святых мучеников и равняться на них, на людей, которые уже прошли свой жизненный путь и действительно доказали своим подвигом силу духа. Что касается меня, ярости не было, в бою не было, никогда. И я считаю, что человек, который перед боем искусственно разозлил себя, который идет на поединок с какой-то яростью, он только затуманивает свою голову ненужными эмоциями. Я стараюсь выйти на бой с чистой головой, чтобы моему мыслительному процессу ничего не мешало, никакие лишние эмоции.
Какая самая частая мысль, которая к Вам утром приходит, когда Вы глаза открываете? И второй вопрос: просьба рассказать про самый первый в жизни бой в детстве.
Ф.Емельяненко: Вы знаете, это слишком личное, но я стараюсь засыпать и просыпаться с именем Господним. А первое, что я прошу утром, первые слова: Господи, благослови!
А в детстве я дрался много, совсем в детстве, до того, как занялся спортом. Не помню точно, по какому поводу, но не просто так, не ради бравады какой-то. Бывали какие-то конфликты, но не было злобы, не было обид. Мы могли поконфликтовать, пометелить друг друга и позже буквально через полчаса уже идти в обнимку. Но это было в самом раннем детстве. А когда я занялся спортом, у меня, слава Богу, не было конфликтных ситуаций. Разве что немножко пригодились мои знания в армии, но тоже без последствий: в суровом мужском коллективе возникали небольшие конфликты, когда кто-то из моего же призыва пытался установить свои порядки, но они быстро разрешались.
Вы довольны тем, как средства массовой информации освещают спорт?
Ф.Емельяненко: Нет, не доволен. Вы знаете, мне иногда очень обидно становится. Вот наши ребята выступили на Олимпиаде, у кого-то не получилось стать чемпионом, не получилось стать медалистом в силу каких-то обстоятельств, но это лучший представитель нашей страны в этом виде спорта, который поехал защищать честь России, нашего флага. И когда у него что-то не сложилось, тут же начинается если не травля, но крайне неприятные высказывания в его адрес и додумки корреспондентов, которые выдвигают свои мысли, гипотезы, подчас оскорбительные. Они часто не знают жизнь человека, не знают, как спортсмен шел к этому результату, сколько лет понадобилось, чтобы он попал вообще в сборную России, попал на Олимпиаду. Вы знаете, это очень тяжелый труд, очень-очень тяжелый труд, во время которого проливается огромное количество пота, подчас и слез, и крови. Мне кажется, что люди, которые пишут о спорте, сами должны немножко заниматься спортом, переживать какие-то нагрузки. У меня есть тренер голландец, который со мной всегда рядом тренируется, помимо того, что он меня тренирует, он всегда бежит со мной кросс, всегда ускоряется. Он со мной даже в храм ходит, стоит все службы от начала до конца. Я говорю: зачем ты это делаешь? Он говорит: «Я должен чувствовать, что ты чувствуешь». А у нас получается так, что люди, которые не знают, что проживает спортсмен, начинают их критиковать, мягко говоря, говорить неправду.
А еще я бы хотел, чтобы у нас показывали не только результаты наших матчей, спортивных поединков, чемпионатов мира, Европы, где мы выступаем, а больше освещали жизнь спортсмена, отношения в командах, отношения с тренером, отношения с родителями. То есть, показывали больше жизнь. Тогда и люди выберут своих героев. Они будут знать своих героев, они будут видеть, чем живет этот спортсмен. Посмотрите, у нас прошла Олимпиада, а мы больше с тех пор ничего не видели и не слышали о наших олимпийцах. Ну да, позвали, ну да, полгода награждали, видели то в Кремле, то в Министерстве, то еще где-то… и всё, забыли.
Вы с детства знали, что хотите спортом конкретно заниматься и больше ничем, с детства хотели стать чемпионом? Или у Вас все-таки на жизненном пути было распутье, когда Вы знали, что у Вас есть талант, но вы хотели заниматься чем-то другим? И почему Вы выбрали это?
