Секреты долголетия тибетских монахов. Тибетское долголетие Древние монахи тибета
Всё, что касается Тибета, загадочно и мистично само по себе – слишком изолирован от остального мира этот регион, слишком экзотические здесь природные условия, слишком устойчива эзотерическая репутация местных жителей. Загадочно и мистично и всё, что касается монашества – для большинства людей представляется непостижимым решение некоторых отказаться от радостей обычной жизни ради духовного очищения и совершенствования. А тибетские монахи это загадочно и мистично вдвойне…
Жизнь тибетских монахов: воздержание, медитация, единоборства?
Существует как минимум три представления о тибетских монахах, то есть о послушниках тибетских буддийских монастырей – тибетский буддизм представляет собой особое направление буддизма, характеризуемое, в частности, учением о передаче духовных знаний и власти через перерождения (ламаизм). Одно из них является сугубо западным и основано, прежде всего, на кинематографе. Согласно ему тибетские монахи и боевые искусства – неразлучные понятия. Монахи это крепкие бритоголовые мужчины, которые с утра до вечера только тем и занимаются, что либо тренируются, либо занимаются медитацией . Благодаря этому они обретают уникальные физические и паранормальные способности: все древние секреты тибетских монахов сводятся к умению крушить руками камни и деревья, левитировать, а также управлять внутренней энергией и убивать врагов одним-двумя прикосновениями.
Второе представление меньше подвержено стереотипам, но оно также является идеализированным. Это картина жизни в тибетских монастырях распространена среди западных интеллектуалов, ищущих некоей духовной мудрости и просветления в эзотерических учениях Востока. Для этих людей на определённом этапе жизни просто нет иной мечты, как стать тибетским монахом. Потому что тибетские монахи это люди, выбравшие путь полного отречения от всего земного. Каждый их день начинается с молитвы и оканчивается молитвой. В ходе дня они выполняют физическую работу, занимаются изучением буддийской премудрости и пребывают в состоянии медитации. Они молчаливы и сдержаны, никакие негативные эмоции и мысли их не беспокоят, они стремятся лишь к бесстрастию и достижению Нирваны. А самые совершенные из монахов этот отшельники, уходящие в горные пещеры или запирающиеся в крохотных хижинах и берущие на себя обет молчания.
И есть третий вариант, который открывается при непосредственном знакомстве с реальной жизнью в буддийских монастырях Тибета. С той самой жизнью, в которой характерная жёлтая или коричневая одежда тибетских монахов не только вызывает уважение у местных жителей, но и может стать причиной гонений со стороны китайских властей. Той жизнью, в которой легендарные восточные единоборства почти не практикуются среди буддийских монахов: одна часть монахов несёт физическое послушание и выполняет конкретную работу, другая часть сосредоточена на медитативных практиках и редко сдвигается с места. Той жизнью, в которой многие буддийские монастыри превратились в своего рода туристические центры для иностранцев, где для них демонстрируются красочные, но не имеющие отношения к реальности сцены и зрелища, и не происходит никаких сверхъестественных событий.
Медитация тибетских монахов не продлевает жизнь?
Одним из основных современных информационных трендов, связанных с тибетским буддизмом, является уверенность, будто местные монахи обладают некими уникальными и чудотворными теоретическими и практическими познаниями в области здоровья. Якобы существует некий рецепт долголетия тибетских монахов, который им позволяет жить как минимум 80 лет и при этом всю жизнь быть абсолютно здоровыми. При этом лечение тибетских монахов осуществляется исключительно нетрадиционными методами, не имеющими ничего общего с современной западной медициной. Правда, никто из европейских популяризаторов тибетской мудрости как-то не спешит применять эти традиционные средства на себе: так как в их число входят не только всевозможные компрессы и настои из лечебных трав, но и кровопускания с прижиганиями.
Помимо этого, большую популярность в Интернете снискала диета тибетских монахов – якобы специальная система питания, которая не только не содержит никаких вредных компонентов, но и способствует быстрому и эффективному похудению. Сложно сказать, для чего монахам высокогорных тибетских монастырей нужны рецепты для похудения. Однако за раскручивание «тибетских» диет активно взялись многочисленные женщины, озабоченные данной проблемой. Секретом этого рецепта называют не только состав меню (полный отказ от мяса, обилие растительной пищи), но и особый порядок питания – определённая очерёдность потребляемых продуктов, неторопливая и вдумчивая трапеза, активное потребление воды и тому подобное. Правда, при этом не объясняется, как неторопливость и вдумчивость трапезы сочетается с допустимостью «перекусов» во избежание самого возникновения чувства голода. Получается, что монахи весь день напролёт неторопливо и вдумчиво едят, борясь с голодом. Равно как и сложно объяснить, почему при всех сверхъестественных познаниях тибетских монахов в медицине и гастрономии они отнюдь не являются долгожителями, а средняя продолжительность жизни в Тибете не достигает и 70 лет.