Емельяненко: Вы знаете, в детстве я был настолько неодаренный в плане спорта… Врачи ставили мне бронхиты с астматическими компонентами. Были проблемы со здоровьем. Когда тренер давал нагрузки, у меня появлялась одышка. Я все это очень переживал - до слез. Но знаете, наверное, было еще и упорство, и сильное желание доказать, что я справлюсь…
У нас были действительно талантливые ребята, они прилагали минимум усилий, но выезжали на соревнования, их брали везде, они побеждали. Тренер, добиваясь дисциплины, всегда говорил, что будет ездить на соревнования тот, кто не пропустил ни одной тренировки. Я думал: все, точно я поеду. Но почему-то опять не ехал, оставался дома, а ехали те, кто давал результат. Но постепенно это начало сглаживаться, я стал более ярким, они начали отставать. Я приходил на тренировку раньше всех и после тренировки еще оставался, занимался с железом. У нас была стеклянная стенка между коридором и спортзалом, я в с спортзале, например, жал штангу, а ребята уходили и крутили пальцем у виска: совсем ненормальный! Слава Богу, все постепенно выровнялось.
Результатов до армии особо не было, я боролся где-то на уровне мастера спорта, но мастером я так и не стал. А когда отслужил в армии, вернулся, у меня начал появляться видимый результат. Ребята, которые были в сборной России, говорили: «Откуда ты свалился на нашу голову?», - меня тебя не видели, не слышали, и тут сразу вошел в сборную России по самбо, чуть позже - в сборную по дзюдо.
Что касается учебы, я всегда старался учиться хорошо. Даже выезжая на соревнования, я никогда не отставал, я любил учиться. Я понимал: спорт спортом, но профессия необходима. Я отучился в лицее, получил профессию электромонтера, повышенного пятого разряда, позже поступил в Белгородский государственный университет, закончил его. То есть всегда было понимание, что необходима профессия, неизвестно как все пойдет: мужик, жить дальше надо! Но так сложилось, что мои детские мечты, в принципе, воплотились.
Вы с детства мечтали стать борцом?
Емельяненко: Мечтал, но это были, скажем так, радужные мечты. Тогда показывали фильмы с участием Брюса Ли, Джеки Чана, Шварценеггера. Насмотришься всего этого и бежишь в спортзал скорее. Мне казалось, что как в кино мне тоже ночью приснится мастер и расскажет волшебный секрет успеха. Но ко всему пришлось идти через большой труд. Я понимаю, что в детстве эти мечты были не обоснованные, но постепенно, потихонечку все выправилось и результат пришел.
Вы знаете, меня, наверное, Господь наделил самым главным – это стремлением к победе и все пропускать через свою голову. Я умел среди той информации, которая поступает, выделять самое необходимое. Мне лет 12-13 было, когда один из тренеров сказал, что нужно как губка все впитывать, всю информацию, которую вам дают. Вы молодые, вам надо знать и уметь все. Позже я понял, что брать можно всю информацию, но ее нужно фильтровать, оставлять то, что нужно для роста, а остальное отбрасывать. И еще мой тренер, видя мою работу, видя то, как я тренировался в зале, сказал: Федя, паши, пахота никогда не пройдет даром, все равно, рано или поздно, ты выстрелишь, результат будет. Благодаря этим напутствиями у меня, слава Богу, получилось пройти через многое.
У каждого верующего человека наступал такой момент, когда его впервые сильно потянуло в церковь. Как это было у Вас?
Емельяненко: Вы знаете, я много в своей жизни наделал ошибок, когда был неверующим человеком. Меня всегда трогал вопрос – что дальше после смерти, нашей земной смерти, что за звездами, ну что дальше, что там? Но не было человека рядом в моей семье, в моем окружении, кто бы дал ответы на мои вопросы. Плюс ко всему мне попадались книги неправильные, языческие… Я понимал, что поклоняться тем божествам вместо Творца глупо, но Творца для меня тогда еще не было…
А как-то у нас были соревнования в Нижнем Новгороде, на утро была запланирована поездка в монастырь в Дивеево. И эту поездку организовал протодиакон Андрей, который мне песни записывает для выхода на ринг. И представьте, мы с ребятами выиграли, мы радовались, гуляли всю ночь. На утро у меня голова болит, мне стучат, говорят: «Федя, пора ехать в монастырь», - я говорю: «Какой монастырь, о чем ты? Пусть едут вместо меня другие – мой тренер, мои друзья». Он говорит: «Нет, они не могут поехать, а ты должен по-любому, потому что ради тебя все это организовалось». Я понял, что все, не спрыгнуть. Сейчас я понимаю, что Господь так все устроил… Я сел в автобус, у меня болит голова, я где-то засыпал, просыпался, отец Андрей нам немножко рассказывал о том месте, куда мы едем. Ну я побывал в самом монастыре, мы пошли с экскурсией… И тут я понял, я почувствовал, что Господь здесь. Что Господь есть, во-первых, и что Господь здесь – в Православной Церкви. Я понял, что я жил не так, что мне, оказывается, надо не туда, куда я шел, а совсем в обратную сторону. У меня совесть заработала совершенно по-другому.
И уже выйдя из монастыря, я решил переменить свою жизнь. Знаете, говорят, что когда происходит первая встреча со Христом, Господь берет на руки человека и несет его. Мне стали встречаться верующие люди, мне стали попадаться книги, я узнал, что оказывается надо в храм ходить, как минимум раз в неделю. Когда я пошел на первую службу, для меня это был такой легкий шок… Я вышел, жутко гудели ноги, несмотря на всю мою физическую подготовленность, ломило спину. Но с этого момента я понял, что здесь я должен быть. И первое время, когда я начал ходить в храм, у меня была постоянная борьба с самим собой: нужно идти в храм, но начинаешь искать себе отговорки – тяжело, служба долгая, еще ничего не понимал, что происходит на службе. Но если я не шел в храм, то меня потом жутко мучила совесть. А если я шел, то выходил со спокойной совестью, но дико уставшим с непривычки. Но постепенно все пришло. Как в школе: сначала мы идем в первый класс, изучаем постепенно буквы, дальше все сложнее и сложнее, мы начинаем изучать слова, складывать цифры, потом складывать предложения. Так и здесь мы должны потихонечку, постепенно начинать… Сейчас я очень люблю ходить в церковь, просто не могу без храма. Но это, наверное, только верующий человек поймет…
Когда Вы пришли к Богу, не возникло ли конфликта с тем, что Вы делали, ведь спорт – это противоборство?
Ф.Емельяненко: Мне частенько задают этот вопрос и я тоже задался им, когда в моей жизни произошли изменения. Но я получил у священнослужителей ответ, и сам нашел его, изучая жития наших святых. Когда я выхожу на бой, я представляю страну, я выхожу на бой не с какой-то агрессией, не со злобой, не с ненавистью к своему сопернику, я выхожу на честный поединок.
Что для Вас успех?
Ф.Емельяненко: Наверное, успех – это реализация той работы, на которую я положил долгие годы. Но это не только мой успех – это успех моей жены, которая была всегда рядом, моей команды, конечно, моих тренеров, тех людей, которые меня окружали, поддерживали. Сейчас, честно сказать, я бы ушел в сторону от всего этого успеха. Сегодня моя задача, чтобы у тех ребят, которые рядом со мной, был успех. Вот тогда внутренний успех будет и у меня.
«Я никогда не видел такого атлета, как он, который дерется ради самого сражения», - так о Федоре Емельяненко высказался знаменитый боксер Майк Тайсон. Емельяненко - фигура и вправду парадоксальная: четырехкратный чемпион мира по смешанным единоборствам в тяжелом весе - а в разговоре тихий и скромный. Пришел на интервью - и подарил коробку конфет из Серафимо-Дивеевского монастыря. Недавно - летом 2012 года - он объявил об окончании спортивной карьеры. Какую роль в этом решении сыграла вера? Как сочетаются в спорте смирение и чемпионский титул? Какое место занимает злость - на ринге и в жизни? Что общего между боевыми искусствами и историями соловецких мучеников? Об этом и о многом другом Федор Емельяненко рассказал в интервью «Фоме».
Прикусить эмоции
- Во многих интервью Вы говорите, что во время боя не чувствуете агрессии по отношению к противнику…
Мне кажется, верующий человек по-другому просто не может. И не только тот, кто занимается борьбой. Можно и ракеткой по воланчику бить с таким озлоблением, как будто за сеткой - твой личный враг.