Музыка тибетских монахов
Ещё одной стороной духовно-культурной жизни тибетских монахов, получившей в последнее время широкое освещение на Западе, является музыкально-литературная составляющая буддийских ритуалов. Тайны тибетских монахов, оказывается, кроются также и в их то ли зачитываемых, то ли пропеваемых молитвах-заклинаниях, мантрах. Мантры в исполнении тибетских монахов, согласно утверждению некоторых буддистов и приверженцев эзотерических учений, обладают магической силой. Эта сила поддерживается особой жизненной энергией, активизируемой во время чтения мантр.
Но одних только мантр как текста недостаточно – необходимо ещё и особое горловое пение тибетских монахов. Только лишь когда мантры произносятся особым горловым способом в сопровождении специальной музыки или без неё (горловое пение можно рассматривать как самостоятельный музыкальный инструмент), может быть достигнут необходимый эффект. Горловое пение буддийских монахов в монастырях Тибета действительно является оригинальным проявлением культурной жизни и активно изучается как профессиональными музыкантами, так и этнографами. Однако в моде на мантры настораживает утверждение, что книги тибетских монахов содержат мантры-заклинания, способные обеспечить человеку счастье, здоровье, богатство и даже то самое похудение. Вызывает большое сомнение, что настоящие тибетские монахи нуждаются в богатстве или тем более в снижении массы своего тела магическим способом.
Александр Бабицкий
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Монахи Тибета и их способности давно являются предметом обсуждения. О них слагают байки и легенды. Кто-то мечтает им подражать и так же, как они, жить в отдалении от мирской суеты, а кто-то называет чудаками. Одни восхищаются их возможностями, другие скептически закатывают глаза.
В этой статье мы постараемся развеять ваши сомнения и помочь вам подобраться к правде. Предлагаем включить воображение и прожить день тибетского ламы, чтобы узнать секреты недюжинных талантов этих удивительных людей.
Один день из жизни монаха
Жизнь монаха плавно перетекает из одного дня в другой. Время идет размеренно, ровно, спокойно. Почти всегда монах находится наедине со своими мыслями, в уединении – если не физическом, то духовном уж наверняка.
Караван, поставляющий продовольствие – это все, что связывает его с внешним миром. Даже с другими монахами он общается редко, а когда такое случается, то лама обычно немногословен.
В 6 утра в горах наступает день. Монахи приветствуют его, поднимаясь на горную вершину, где проводится групповая утренняя гимнастика. Они знают, как важно поддерживать в гармонии физическое тело и душу: чтение мантр сменяется обливанием ледяной водой и упражнениями, направленными на повышение выносливости.
Горный воздух в сочетании с солнечными ваннами, по крайней мере по четверти часа в день, способны подарить хорошее психофизическое состояние, зарядить энергией солнца, слиться с природой.
Медитации уносят в духовный мир, дают абстрагироваться от суетности человеческой жизни, поэтому ламы практикуют в течение всего дня. В перерывах они занимаются обычными делами, которые нужно выполнять для функционирования монастыря: занимаются возделыванием земли, готовят, убирают, стирают.
Послушники монастырей с особым вниманием относятся к своему питанию. Размер порции и ее калорийность рассчитываются индивидуально, они зависят от роста, веса, физической активности.
Главный секрет – не переедать, потому что это неизбежно ведет к лишнему весу, проблемам сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
При этом еда должна насыщать, быть богатой витаминами, чтобы энергии и полезных элементов хватало на весь день. Ламы питаются простой пищей, многие из них преимущественно вегетарианцы, хотя употребление яиц и молочных продуктов не возбраняется.
Прием пищи в монастыре не превращается в трапезу с сопутствующими светскими беседами. Даже едят здесь молча, медленно, тщательно.
Жизнь в храме насквозь пронизана вибрациями и мерным шепотом, в которые складываются мантры. Это своеобразная музыка тибетского пространства.
Кстати, о музыке. Особый, даже сакральный ее вид, известный человечеству, принадлежит монахам – это горловое пение. Оно не нуждается в сопровождении музыкальными инструментами, это одна из сторон культуры тибетцев и способ выражения философского канона.
Многие удивляются невозмутимости, отрешенности и спокойствию тибетских лам, их здоровью, долголетию. Залог этого – в их непреложных правилах:
- уединение;
- покой;
- молитвы;
- сосредоточение;
- физическая активность;
- медитации;
- правильное питание;
- закаливание;
- светлые мысли;
- единение с природой.
Сверхспособности или выдумки?
Мы нередко слышим истории, в которых люди восторженно рассказывают, например, о левитации и летающих монахах, а противовес им– опровергающие рассказы. Для обывателей эти знания мистичны и прикрыты завесой тайны, в то время как ученые из разных стран изучают способности, проводят исследования, делают измерения физических показателей.