- Но ведь есть же термин «спортивная злость». Она, как считается, помогает, мобилизует?
Я совершенно с этим не согласен. «Спортивная злость» - это какая-то искусственная придумка, я не понимаю - о чем это? Спортивное терпение, преодоление себя, расширение своих возможностей - это да. Когда тебе кажется, что больше уже не можешь и сил не хватает, - взять и перешагнуть через себя, прикусить свои эмоции, усталость и все равно двигаться вперед. А злость - зачем это нужно? Она только мешает. Она затуманивает голову, человек не может трезво оценивать ситуацию, не может адекватно реагировать. Где-то нужно проявить осторожность, а человек ничего не замечает. Возникает желание отомстить, кинуться вперед, чтобы просто посильнее ударить, отыграться - но это ни к чему хорошему не ведет. Как правило, люди расплачиваются за это ошибками. Причем, на мой взгляд, это касается не только спорта, но и вообще отношений между людьми.
Вы один из самых титулованных современных спортсменов, чемпион мира по смешанным единоборствам. Как все это сочетается для Вас с евангельским призывом быть последним, быть всем слугой?
Если Господь поставил меня заниматься этим делом, значит, я должен делать его максимально хорошо. Если бы по профессии я был сварщиком, старался бы варить по высшему разряду. В спорте признак максимального результата - это победа. Она важна не сама по себе, это свидетельство того, что ты сделал все до конца. Ведь о нас, православных христианах, будут судить по нашим поступкам. Мы всё должны делать во славу Божию. А делать что-то во славу Божию спустя рукава мы не можем себе позволить.
- Но неужели большие победы не несут в себе опасности возгордиться?
Несут. И неслучайно сегодня даже многие священники высказываются о большом спорте критически. Это оттого, что для некоторых спортсменов занятия спортом и победы и вправду всего лишь средство для удовлетворения собственных страстей и амбиций. Конечно, соблазн возгордиться своими успехами подстерегает каждого человека - и меня в том числе. Я всеми силами стараюсь этого не допускать. Есть только один способ бороться с этим: посвящать каждую победу Богу и своей стране.
В последнее время часто об этом задумываюсь и хотел бы обратиться к своим коллегам, среди которых есть много тех, кто и вправду служит в спорте не своим страстям, а своей стране. На нас, спортсменов, обращает внимание молодежь. Вспоминаю себя подростком: я внимательно следил за всеми выступлениями наших чемпионов по телевидению. И ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь из них сказал: «Слава Богу» или вообще каким-то образом о Боге заговорил. Все они, как правило, говорили только о себе, о своих достижениях и обидах. Собственное «я» стояло выше всего остального. Думаю, что если бы хотя бы один из них сказал однажды: «Я благодарен Богу за победу», многие мальчишки, их поклонники, в том числе и я сам, о чем-то задумались бы. Мышление молодых людей поменялось бы, они повернулись бы к Богу.
- А вам не показалось бы странным услышать о Боге от спортсмена?
Думаю, нет. Молодым людям, которые всерьез занимаются спортом, легче прийти к Богу. Ведь и в вере, и в спорте большую роль играет воспитание. В спорте воспитывает тренер, и ты должен ему верить. После этого проще поверить священнику как духовному наставнику. Занимаясь в спортивной секции, люди учатся жить в коллективе, с уважением относиться друг к другу в самых сложных ситуациях. Надо уметь себе во многом отказывать. Когда сверстники бегут на улицу получать все радости жизни или часами сидят перед компьютером, ты - на тренировке, где из тебя выжимают десять потов. Потом ползешь домой - а там еще надо делать уроки. То есть ребята в спортивной секции уже с детства знают, что такое нести свой маленький подвиг.
В одном интервью я прочитал Ваши наставления молодым спортсменам о том, что если даже противник сильнее физически, можно победить «православным духом». Как это выглядит на практике?
Бывают схватки, в которых ты чувствуешь, что соперник подготовлен лучше, но в любом соревновании есть еще и духовная сторона… Вряд ли возможно объяснить это словами, тем более неверующему человеку. Но по себе точно знаю, что когда уповаешь на Бога, тебе все равно, какой перед тобой соперник - больше или меньше накачанный, выше или ниже, сильнее или слабее. Человек выходит на поединок с верой - побеждать.