Ламы своими действиями подтверждают, что регулярные медитации и йогические практики способны дать многое. Одна способность проявляется у тибетских практиков так часто, что ей даже дали название – «туммо».
Они научились повышать температуру своего тела, чтобы выдерживать долгое время, иногда даже целые месяцы, в холоде на высоте в три-четыре тысячи метров в легкой одежде.
В 80-е годы доктор медицинских наук из Гарвардского университета установил, что некоторые представители способны увеличивать температуру конечностей на восемь градусов – а это прямо противоположно обычной реакции организма на холод. Несколько лет спустя ученым из этой же альма-матер удалось зафиксировать на видео, как монах своим телом высушивает мокрое холодное белье.
Как говориться, шах и мат скептикам, которые не верят в правдивость настоящих экзаменов тибетцев, когда ученик всю ночь должен просидеть на снегу или льду лишь в мокрой одежде, которую до рассвета беспрестанно опускают в лунку каждый раз, как только она высохнет.
Также исследователи доказали, что ламы научились замедлять обмен веществ организма – это помогает медленнее тратить энергию, как происходит, скажем, во время сна. Сравните: метаболизм обычного человека при засыпании автоматически сокращается на 15%, в то время как среди медитирующих монахов этот показатель достигает 64%.
Еще одно ошеломляющее умение именуется как «лун-гом». Проявляется оно в развитии невероятной скорости при ходьбе по снегу с помощью медитаций, уменьшающих массу тела.
Ученые утверждают, что ими была зафиксирована рекордная скорость – 57 километров в час. При этом «бегуны» могут преодолеть не одну сотню километров без отдыха и еды.
Чудеса нетленности
В истории буддизма бывают уникальные случаи, которые со временем не кажутся уже такими беспрецедентными. Один из них – феномен Итигэлова. Своими глазами убедиться в правдивости этой истории может каждый из нас, отправившись в Иволгинский дацан, который находится в тридцати километрах от столицы Бурятии.
В ХХ веке был известен хамбо-лама Даши-Джордж Итигэлов. В 1927 году, в возрасте 75 лет, Учитель погрузился в медитацию, оставив своим последователям наставление эксгумировать его через три десятка лет.
Все сделали, как подобает, но результаты были шокирующими. Из бочки извлекли тело будто спящего человека, не изменившееся, не деформировавшееся. Более того, наблюдатели твердят, что иногда температура Учителя изменяется, а на кожных покровах проступает пот.
Факты налицо, результаты зафиксированы, монахи своим примером доказывают, что возможности человека безграничны. Доверять или проверять — выбирать вам.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть чудеса не покидают вас. Рекомендуйте наши статьи в социальных сетях, и будем искать истину вместе.
Тибетские монахи: обладатели сверхсилы или чудаки с гор? Религиозная жизнь Тибета, прежде всего, сосредоточена в многочисленных монастырях, в которых проживают удивительные люди – тибетские монахи. Удивительными и загадочными они кажутся большинству людей, тем, кто никогда не бывал в Тибете и не особо знаком с основами буддизма.
Несмотря на то, что большую часть своего времени монахи проводят в своих монастырях, эти люди играют очень важную роль в жизни всех жителей Тибета. Тибетские монахи не только проводят религиозные церемонии и ведут дела монастыря, к ламам обращаются в случае семейных споров, у них ищут помощи в решении проблем личного и психологического характера. Тибетский монах помогает словом, рассказывая человеку о практиках, которые могут ему помочь, показывает пути решения проблемы, представляя ее в философском аспекте. И, как утверждают тибетцы, это действительно работает. Нередко младший сын в тибетских семьях становится монахом, иногда это делается для того, чтобы избежать разделения наследства между несколькими сыновьями или тогда, когда многодетной семье становится трудно справляться с хозяйством и кормить всех ее членов. В очень многих тибетских семьях один из сыновей (а то и несколько) являются монахами и на постоянной основе проживают в монастырях. В 1959 году практически половина мужского населения Тибета были монахами, однако со временем количество тибетских монахов значительно сократилось. Если в 1950 году их насчитывалось 120 000, то уже в 1987 году всего лишь 14 000. Однако на сегодняшний день, согласно последним данным в Тибете проживает около 467 000 монахов.
Жизнь тибетских монахов Жизнь монахов проста до невозможности, тибетцы в большинстве своем стараются максимально следовать жизненной модели Будды, который сменил свои одежды на простое платье, монахи бреют лица и головы, дабы не ощущать тщеславия, едят самую простую пищу и много времени проводят в медитациях и философских спорах. Совместное существование для монахов дело привычное, один из монахов, вспоминая свои детские и юношеские годы в монастыре со свойственной тибетцам аллегорией, сравнил свое пребывание там с жизнью лягушек, попавших в глубокий колодец. Весь мир для этих юношей, по словам монаха, заключался тогда только в стенах этого колодца и клочке неба над головой. Однако многие монахи вспоминают свои годы жизни в монастыре как самое счастливое время в своей жизни. Светские дела и заботы остаются для решившего стать монахом в другом мире, монаху не нужно пасти скот и заботиться о стаде, заботу о своих престарелых родственниках он перекладывает на плечи других, все беспокойства и проблемы остаются за стенами монастыря. Жизнь на лоне природы, общение со сверстниками, духовное и физическое развитие, - от тибетского монаха вы вряд ли услышите слова сожаления по поводу принятого однажды решения стать тем, кем он стал.
Тибетские монахи - дети Мальчики попадают в монастыри в весьма юном возрасте, примерно в пять лет, для того, чтобы стать маленьким монахом, малышу нужно пройти специальный экзамен и получить благословение ламы. В монастыре маленького буддиста ждут занятия по логике, изучение священных текстов, уроки медитации и риторики.Практика набирать в монахи столь юных созданий не раз подвергалась критике, даже представитель Далай Ламы признал однажды, что дети в таком возрасте еще не слишком понимают, куда и зачем они попадают, но с другой стороны, как отмечает пресс-секретарь главного лица Тибета, лучшие богословы и учителя становились монахами в весьма юном возрасте. Монахи пользуются в Тибете всеобщим уважением, матери расставаясь со своим малышами, понимают, что их ребенок попадает в особый мир, который даст им очень многое, от знаний до известной «профессии». Вообще к детям в Тибете относятся по-особому, кажется, что все дети там наслаждаются всеобщей любовью и заботой, друзья ухаживают за детьми своих приятелей, соседи кормят живущих рядом ребятишек и так далее. Чтобы попасть в монастырь в подростковом возрасте, юноше также придется сдать экзамен и выучить наизусть больше сотни священных текстов.
Повседневная жизнь тибетских монахов Повседневная жизнь монахов выглядит размеренной и упорядоченной. Просыпаются монахи в 5:30 утра, зажигают в честь Будды и Далай Ламы лампады из масла яка, и следующие пять часов проводят в медитациях и молитвах. Пополудни двое монахов взбираются на центральную башню храма и трубят в рог, созывая на молитву старших монахов. Дневное время посвящено занятиям, дискуссиям на религиозные темы, молитвам за мертвых, философским диспутам и изучению манускриптов. При этом в расписании монахов установлено до девяти перерывов на простую трапезу и чаепитие.Многие монахи постоянно носят с собой деревянную миску, прикрепленную к одежде. Люди, хорошо знакомые с монастырской жизнью, могут по форме миски определить из какого монастыря ее хозяин. В среде монахов достаточно хорошо организовано «профессиональное» образование, монахов обучают кулинарному искусству, азам преподавания или администрирования. В прошлом при многих монастырях были специальные команды «боевых монахов», миссия которых заключалась в защите монастыря в случае какой-либо угрозы. Монахи живут за счет продуктов, которые получают за свою работу, пожертвований фермеров и финансовой помощи своих семей. Определить сына в монастырь считается особой заслугой, родители монахов неизменно гордятся своими отпрысками и всячески их поддерживают на пути поисков истины и просветления.
Тибетские монахи: медитация Достаточно большую часть своего времени тибетские монахи посвящают медитации. Следуя высказыванию о том, что расслабление есть жизнь, а напряжение – смерть, ученики в первую очередь получают знания об искусстве релаксации. Медитация – это не только расслабление, это привыкание к положительному, благому способу мышления, к доброму, положительному состоянию ума.Монахи ежедневно практикуют техники, позволяющие им максимально избавиться от желаний и привязанностей. Одна из таких практик, например, выглядит так: монах должен смотреть, не отрываясь на статую Будды и буквально впитывать каждую деталь, форму, цвет и так далее, одновременно размышляя об учении Будды. Погружаясь в свои размышления, монах начинает визуализировать детали, руку, ногу, ваджру в руке Будды. Чем больше монах концентрируется на божестве, тем меньше его мысли заняты мирскими реалиями. Такая техника требует постоянной практики. Все в этом мире, по мнению тибетского монаха, непостоянно и мимолетно. Что с того, что пол – это камень, а чаша сделана из дерева, все это иллюзия, уходя из этого мира, человек ничего не сможет взять с собой, даже свое тело, поэтому уделять слишком много внимания материальному не имеет никакого смысла. Вот такая философия.