Воображаю себе молодых людей, которые поднимают железо в спортзале, и вдруг им говорят о победе «православным духом». Не возникнет у них желание покрутить пальцем у виска?
Если бы я сам этого не испытал - они, наверное, почувствовали бы ложь в моих словах и покрутили бы пальцем у виска. Но я говорю о том, что знаю. То, что люди не могут увидеть, они воспринимают подсознательно. И если человек говорит искренне и от сердца, то у людей, которые его слышат, сомнений не остается. Даже если детали до конца не понятны - все равно. Есть известная фраза: чтобы стать верующим, иногда достаточно посмотреть в глаза другого верующего. Тут как раз об этом.
Зверь и человек
В СМИ встречается информация о том, что Вы выступали за санкт-петербургский клуб «Red Devil Fighting Team» - несколько странно для православного верующего…
Это не совсем так. Я всегда выступал только за клуб Святого Александра Невского города Старый Оскол Белгородской области. К «Red Devil Fighting Team» меня почему-то упорно приписывают журналисты. Видимо, потому что меня действительно приглашали за него выступать, но одна из причин, по которым это было невозможно, - как раз название. Мы много об этом разговаривали с руководителем клуба, я настаивал, чтобы название поменяли. Сначала меня не понимали, говорили, что публика уже привыкла. Но в итоге я сумел своих собеседников убедить. И теперь клуб в Санкт-Петербурге называется так же, как и мой родной клуб в Старом Осколе - Святого Александра Невского. Казалось бы, всего лишь название - но в клубе по-настоящему изменились и атмосфера, и принципы работы.
А вас не смущает столь радикальная перемена? Получается, это так просто - взять и сделать из клуба в честь «красного дьявола» клуб в честь православного святого? Как будто ничего такого и не произошло и значительной разницы между ними нет - просто поменяли одно на другое…
Могу говорить только за себя: я не вижу тут никакого противоречия. Да, смена радикальная. Но именно так все и должно меняться в жизни, когда человек обретает веру: тебя разворачивает на 180 градусов - либо ты со Христом, либо нет. Это именно радикальный выбор. Ты порываешь со своим прошлым - уверен, по-другому нельзя. Помните слова святого князя Владимира о своем крещении: «Я был зверь, а стал человек»? Это и про меня тоже. В моей жизни до прихода к вере все было далеко не идеально. Да, родители воспитывали стремление к добру, к тому, чтобы жить по нравственным законам,но одного воспитания недостаточно: человек все равно уходит в сторону. Один раз расслабился, другой, третий - и пошло-поехало. Выскочить из этого лично мне помогло посещение Серафимо-Дивеевского монастыря.
- Что же там произошло?
Я участвовал в соревнованиях в Нижнем Новгороде, и меня пригласили в монастырь на экскурсию. По дороге в автобусе мы очень тепло общались с отцом Андреем Железняковым - протодиаконом из Нижегородской епархии. Он ни к чему не призывал, не агитировал. Просто рассказывал.
Особое впечатление на меня произвела экскурсия по монастырю. Монахиня рассказывала, как святые подвижники несли в этом монастыре свои подвиги. И вдруг в этих рассказах жития святых стали для меня как будто оживать. А потом приложился к мощам батюшки Серафима - и после этого все вопросы отпали. Что я почувствовал? Не знаю, как это описать словами. Я просто вдруг ощутил, что Бог есть и что каждую секунду своей жизни проживаю перед Ним.
Вы завершили спортивную карьеру и у Вас, должно быть, высвобождается свободное время. Вы рассматриваете его как ресурс для того, чтобы глубже погружаться в церковную жизнь?
Тут я с Вами не согласен. Нельзя жить так, что сейчас ты - спортсмен, а потом, когда свободного времени будет больше, станешь христианином. Невозможно составить такой «график». Веру в Бога нельзя отложить на потом, иначе это просто - не вера. Жизнь во Христе - прежде всего, потом все остальное. Вернее, даже такая расстановка приоритетов - не совсем то. Иногда меня спрашивают, как удается совмещать веру и жизнь. Но их ведь невозможно «совмещать», потому что они не разделены. Верой можно просто жить. Ведь по нашей вере и нашим поступкам будут судить о том, кто такие православные христиане.