Тибетские монахи в бытовой жизни Жизнь тибетского монаха – это не только размышления и медитация, новички и младшие монахи заняты по хозяйству, они стирают, убирают помещения, носят воду, снуют туда-сюда с чайниками, предназначенными для чаепитий старших. Чтобы заслужить поощрение учителя в честь дня рождения Будды некоторые монахи целый день проводят на ногах, перенося с одного места в другое тяжелые молитвенники в деревянных переплетах. Во многих классных комнатах можно увидеть ведра, эти сосуды - своеобразный инструмент наказания: если ученик не знает текста, который он должен прочитать по памяти, он должен повесить себе на шею ведро с водой и носить его пока, текст не будет выучен.Многие монахи занимаются переписыванием священных текстов, другие проводят время, обсуждая парадоксальные, на первый взгляд вопросы, как то «есть ли у кролика рог». Священники и учителя во время занятий стоят, а ученики сидят на полу. В свободное время монахи играют в футбол и другие спортивные игры, просто дурачатся или собираются в главном холле монастыря, не особо обращая внимание на взоры любопытных туристов. В 1989 году в одном из монастырей на юго-востоке провинции Сичуань была организована первая и пока единственная пожарная команда, состоящая из монахов. 80 монахов из 130 являются членами этой пожарной дружины, новичков также обучают пожарному делу.
Тибетские монахи-отшельники В буддизме существует традиция отшельничества, монахи с огромным уважением относятся к людям, посвятившим свою жизнь добровольному заточению, при этом жизнь их является тайной и практически не обсуждается. Отшельниками монахи становятся по доброй воле, человек просто принимает такое решение и сообщает об этом настоятелю храма, никаких посвящений или испытаний, сопровождающих уход в отшельники, не существует. Каждый отшельник выбирает свой путь к познанию истины и духовному просветлению, одни, удаляясь в горы, сохраняют за собой привилегию общения с внешним миром, другие же, избравшие наиболее суровый путь, буквально замуровывают себя в хижине, куда не попадает ни воздух, ни солнечный свет. Этот человек дает обет молчания, рядом с ним, вернее за стенами его хижины, находится человек, такой же безмолвный, как и сам отшельник, который приносит избранному еду и воду. Пища передается отшельнику через узкое окошко в стене.
Принципы питания тибетских монахов Многие монастыри ведут свое собственное хозяйство. При обработке земли, посеве и сборе урожая, тибетские монахи используют самые примитивные технологии, так как для них очень важен максимальный контакт с землей и природой. О рационе тибетских монахов говорят очень много, желающим похудеть даже предлагается так называемая «диета тибетских монахов», на самом деле не имеющая никакого отношения к стилю питания жителей монастырей. Монахи придерживаются системы раздельного питания и практикуют вегетарианство. Исключение делается только для яиц и молочных продуктов, но в весьма ограниченных количествах.Чайные церемонии в жизни монахов играют очень важную роль. Каждое утро ламы собираются на утреннюю молитву под руководством учителя сутр, после молитвы все пьют чай с цампой. Дневные молитвы и чтение священных текстов также сопровождается чаепитием. Вечернее чаепитие носит более неформальный характер.
Тибетские монахи: создание песочной мандалы Создание песочной мандалы – особый вид искусства, в котором тибетские монахи достигли небывалых высот. Мандала создается из окрашенного песка, иногда ее делают из зерен, мраморной крошки или цветных порошков. Рисунок создается из кропотливо выложенных в определенном порядке мелких частичек. Процесс создания песочной мандалы может занимать целые недели, особые значения в этом сакральном рисунке имеют внутреннюю, внешнюю и тайную формы. Монахи считают, что создавая мандалу, они очищаются от всего ненужного, это своего рода арт-терапия, причем направлена она не только на тех, кто занят в процессе создания песочной мандалы, но и на место, где она создается. Самое удивительное то, что после долгих часов складывания песчинок в сложный многоуровневый рисунок, мандала разрушается. Процесс разрушения мандалы символизирует бренность и непостоянство окружающего мира. Цветной песок, из которого была сделана мандала, высыпают в реку, чтобы вода несла позитивную энергию туда, где это необходимо. Процесс разрушения мандалы для монахов несет не меньший смысл, нежели ее создание. В крайне редких случаях мандалу сохраняют.
Одеяние тибетских монахов В гардеробе тибетских лам отсутствуют пышные одежды и роскошные головные уборы, одеяния монахов – еще одно проявление аскетизма и канонов, заложенных в священных текстах. Стандартный комплект одежды тибетского монаха состоит их трех вещей: антаравасака - кусок ткани, который закрывает нижнюю часть тела и закрепляется на поясе, уттара санга – большой отрез ткани, который драпируется в верхней части силуэта и сангати – «внешняя одежда» из плотного материала, которая защищает монаха от холода и непогоды. Традиционная цветовая гамма тибетского монашеского костюма – желто-оранжевый и бордовый цвета. Современные монахи носят рубашку дхонку, верхний саронг, и накидку, иногда можно встретить обувь из ткани, головной убор и штаны. Монахи самостоятельно ухаживают за своей одеждой, заменить старое одеяние на новое можно лишь в том случае, если количество заплаток на ней превысило десять.