А судьи кто?
- Какие процессы, происходящие в Церкви сегодня, Вас радуют, а какие тревожат?
Знаете, для меня такого вопроса вообще не стоит. Я просто знаю, что наша вера - истинная, и обретаю ее в Русской Православной Церкви. И я не тот человек, чтобы судить кого-то, чтобы радоваться каким-то «процессам» или огорчаться по их поводу. Я часть Церкви - такой, какая она есть. Если какой-то церковный человек делает что-то, по моему мнению, не так, за него нужно молиться. Сейчас многие осуждают священников. Мне кажется, этого ни в коем случае нельзя делать. Об этом сказано в Евангелии от Матфея: Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка (Мф. 10 :41 - Ред .). А когда человек заходит в храм, чтобы указать, что батюшка такой-сякой - зачем это? Это многое говорит о самих критиках. Значит, они не внутрь себя смотрят, не со своими страстями борются, а упражняются в том, как бы найти побольше соринок в глазу другого. Но Русская Православная Церковь - это все мы, верующие. Это странно, когда ты - православный христианин, но при этом смотришь на Церковь «со стороны». Нет, ты сам - часть Церкви. И все, что ее касается, ты принимаешь на себя.
- Но ведь человек может отделять себя не от Церкви вообще, а конкретно от священноначалия…
Сегодня в СМИ много говорят о Святейшем Патриархе Кирилле - и плохого, и хорошего. Но для меня Патриарх - фигура необсуждаемая. Он больше всех нас предстоит перед Богом. Люди, которые осуждают священноначалие, на мой взгляд, просто забывают о том, что всё - в руках Божьих, даже не в руках Патриарха. Он старается наставлять нас в вере. Все реагируют по-разному. Тот, кто не хочет бороться со своими грехами, - злится и ругается. Но это нормально. Ведь даже самого Христа, когда Он ходил по земле, приняли далеко не все…
Испытания и «испытания»
- За всю карьеру у Вас было всего четыре поражения, причем три из них - подряд. Вера в таких ситуациях помогает?
Я не могу Вам ответить: «Вера помогает, когда терпишь поражение». Разве есть какие-то другие ситуации, в которых вера помогать не должна? Так не бывает. Я не могу разделить свои поступки на те, что «с Богом» и «без Бога». Если я верующий, вера всегда со мной.
И тем не менее. Когда у верующего случается неудача, он может сказать сам себе: «На все воля Божья, мне это послано, значит, сейчас так надо». А неверующий смотрит и говорит: «Все это глупости и самооправдание. Ничего тебе такого не послано, просто ты сам то-то и то-то сделал не так»…
Да, мне это знакомо. Я был в подобной ситуации много раз. Но уверен, что славить Бога надо не только за победы, но и за поражения. За тяжелые ситуации, за потери. Святитель Иоанн Златоуст провел последние годы жизни в гонениях, и тем не менее его предсмертными словами стали: «Слава Богу за все». Меня потряс фильм об узниках Соловецкого лагеря - святые подвижники терпели там такие муки, что нам и представить сложно, - и все равно славили Бога. Это не какое-то поражение в какой-то схватке, это половина жизни, долгие годы, холод, голод и зачастую мученическая смерть. И за все это они благодарили Бога. Так и мы должны! Мы ничем не отличаемся от этих людей! Только нам проще. Наши «испытания» по сравнению с их испытаниями - ничто. Я знаю и чувствую, что Господь действует в нашей жизни не только, когда все хорошо, но и тогда, когда все плохо, вернее, это нам кажется, что все плохо. А на самом деле… Ведь все эти схватки, соревнования, бои, победы, поражения - все это такая мелочь по сравнению с тем, что Бог - рядом с тобой.
- Мелочь?! А зрителям кажется, что бои - вся Ваша жизнь.
Это не так. Если бы бои были для меня всей жизнью, я бы до сих пор не завершал спортивную карьеру. Сейчас поступает много разных предложений - одно лучше другого. Но все это суета. Есть только жизнь во Христе. Есть семья - малая Церковь, которая гораздо дороже спорта. И никакие соревнования не встанут с этим наравне.