Пение тибетских монахов Буддийские ритуалы, в частности чтение мантр, нередко сопровождаются музыкальным оформлением. Пение тибетских монахов, как утверждают некоторые адепты буддизма, обладает своей собственной магией. Во время пения мантр активизируется особая энергия, которая придает этой музыке магическую силу. Пропевание мантр иногда сопровождается игрой на музыкальных инструментах, чаще всего это традиционные тибетские духовые инструменты. Пение монахов весьма своеобразно, это нечто среднее между чтением и пением с горловым эффектом. Некоторые музыковеды горловое пение монахов-буддистов даже выделяют в отдельный музыкальный жанр, интересный не только музыкантам, но и представителям самых разных наук.
Тибетские монахи - ламы Ламы – центральные фигуры тибетских монастырей, эти люди являются духовным наставниками и ведущими учителями, которые в устной форме обучают монахов техникам медитаций и дисциплинам, а также отправляют религиозные ритуалы. Трепетное отношение к ламам и глубокое уважение к ним иногда приобретает формы крайнего поклонения, когда к ламе относятся как к живому божеству. Ламы ведут религиозные собрания и председательствуют на диспутах, считается, что эти люди обладают сверхспособностями, с помощью которых ламы убивают демонов, привлекают удачу, благосостояние и крепкое здоровье.Жители Тибета верят, что после смерти ламы его душа находит себе новое тело, и как только лама отправляется в мир иной, начинаются поиски того человека, в чье тело предположительно вселился дух умершего ламы. Согласно традиции поиски такого человека должны основываться на видениях оракулов, священных текстах или сведениях, оставленных умершим, но на деле этот процесс часто зависит от политики и фракционных интриг. Теоретически ламой может стать и женщина и не житель Тибета, но практически всегда ламами становятся исключительно мужчины. В поисках ламы внимание обращается на малейшие детали, у нового ламы, например, должны быть красивые руки, так как руками он должен совершать особые ритуальные движения.
Тибетские монахи - почитаемые ламы Прежде чем стать ламой, молодые люди проходят пятилетний курс обучения, как правило, занятия начинаются с самого раннего возраста, примерно с шести лет. Лам почитает весь Тибет, их портреты можно встретить чуть ли не в каждом доме. Существует обычай подношения ламе шарфа, согласно которому при встрече с ламой, ему обязательно нужно подарить шарф. Такие шарфы можно купить в монастыре. При встрече с почитаемым ламой жители Тибета часто падают ниц, пытаясь приподнять платье монаха и коснуться его ног в знак особого уважения.Лама не обременяет себя имуществом, все, чем он владеет, это церемониальная чаша из человеческого черепа, серебряные амулеты, отпугивающие собак и болезни, и трехгранный ритуальный клинок, защищающий от невежества, страсти и агрессии. В большинстве тибетских деревень проживает лама, этот человек выполняет функции мэра, священника, целителя и оракула. Многие ламы отходят от обета безбрачия и заводят собственные семьи. Некоторые ламы, пользуясь своим положением, не упускают случая подзаработать: они освящают дома, скот и людей за что получают деньги, товары или продукты.
Современные тибетские монахи Современные тибетские монахи при всей традиционности буддизма не так строго придерживаются правил и канонов, неукоснительно соблюдавшихся ранее. Монахи меняются. В наши дни монах в ярких кроссовках и с сотовым телефоном не такая уж редкость. Некоторые монахи свободно выкуривает сигарету после медитации, лакомятся фруктовым мороженным на палочке или ездят на скутере и никто не выгоняет их из монастыря за подобное поведение. Монахам можно отказываться от одежды из грубой ткани и носить одеяние из более мягких и комфортных материалов, им разрешено учить иностранные языки и следить за передовыми технологиями в мире электроники. Известны случаи вовлечения монахов в контрабанду антиквариатом и произведениями искусства, некоторые продавали туристам статуи Будды, украденные из монастыря по цене от пяти до пятидесяти тысяч долларов. Но это, конечно, исключения. При всей своей закрытости и загадочности, монахи открыты миру, по крайней мере, они не стесняются зевак и туристов, хотя и очень не любят отвечать на их вопросы.
Возможно вы слышали или читали в интернете легенды о тибетском долголетии. Предлагаю прямо сейчас исследовать этот вопрос.
Кстати, источником тибетской молодости авторы считают эликсир из чеснока, лимонов (все по 10 головок) и 700 мл меда. Они обещают - что три раза в день по чайной ложке этого эликсира перед едой сотворят чудо: уйдут угри, разгладится кожа, пройдет хроническая усталость, улучшится потенция и менструальный цикл, возрастет иммунитет, наступит облегчение в хронических заболеваниях. В общем вернется молодость, и вы проживете долго и счастливо.
Не буду останавливаться на сложном влиянии на организм (особенно с хроническими заболеваниями) ежедневное сочетания чеснока, лимонов и меда. Не стану предлагать задуматься о печени, зубной эмали и холецистите..
Давайте задумаемся над более общим и важным вопросом, а действительно ли существует тибетское долголетие?
В легендах о тибетском долголетии рассказывают о том, что минимальная жизнь тибетского монаха была 100 лет, а в основном больше.. О том что некоторые монахи до сих пор живы с 16 века.. О том что молодость и долголетие более 100 лет происходят в силу духовного развития и особой тибетской медицины..
Но так ли это на самом деле?
Разумеется, в рамках нашего проекта "Долголетие" мы не могли пройти мимо этой интересной и важной темы, поэтому постарались разобраться в вопросе.
Что такое Тибет
Тибет - район Центральной Азии, находится на Тибетском нагорье. Отличительные черты - тибетский язык и религия: тибетский буддизм.
В 1950 году армия Китая присоединила Тибет. Бывшее правительство Тибета, во главе с Далай-ламой (дословно великий учитель ) подписало документы о присоединении к Китаю и с тех пор находится в Индии.
С той поры Тибет входит в состав Китая как Тибетский автономный район и несколько автономных округов в провинциях, столица Лхаса.
Условия жизни и долголетия в Тибете
Как живёт коренное население Тибета?
Исследуя вопрос долголетия в Тибете, мне попался интереснейший документ - предварительный протокол заседания №20 ВОЗ (скачать) в Женеве, датированный 29.05.1975.
Зацитирую отрывок из него:
Г-жа TZUJENCHOKA (Китай) пояснила:
До 1951г. массам тибетского населения не оказывaлось никакой медицинской помощи и не предоставлялось лекарственных средств, a поэтому наблюдалась очень высокая смертность матерей и детей .Были пpоведены кампании по иммyнизации против некоторых болезней, a оспа и холера были ликвидированы .
Оснований не доверять очевидцу нет: она подробно рассказывает сколько больниц открыли, сколько медиков обучено, насколько охвачено население медпунктами.
Вот ещё данные:
За время китайского правления в Тибетском автономном районе утроились сборы зерна, поголовье скота.
Средняя продолжительность жизни населения увеличилась с 36 до 67 лет , само население выросло почти в 3 раза и в 2009 году приблизилось к 3 миллионам человек.
Википедия
Картина о долголетии тибетцев складывается не очень красивая.
В последние годы у тибетцев можно выделить 2 серьёзные проблемы.
1 проблема: гибель многих тибетцев в период затяжного конфликта с китайскими властями. И конфликт этот длится по сути до сих пор: последнее крупное выступление было в 2008 году перед Олимпиадой в Пекине
Заключение Конгресса США, 1987 год:
Раздел 1243.
...более 1,000,000 тибетцев погибло с 1959 по 1979 год , что явилось прямым следствием политической нестабильности, казней, тюремных заключений и крупномасштабного голода
2 проблема: коренное население Тибета испытывает трудности всвязи с тем, что его теснят китайские мигранты в ущерб коренному населению. Соответственно сложности с устройством на работу, низкий уровень жизни и т.д.
Возможно ли долголетие в данной ситуации, по крайней мере для основного населения?
Очевидно что ответ отрицательный. Для основной массы тибетского коренного населения вопрос о долголетии не стоит.
Факты о долголетии тибетских монахов
Тибетская медицина была сосредоточена в монастырях, и знаниями обладали только посвященные, монахи. А главным хранителем тайн тибетской медицины являются далай-ламы.
Логично в этом случае предположить, что именно высшие монахи должны обладать максимальным здоровьем и долголетием.
Посмотрим на факты. Ниже таблица с датами жизни Далай - лам с 1391 года (Вики)
Мы видим, что ни о какой продолжительности жизни 100 и более лет речи не идёт.
Вывод о тибетском долголетии:
Слухи о тибетском долголетии сильно преувеличены.
Однако хочется верить в чудо, что где-то там далеко люди всё-таки овладели чудом долголетия..
При этом мы ни в коем случае не отрицаем тибетской медицины или её эффективности - данный вопрос в рамках этой статьи просто не рассматривался.
Из Тибета славятся своей невероятной выдержкой, спокойствием, самообладанием, а об их физических способностях слагают легенды. В нашем современном суетном мире эти люди могут быть примером для подражания. Неудивительно, что мы хотим узнать их секреты.
Сегодня мы поговорим на такую интересную тему, как жизнь тибетских монахов. Статья ниже окунет нас в один день из жизни монастыря, покажет, по какому распорядку живут монахи, во сколько встают, чем занимаются, что едят, как поддерживают здоровье тела и духа и как обучаются.
Распорядок дня
Жизнь в монастыре нельзя назвать легкой. Это постоянная работа: над собой, собственным телом, умом, духом, работа на сельскохозяйственных угодьях, чтобы прокормить себя, в учебных классах, в свое личное время.