Константин Мацан
Фото предоставлены M1 Global
Фото1 — Владимир Ештокин
Его называют человеком-легендой, о нем пишут книги и снимают в кино. Многие знают его как «Последнего императора» и одного из самых выдающихся спортсменов в истории смешанных единоборств. «Всё с Божией помощью» - таков его девиз. Федор Емельяненко - восьмикратный чемпион мира по смешанным единоборствам в тяжелом весе, сегодня - советник министра спорта РФ, при этом в разговоре всегда очень тихий и скромный человек. Соцсеть «Елицы» встретилась с Федором Владимировичем, чтобы поговорить о вере, о правильном воспитании детей и о том, как в любой ситуации оставаться человеком.
Федор, как занимаясь внешне очень жестоким видом спорта, таким как единоборства, где сознательно причиняется боль сопернику, быть сдержанным и не проявлять агрессию по отношению к противнику?
Я не считаю единоборства жестоким видом спорта и мало того, никогда не выходил на ринг с ожесточением или даже раздражением. Любое единоборство должно прививать прежде всего уважение к сопернику, поэтому внешнее проявление и то, что в это время творится в сердце у человека - это совершенно разные вещи.
Действительно, когда Александр Невский, защищал землю русскую от врагов, сердце его оставалось мирным, то есть в нем не было места ненависти и злобе.
Да, поэтому очень важно, несмотря на любые ситуации, будь то даже необъективное судейство или нарушение правил боя, уважать соперника и не откликаться на агрессию. Я бы привел еще такой пример. Можно выйти на ринг и биться без каких-либо негативных эмоций, а можно бить по теннисному мячу, ломая ракетки, и ненавидеть своего соперника. Очень важное значение в этом вопросе имеет воспитание. Когда меня привели в зал, то первое, что нам сказал тренер: «Вы будете обладать такими знаниями, которыми даже многие взрослые не обладают. У вас будет большая сила, но ее никогда нельзя применять вне ринга, хвастаться ею или бравировать».
Существует такое мнение, что в любом состязании, где участвуют двое, у победителя возрастет гордость, а у побежденного зависть…
Мы сталкиваемся с этим на каждом шагу, и не только в спорте. И здесь важно правильное воспитание - нужно объяснять молодежи, что состязаются они не для собственной гордости или тщеславия, а для прославления своей спортшколы, своего города, своей страны. В любом виде деятельности можно столкнуться с этими страстями и пороками, и что бы мы не делали, но радость победы и горечь поражения будет присутствовать всегда. Нужно уметь их правильно принимать - потерпев поражение не нужно отчаиваться, а относиться к этому, как к своей недоработке, одержав же победу, нельзя возноситься гордыней и приписывать ее только себе.
Ваши соперники всегда очень тепло о Вас отзываются. А поддерживаете ли Вы с ними отношения, общаетесь?
Конечно, по мере возможности общаемся. Нужно в любой ситуации оставаться человеком, не важно кто ты. Ведь человек - это образ Божий. Были такие бои, когда нашу команду в интернете пытались облить грязью. Однако после боя подходили со словами: «Извини, ничего личного…».
А на вас действует такое давление?
Нет. Стараюсь это даже не читать и никак не реагировать на это. Я знаю, что если к людям с любовью и добром подходить, то они тебе и отвечают тем же. Даже если сначала и идет какой-то негатив, то при хорошем отношении люди оттаивают и меняют свою точку зрения.
Сегодня, во время очень нестабильной геополитической обстановки, именно православие признается многими объединяющим фактором. Действительно ли православие сегодня может обрести такую силу и сплотить людей, как Вы считаете?
Я бы сформулировал это немного по-другому. Мы всегда объединялись с нашими православными братьями, другими народами, под именем Христовым. На мой взгляд, это более правильная формулировка - именно Господь нас объединяет. А победить можно только с верой, только с Божьей помощью. Ведь нет в православии такой заповеди, которая бы шла вразрез с нашей совестью. В этой связи вспоминаются слова Святого преподобного Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасемся». Сегодня, это как никогда актуально.