Тут нет места развлечениям, увеселениям, привязанностям. Здесь неважно, кто твои родители и какой у тебя был социальный статус.
Из личных вещей – только предметы гигиены, одежда, одинаковая для всех, и стопка книг. Из связи с внешним миром – машина, которая пару раз в неделю доставляет продукты.
Но именно такой отрешенный, уединенный, скромный, даже аскетичный образ жизни делает монахов настолько сильными. Они знают, что все зависит от распорядка дня, от привычек, которые нами иногда могут управлять. Именно поэтому монахи беспрестанно воспитывают в себе положительные качества, силу воли, чистоту мысли, крепость духа.
Режим дня в монастыре строгий, цикличный, и может показаться, что каждый день похож на предыдущий. Но это не совсем так: каждый день – борьба, самовоспитание, самодисциплина, самосовершенствование.
Основа всего – качественный сон. Ламы стараются высыпаться, при этом практикуют ранний отход ко сну и ранний подъем. Утро начинается с первыми лучами солнца.
В каждом монастыре могут быть свои распорядки, но примерный ежедневный режим монахов следующий:
- 6.00 – подъем, восхождение на вершину горы или склона, групповая утренняя гимнастика, закаливание, солнечные ванны, медитация;
- 7.00 – завтрак;
- 7.30 – чтение мантр, медитация;
- 9.00 – учеба, дебаты с однокурсниками;
- 11.00 – обед;
- 12.00 – выполнение общемонастырских работ (уборка, стирка, приготовление еды), обучение, изучение философии, медицины, буддийских текстов, иногда – боевых искусств, физические упражнения;
- 17.00 – ужин;
- 18.00 – обучение, дебаты, диспуты на философские темы;
- 23.00 – отбой.
Важно, что быт монастыря монахи устраивают сами, поэтому каждый день они, кроме физических, духовных практик и учебных занятий, занимаются также хозяйственными делами. Например, убирают в кельях, аудиториях, во дворе, возделывают сельскохозяйственные угодья, дежурят по кухне.
Здоровье тела
Оздоровление тела начинается с самого утра, с первым глотком свежего горного воздуха, который насыщает весь организм необходимым ему кислородом. Сразу после пробуждения монахи отправляются на открытую местность, чаще всего на верхушку холма, где занимаются физическими упражнениями.
Самый распространенный комплекс утренних упражнений – комплекс йоги Сурьянамаскар, который так и переводится – «приветствие Солнцу». Светило насыщает человека положительной энергией ци, пробуждает все внутренние функции организма.
Гимнастика сочетается с дыхательными упражнениями и заканчивается медитативными практиками. Сложность и продолжительность варьируется от каждого монастыря и уровня подготовки послушников.
Кроме того, монахи закаливаются, обливаясь холодной водой или обтираясь снегом, если монастырь находится на вершине заснеженного горного пика. Закаливание повышает иммунитет, укрепляя здоровье в целом.
Затем следуют солнечные ванны, которые длятся не менее 10-15 минут. Кроме мощного заряда энергии, которое дарит солнце, оно становится хорошей профилактикой кожных заболеваний. В течение всего дня монахи часто продолжают физические и дыхательные практики.
Питание
Другой секрет здоровья лам заключается в том, что и как они едят. Трапеза в монастыре – это не шумное застолье и повод посплетничать. Обычно приемы пищи здесь проходят в неторопливой тишине, в добром расположении духа, сопровождаемые молитвами.
Что касается еды, то они считают, что главная ошибка здесь может заключаться в переедании, которое влечет за собой лень, апатию, а с ними недуги, ожирение. Монахи употребляют питательные блюда, которые способны насытить их для выполнения физического труда, но при этом выходят из-за стола с чувством легкого голода.
Некоторые послушники являются вегетарианцами, однако обычно едят яйца. Но даже те, кто употребляет мясо и рыбу, придерживаются принципов раздельного питания: продукты, насыщенные белками, не могут подаваться вместе с углеводной пищей, а за одну трапезу лучше съедать единственное блюдо.
Интересно, что т ибетцы обычно не употребляют кофе, зато их излюбленный напиток – часуйма. Это смесь чая пуэр, молока, маслаи изрядно количества соли.
Спокойствие ума
Вывести тибетского монаха из равновесия – непосильная задача для любого. Они немногословны, даже между собой не ведут долгих диалогов и задушевных бесед. При этом словно вся энергия направлена на внутреннее созерцание и успокоение ума.
Такое состояние достигается путем долгих тренировок, медитаций. Но есть одно универсальное вспомогательное средство – звук.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть здоровье, бодрость, гармония тела и духа не покидают вас.
Подписывайтесь на наш блог, и мы будем присылать вам новые интересные статьи на почту.
До скорых встреч!