Какие наиболее почитаемые святые особенно близки Вашему сердцу?
Таких людей святой жизни много. Конечно, это батюшка Серафим Саровский, Преподобный Сергий Радонежский, Святой праведный воин Федор Ушаков. Уже два года езжу в Сербию, особый трепет и почитание вызывают Царя Лазаря и Князя Милоша. Косовские события - это наше Куликово поле. Очень переживаю за сербский народ, им тоже пришлось многое пережить. Из наших нынешних современников - это Патриарх Павел Сербский, греческий старец Паисий Святогорец. Вот на них и надо равняться - на наших святых, которые своей жизнью, своим подвигом доказали свою святость.
Федор, Ваши победы вдохновляют совершенно разных людей. И прежде всего, Ваши успехи мотивируют молодежь. Такие понятия как спорт и патриотизм очень близки. Как Вы считаете, что нужно делать чтобы, в России росли здоровые телом и духом люди?
Мы все должны стараться жить так, чтобы не посрамить свое имя и имя Христово. А для этого, конечно, нужно заниматься воспитанием детей и молодежи. Ведь зачастую, мы стараемся детей накормить, обуть, одеть, то есть создать все условия и блага земные, но забываем о духовной составляющей воспитания ребенка. Даже не то, чтобы духовной, а иногда и просто забываем об элементарной нравственности. Отсюда потом и происходят большие беды - наркомания, алкоголизм, дети забывают родителей. Именно поэтому, воспитание, прежде всего, должно быть в духе нравственности, основанной на вере.
Большое влияние на молодые, неокрепшие умы оказывает телевидение. Сегодня стало много передач, которые не только не способствуют развитию нравственности, культуры, а наоборот развращают. Как Вы считаете должно ли государство влиять на эту ситуацию?
Мне кажется пришло время, когда такую «свободу» нужно ограничить. Должна быть свобода добра, а не свобода в пропаганде зла и насилия.
Я думаю, что сейчас уже многое к этому идет - наш президент, В.В. Путин прислушивается к голосу Церкви. Кроме того, те события, которые сейчас происходят на международной арене по отношению к России, могут ускорить этот процесс.
Однако, при этом важно помнить, что все начинается в семье, и именно родители несут ответственность за воспитание своих детей. Нужно воспитывать ребенка так, чтобы он, не только мог отличить добро от зла, но и в любой ситуации принять сторону добра. Когда заложена основа, к воспитанию подключается учитель, школа… Кстати, многое зависит от тренера: бывают такие моменты жизни, когда тренер имеет больший авторитет, чем родители, поэтому к его выбору нужно подходить очень внимательно.
В современном обществе возрастает роль интернета в повседневной жизни людей.Часто ли Вы пользуетесь интернетом и разрешаете ли своим детям пользоваться соцсетями?
Конечно, интернетом я пользуюсь, но только целенаправленно: получаю там только нужную мне информацию. Люблю посещать православные сайты, такие как Православие.ру, сайт Патриархии, регулярно читаю жития Святых. Но в социальных сетях я не зарегистрирован.
Что касается детей, то мои младшие дочери еще не доросли до интернета, а старшая уже научилась фильтровать информацию - читать только то, что ей необходимо. Кроме того, мы с женой, наблюдаем за тем, чем она интересуется.
По Вашему мнению, может ли интернет использоваться как площадка для объединения православных людей, общения, духовного просвещения, ведения миссионерской деятельности?
Да, конечно, может. Надо всегда помнить, что интернет, как инструмент - это обоюдоострый меч, которым можно как ранить, так и помогать. Там много негативной информации, но в то же время есть полезная и нужная. Именно поэтому я вижу большие перспективы у православной социальной сети «Елицы», которая позволяет объединиться православным людям по всему миру, общаться, делиться опытом и помогать друг другу.
В заключение беседы, что бы Вы пожелали пользователям соцсети «Елицы»?
Я бы хотел пожелать, чтобы мы с большей любовью относились друг другу, приходили на помощь в нужный момент, всегда сострадали и слышали ближнего своего. В объединении наша сила.
Федор, спасибо Вам за интересную беседу.
Спасибо вам и успехов проекту «Елицы».